Анализ произведения шукшина экзамен

это удивительная и атмосферная история о решительности, воле и духовной силе главного героя. Анализ произведения «Экзамен» Шукшина. «Экзамен» – рассказ 1962 года. Рассказ Василия Шукшина под названием "Экзамен" в свое время нам порекомендовал в университете прочесть наш преподаватель по культурологии, Сергей Борисович.

«Экзамен», анализ рассказа Шукшина

Заголовок — это и тема, и основная мысль рассказа. Выдержали ли герои трудный жизненный экзамен, осталась ли чистой их совесть, не изменили ли они себе? Герои рассказа Профессор Григорьев — строгий и принципиальный человек. Он принял экзамены у множества студентов, но признает индивидуальность каждого. Профессор наблюдает течение жизни в произведениях литературы, в городе за окном, но сам как будто не живет. Мир вокруг него торопится, а профессор все больше думает и рассуждает. Постепенно в диалоге профессор проявляет свои негативные качества. Рассердившись, профессор сохраняет убийственное спокойствие, но его отношение к студенту меняется.

Он начинает издеваться, злиться, досадовать, но при этом и жалеет парня. Когда профессор узнает, что студент был в плену, его отношение снова меняется. Профессор — сноб. Он совершенно уверен, что студент деревенский, на том лишь основании, что тот плохо учится. Узнав, что студент — горожанин, профессор принимает его почти как равного и изливает ему душу. Старик рассказывает свой секрет: когда он бывает в Киеве на Подоле, ему открываются тайны прошлого. Он как будто был участником ратных подвигов, знает, что чувствуют люди в плену, как надо снимать часовых… Профессор в военном деле оказывается совсем неопытным.

Студенту предстоит еще раз встретиться с профессором, который даже не потрудился узнать имя парня. У студента-заочника нет имени. С первых слов мы узнаем, что студент много работает, не успевает читать литературу. Он волнуется, отвечая билет, ему стыдно отвечать плохо. Студент настойчив, просит профессора спросить у него еще что-нибудь и на теоретические вопросы отвечает правильно. Студенту неприятно говорить о пленении и побеге, он отвечает односложно, но вежливо. Стилистические особенности Характеры героев раскрываются через реплики в диалоге.

Склонившись над бумагой, он задумался. Профессор, стоя у окна, рассматривал студента. Глаза у парня правдивые и неглупые. Сколько их прошло перед ним за все эти годы.

Студент стал отвечать. Было очевидно, что он не читал произведения, лишь просмотрел предисловие. Профессор был противником заочного обучения. Как вам не стыдно?

Не успел профессор. Работа срочная... Меня меньше всего интересует ваш заказ. Если хотите, меня интересует человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее национальное произведение.

Очень интересует! Вам стыдно? Слава тебе господи! И что же случилось с князем Игорем?

Он попал в плен. Как чувствовал себя в плену князь Игорь?

Значит, заключает автор, мы, не забывая об уроках прошлого, должны всё-таки мыслить современно и свободно. Нынешняя Русь — Русь крещёная, христианская; что же, некоторые моральные постулаты в ней также должны измениться. Теперь выступить в поход против врага — подвиг, вне зависимости от того, чьей победой окончилась кампания. Его дипломная работа — короткометражка «Из Лебяжьего сообщают» — осталась незамеченной. Картина рассказывала об одном будничном рабочем дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды. На основе своих рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень». Съемки картины начались летом того же года на Алтае.

Кинофильм получил в 1964 году высшую награду Венецианского международного кинофестиваля — «Золотого льва св. В 1972 году был снят фильм «Печки-лавочки», где Шукшин выступил вновь в качестве режиссера, сценариста и исполнителя главной роли. Весной 1973 года в Вологодской области, под Белозерском Шукшин начал работу над фильмом «Калина красная», которая стала последней режиссерской работой Шукшина. В фильме Василий Макарович блестяще исполнил главную роль, сама картина вызвала большой интерес у зрителей, став для многих потрясением. Ленту посмотрели почти 100 млн человек. Герои рассказа Профессор Григорьев — строгий и принципиальный человек. Он принял экзамены у множества студентов, но признаёт индивидуальность каждого. Профессор наблюдает течение жизни в произведениях литературы, в городе за окном, но сам как будто не живёт. Мир вокруг него торопится, а профессор всё больше думает и рассуждает.

Каждый выбирает свою веру сам. Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа Студент Популярные сегодня темы На картине Кустодиева «Сирень» изображен небольшой весенний пейзаж, … Чехов доносит до читателя глубокие мысли о том, что человеку необходимо знать историю, находить гармонию в суровом мире и развивать свою духовность. Сочинение по произведению Студент Рассказ … Постепенно в диалоге профессор проявляет свои негативные качества. Рассердившись, профессор сохраняет убийственное спокойствие, но его отношение к студенту меняется. Он начинает издеваться, злиться, досадовать, но при этом и жалеет парня. Когда профессор узнаёт, что студент был в плену, его отношение снова меняется. Он начинает подробно расспрашивать о «психологическом моменте» пленения, пытаясь нащупать «человеческое» в студенте. Профессор — сноб. Он совершенно уверен, что студент деревенский, на том лишь основании, что тот плохо учится.

Узнав, что студент — горожанин, профессор принимает его почти как равного и изливает ему душу. Старик рассказывает свой секрет: когда он бывает в Киеве на Подоле, ему открываются тайны прошлого. Он как будто был участником ратных подвигов, знает, что чувствуют люди в плену, как надо снимать часовых. Профессор в военном деле оказывается совсем неопытным. Он, всегда чувствующий свою причастность к «великой литературе», вдруг оказывается непричастным к войне. Поставив в зачётку «плохо», профессор восстановил первоначальный порядок вещей, подкрепив его надписью на книге о том, что надо учиться и это тоже нелёгкое дело. Студенту предстоит ещё раз встретиться с профессором, который даже не потрудился узнать имя парня. У студента-заочника нет имени. Если внешность профессора не важна в рассказе только подчёркивается его старость , то студент, которого герой видит глазами экзаменатора, описан подробно: «Рослый парняга с простым хорошим лицом.

Глаза правдивые и неглупые», «строгое, крепкой чеканки лицо», пальцы толстые и грубые. С первых слов мы узнаём, что студент много работает, не успевает читать литературу. Он волнуется, отвечая билет, ему стыдно отвечать плохо. Но студент не терпит грубого отношения к себе и вежливо, но решительно прерывает профессора: «Не надо так». Студент настойчив, просит профессора спросить у него ещё что-нибудь и на теоретические вопросы отвечает правильно. Профессору он представляется таким, каким мог быть автор «Слова о полку Игореве». Студенту неприятно говорить о пленении и побеге, он отвечает односложно, но вежливо Молодой человек делает важное дело в современной жизни, как делали его герои и автор «Слова. Оценка «плохо» — это единственная оценка, которую может принять его совесть, и мудрый профессор, который всё знает о проходящей мимо него прошлой и настоящей жизни, понимает это Оценка «плохо» — это единственная оценка, которую может принять его совесть, и мудрый профессор, который всё знает о проходящей мимо него прошлой и настоящей жизни, понимает это. Сюжет и композиция Рассказ представляет собой диалог профессора и опоздавшего на экзамен студента.

Действие рассказа занимает примерно столько же времени, сколько читатель его читает. Рассказ написан в 1960 г. Экспозиция рассказа отсутствует.

Марфа тоже потеряла цель жизни, потому что дети выросли и разъехались. Смысл жизни и даже молодость старикам возвращает музыка: «И припомнились другие вечера... Пение настолько смягчает Марфу, что она решает угостить мужа читушечкой.

Казалось бы, вот семейная идиллия: пожилые супруги, наконец, нашли возможность увидеть и понять друг друга. Но Архип привычно пользуется слабостью растроганной жены и выпрашивает у неё 6 рублей на новую балалайку. Так кто же из супругов думает о деньгах? Этот поступок Архипа как будто возвращает супругов в привычные роли: Марфу превращает в строгого тюремщика, а Архипа — в подневольного раба, всегда готового урвать свою долю, когда внимание надзирателя слабеет. Смысл названия — это основная мысль рассказа. Одиночество происходит из непонимания, никто не может спасти от него.

Супруги, лишившись привычных забот, остаются такими же одинокими и разъединёнными, только музыка сближает их в редкие моменты. Герои рассказа Шорник Архип Калачиков изготовляет сбрую для лошадей - уздечки, хомуты. Он — шукшинский чудик , человек, у которого есть душа, а ей, по словам героя, «попрыгать, побаловаться охота». Архип сухой и маленький, но не боится своей крупной сварливой жены. Очевидно, он любит её, несмотря на все тяготы семейной жизни. Речь Архипа — настоящий кладезь фольклора.

Кроме песен, неиссякаемо льющихся из балалаечника, речь его пересыпана уменьшительно-ласкательными словами: милая, сердечушко, Марфынька, деньжата. Взяв в руки балалайку, Архип преображается. Он сияет, его маленькие умные глазки светятся озорным блеском, он идёт по избе, «игриво виляя костлявыми бёдрами». Марфа — «грозная и большая», муж характеризует её так: «Крупная баба, а бестолковенькая». По его мнению, бестолковость состоит в том, что она заставляет мужа шить целыми днями. Марфа любит деньги, трясётся над копейкой.

Она даже из дому надолго не уходит, чтобы Архип не сел за балалайку. Несмотря на могучие размеры и грозность, Марфа подчиняется мужу. Она испугалась, когда Архип в ярости изрубил свою работу, лишившись по её вине балалайки. Балалайка - единственный враг Марфы. К ней Марфа как будто ревнует мужа, «убивает» соперницу, сжигая в печи. Речь Марфы нарочито груба, она называет Архипа дураком и придурковатым, просит его не выкобениваться и не выдрючиваться, но Марфа — душевно чуткий человек.

Её легко растрогать грустной песней. Балалайка — полноценный член семьи. Она — страсть, «бессловесная глубокая любовь всей жизни» Архипа. Во время игры балалаечник и балалайка как будто обмениваются мыслями и чувствами. Игра на балалайке для Архипа — священнодействие. Он надевает чистую рубаху, садится в красный угол.

Смерть балалайки в огне печи описана, как смерть человека: её коробит, перед смертью балалайка трижды простонала человеческим голосом лишившись струн. Стилистические особенности В рассказе полно и всесторонне характеризуются герои: через портрет, интерьер дома, диалоги и монологи. Специфической для данного рассказа становится характеристика через народные песни: их выбор, последовательность исполнения, реакцию слушательницы. В этих песнях — жизнь героев. В сущности, здесь явлен внутренний конфликт деревенского мира: все три персонажа рассказа сам Чудик, настоящее имя которого читатель узнает лишь в конце — Василий Егорович Князев, его брат Дмитрий и жена Софья Ивановна — выходцы из деревни. Сюжет рассказа «Чудик» Шукшина многократно встречается в литературе и фольклоре: это неудачные похождения деревенского чудака в городе.

Все комические ситуации и недоразумения обусловлены его незнанием стандартов, условностей, порядков городской жизни. Но именно он и оказывается носителем истинных представлений о ценностях жизни, которые не поняты и отвергнуты злым самонадеянным городом. Чаще всего в произведениях с подобным сюжетом носителем истинных представлений о ценностях жизни, носителем истинного ума оказывается деревенский человек. К такой же трактовке близок и Шукшин. Самый серьезный конфликт ждет Чудика в доме его брата Дмитрия. Он обусловлен немотивированной, как ему кажется, ненавистью снохи, Софьи Ивановны, которой ни сам Чудик, ни его брат Дмитрий не могут ничего противопоставить.

Причина неприятия в том, по мнению Дмитрия, что Чудик — «никакой не ответственный, не руководитель. Знаю я ее, дуру. Помешалась на своих ответственных. А сама-то кто! Буфетчица в управлении, шишка на ровном месте. Насмотрится там и начинает...

Она и меня-то тоже ненавидит — что я не ответственный, из деревни». Эти слова проясняют причину конфликта между братьями и Софьей Ивановной: с ее точки зрения, мерилом жизненного успеха становится руководящая должность в управлении, названия которого не может вспомнить Дмитрий. Это и толкает братьев, вытесненных Софьей Ивановной на улицу, на попытку выявить истоки обозначившегося противостояния и сопоставить деревенский и городской образы жизни. Кульминацией конфликта в рассказе Шукшина «Чудик» становится как раз попытка Чудика его погасить — как-либо задобрить сноху, попытка, как всегда, вполне нелепая. Он решил разрисовать детскими красками, вероятно акварельными, коляску своего младшего племянника. Это приводит к новой вспышке гнева со стороны Софьи Ивановны, на сей раз, думается, вполне обоснованной: вряд ли коляску могли украсить рисунки Чудика «По верху колясочки Чудик пустил журавликов — стайку уголком, по низу — цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток...

Однако сноха «народного творчества», как осмысляет свои деяния Чудик, не поняла, что и привело к скорейшему разрешению конфликта — изгнанию Чудика при беспомощном горьком молчании брата Дмитрия, не имеющего, судя по всему, права голоса в собственном доме. В чем смысл недовольства Софьи Ивановны братом своего мужа? Да в том, что она утратила способность ценить человека, находящегося в традиционной системе ценностей, живущего в деревне, удовлетворенного этой жизнью, не желающего принимать городские стандарты в силу того, что его устраивают свои собственные — так, как он их понимает. Он не стремится в «ответственные», удовлетворен работой деревенского киномеханика, находится в мире с самим собой, с сельским миром, его породившим и воспитавшим, а потому вызывает у Софьи Ивановны не просто равнодушие, но активное неприятие, раздражение. Шукшин, размышляя о том, что происходит, если человек уезжает в город еще хуже — в поселок городского типа , приходил к самым неутешительным умозаключениям, полагая, что деревня теряет хозяйку дома, мать, жену, а город обретает еще одну хамоватую продавщицу. Именно это мы и видим в образе снохи Чудика, Софьи Ивановны, в прошлом деревенской девушки, в настоящем — буфетчицы в неком управлении.

Дело, вероятно, в том, что она-то как раз и утратила те качества, которые не утратил Чудик: лад с деревней, удовлетворенность ее миром, гармонию с самим собой. Уехав из деревни и отвергнув ее моральные ценности, не удовлетворившись теми критериями жизненного успеха, которые предлагает сельский мир, она устремилась в город, восприняв «управление», в котором работает буфетчицей, «ответственных» в этом управлении как людей, достигших высших жизненных успехов, реализовавших свой жизненный потенциал. Любой иной сценарий жизненного пути — Чудиков ли, мужа Дмитрия — ею осмысляется как проигрыш, неудача, проявление человеческой несостоятельности. Поэтому те прелести деревенской жизни, о которых размышляют братья, воспринимаются ею как жалкая попытка оправдать перед собой собственную несостоятельность и вызывают резкое неприятие, почти ненависть в отношении к «неудачникам», потерпевшим едва ли не жизненный крах, — собственному мужу и его деревенскому брату. Но суть в том, что крах терпит сама Софья Ивановна: отказавшись от прежних ценностей, такой человек не обретает новых, но не осознает этого, полагая, что «ответственная» работа в «управлении» и есть высшая цель жизненного пути человека. Это и есть тот самый нравственный вакуум, в котором оказывается деревенский человек, утратив связь со своим миром и не обретя новых социальных связей.

Если жизнь Дмитрия можно действительно воспринять как неудачу «Вот она, моя жизнь! Сколько злости в человеке!.. Сколько злости! Несмотря на сложные отношения уже с собственной женой, которая время от времени разъясняет мужу его ничтожество с помощью шумовки, которой бьет его по голове, герой пребывает в полной внутренней гармонии с миром деревни, его породившим, с миром, в котором он живет и будет жить. Покажите это, обратившись к эпизоду возвращения Чудика после его неудачного городского вояжа к себе в деревню. Почему именно в этот момент герой перестает быть «чудиком» и обретает свое подлинное имя?

Противостояние города и деревни чаще всего в рассказах Шукшина дано с точки зрения деревенского жителя — именно он несет в себе скрытую агрессию против города. Горожане же те, для которых культура города является естественной, родной , напротив, миролюбивы, чаще всего описываются либо нейтрально, либо с симпатией, как «кандидаты» Журавлевы. Подчас противостояние деревни городу сказывается в желании селянина утвердить свою значимость, свою состоятельность и превосходство над горожанином, как в рассказе «Срезал», иногда — в ненависти к односельчанину, утратившему прежние корни и не обретшему новые, как в «Чудике», иногда — в желании удивить горожанина чем-то невероятным, невозможным, исключительным, как в рассказе «Миль пардон, мадам! Все эти попытки, впрочем, оказываются совершенно нелепыми и выявляют лишь одно: разлад селянина с самим собой и миром деревни, неудовлетворенность собственной жизнью, невнятное стремление к чему-то исключительному, в основе чего лежит трагическое для национальной судьбы разрушение деревни как одной из форм социальной жизни и национального бытия. Шукшин фиксирует трагический этап в развитии русской судьбы: в середине XX столетия деревенский мир утратил лад с самим собой и перестал удовлетворять человека, выросшего и воспитанного в нем. При этом новые идеалы, суррогаты городской жизни, конечно же не смогли заполнить культурный и нравственный вакуум, образовавшийся в результате ухода селянина из деревни.

На этом завершим анализ рассказа Шукшина «Чудик». Астах ова Пожалуй, самую точную, краткую и емкую характеристику прозы Шукшина дал М. Шолохов: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому, негромким словом, очень доверительным и простым». А просто и доверительно у Шукшина получилось потому, что его творчество опиралось на многовековую народную традицию, имело глубокие, восходящие к национальному фольклору корни. В своей прозе писатель пользовался приемами таких прозаических фольклорных жанров, как бытовая и сатирическая сказка, сказ и анекдот.

Детство, прошедшее в далекой алтайской деревне Сростки, общение с односельчанами, рассказы матери - все это, безусловно, повлияло на формирование особой, шукшинской манеры повествования. Впоследствии, размышляя об отношении своей матери к его славе, Шукшин признавался: «Теперь думает, что сын ее вышел в люди, большой человек в городе. Пусть так думает. Я у нее учился писать рассказы». Своеобразным подтверждением этого признания стала публикация пяти снов матери, записанных писателем с ее слов. Эта публикация так и называлась «Сны матери».

Сны эти мать не раз рассказывала детям. Они были из другого мира и долго снились ей после того, как в порыве отчаяния, после ареста мужа в 1933, Мария Сергеевна решилась уйти из жизни втиснулась в русскую печь с детьми, так закрыв заслоник, чтобы угореть , но спасли односельчане, которых позвала на помощь соседка. Вот отрывок из рассказа матери об одном из снов: «... И слышу вроде с улицы кто-то постучался. И вижу сама себя: вроде я на печке, с вами лежу - все как есть. Но уж будто я и не боюсь ничегошеньки, слазию, открыла избную дверь, спрашиваю: «Кто?

Мне оттуда: «Это мы, отроки. С того света мы». Ты нас не бойся». Я открыла... Зашли два мальчика в сутаночках. Меня всюе так и опахнуло духом каким-то.

Даже вот не могу назвать, што за дух такой, на што похожий. Сели они на лавочку и говорят: «У тебя есть сестра, у нее померли две девочки от скарлатины... И девочки померли - Валя и Нюра». Не надо плакать». А почему же хуже-то от этого? Как и все фольклорные сказы, этот рассказ предельно лаконичен, сюжет его развивается динамично и не включает прямого назидания.

Мораль из содержания произведения по законам фольклорных жанров слушатель должен «вывести» самостоятельно. Характеризуя эту особенность сказки, В. Аникин отмечал, что в отличие от пословицы «сказка... Такой прямой назидательности лишены и рассказы Шукшина. Я их боюсь. Я никогда им не верю, этим поучениям».

По мнению Шукшина, писатель должен доверять читателю. И весьма, в общем-то говоря, правильные, ибо я живой и нормальный человек», - писал Шукшин, характеризуя своё читательское восприятие. Понятие же «правда» он всегда связывал с понятием «нравственность». Не случайно одну из своих статей писатель так и назвал «Нравственность есть Правда». В центре рассказов Шукшина всегда оказываются обычные, бытовые и очень узнаваемые ситуации: студент сдает профессору экзамен «Экзамен» , муж купил жене в подарок сапожки «Сапожки» , отец с дочкой зашли в магазин «Обида» , в гости к одинокой женщине зашел знакомый «Вянет, пропадает» , заболел ребенок «Как зайка летал на воздушных шариках» , деревенский парень поехал на базар в райцентр продавать сало «Материнское сердце» , муж, утаив от жены деньги, купил микроскоп «Микроскоп» , в гости к зятю приехал тесть «Билетик на второй сеанс». Обычные ситуации лежат и в основе народных бытовых сказок.

Но если в народной сказке эти ситуации помогают раскрыть характер героев и обличить человеческие пороки, то в рассказах Шукшина их функция иная. Они зачастую являются этапными в жизни героя, помогают раскрыть самую суть его характера, отношение к жизни. А для писателя становятся средством обратить внимание читателя на важные нравственные и философские проблемы. И происходит это потому, что Шукшина интересует не ситуация сама по себе, не поступки героев, а мотивы этих поступков. Герой рассказа «Микроскоп» Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской, купил микроскоп, впервые увидел микробов, и ни о чем уже больше он думать не мог, как только о том, как найти способ их всех уничтожить. Даже не до выпивок ему стало.

Так микроскоп помог «рассмотреть» главное в характере героя - способность думать о других. А шофер Сергей Духанин, герой рассказа «Сапожки», неожиданно для себя купив жене на скопленные для покупки мотороллера деньги сапожки и увидев, как она обрадовалась, понял: самая большая радость - дарить радость другим, особенно родным и близким. Как это ни парадоксально, но идея этого простого сюжета вполне может быть сформулирована словами капитана Грэя, героя одного из самых романтичных произведений русской литературы, феерии А. Грина «Алые паруса». Он утверждал, что нехитрая истина состоит «в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». А чудеса - это и «улыбка, веселье, прощение - и вовремя сказанное нужное слово».

Сергей Духанин совершил подобное «чудо», и вновь вернулось к нему и жене давно забытое чувство любви, и появилось ощущение, что его неожиданный подарок открыл что-то важное в. Именно к этой мысли приводит читателя автор, когда в финале рассказа передает состояние своего героя: «Сергей...

Анализ рассказа шукшина экзамен

Анализ произведение Экзамен Анализ произведение Экзамен Шукшина Герои Шукшина довольно часто воплощают собой предельную честность. Получи верный ответ на вопрос чем привлекает личность профессора в рассказе Шукшина Экзамен. Личность профессора в рассказе В. М. Шукшина "Экзамен" привлекает тем, что он старается разглядеть в каждом студенте не только ученика, но и человека. Анализ произведение Экзамен Шукшина. История создания. Произведение состоит из диалога преподавателя и студента.

Конспект урока "Проблема ценности знаний (на примере рассказа В.М. Шукшина «Экзамен»)" 1 класс

Студент же совершенно не хочет раскрываться в этом «душевном» разговоре, чем еще больше заинтересовывает преподавателя. Новые готовые школьные сочинения, доклады и сообщения Профессор Григорьев кажется безумным снобом, так как изначально судил по человеку из-за его оценок, считал, что он «деревенский», но когда узнал, что этот студент горожанин- его мнение конкретно изменилось, он сразу начал относиться к нему намного лучше, перестал презренно на него смотреть, стал рассказывать все о своей жизни. Студент в свою очередь очень пытается избегать вопросов профессора о том, как он воевал, о своем пленении и побеге. Его ведь можно понять? Он отвечает ему односложно, старается избегать обсуждения этих моментов его жизни.

В какой-то момент студент не может больше продолжать этот глупый диалог и останавливает профессора словами « Хватит же о этом».

Это огорчило экзаменатора. Из вопросов, обращенных к студенту, профессор узнает, что тот в годы Отечественной войны оказался в плену. Преподавателя интересует, о чем думал Николай в плену и при побеге. Рассказ студента мог бы помочь Григорьеву глубже постичь мир героев "Слова... Профессор дарит студенту экземпляр не прочитанной им книги, ставит неудовлетворительную оценку, и они расстаются.

Писатель имел удивитель но разносторонние способности. Он был актёром, кинорежиссёром и сценаристом многих кинофильмов. В 1963 году Шукшин публикует свой первый сборник рассказов и сразу становится известным писателем. В прозе Василия Шукшина соединились красота, образность простой русской речи и острая динамика действия. Одним из ранних рассказов писателя является рассказ «Экзамен». Уже в этом рассказе проявилось характерное для Шукшина умение психологически тонко и точно запечатлеть главную мысль произведения. В рассказе «Экзамен» это мысль об исторической памяти народа. Шукшин много и напряжённо работал, у него было больное сердце, но он не мог найти и минуты для отдыха. Писатель рано ушёл из жизни, но его жизнь стала примером служения своему долгу, долгу писателя и гражданина.

Выйдя из аудитории, он не спешит заглянуть в зачетку, опасается, "что там стоит "хорошо" или, что еще тяжелее, — "отлично". Ему было стыдно. Увидев неудовлетворительную оценку, был несколько удивлен. Оценка не соответствовала тому, как Григорьев с ним расстался, но она его не огорчила. Он даже засмеялся над тем, что мог подумать о снисходительности к нему преподавателя. Оценка справедлива. И никаких обид. Наоборот, у Николая сохранилось чувство уважения к влюбленному в свое дело человеку. А вот профессорское пожелание-запись в подаренной книге "Учись, солдат. Это тоже нелегкое дело" не произвело на него впечатления- он сам это хорошо понимал. Николай как характер духовно близок автору, который ценил в людях чувство достоинства, честность и воспитанность. Григорьев — характер "своенравный и, его поведение порой непредсказуемо. Он фанатически любит "Слово... Григорьева интересует все, что связанно с его любимым произведением. Кем был автор памятника, каков был мир чувств и переживаний его героев Слова... Вот почему так важно для него узнать у Николая как он попал в окружение, что пережил в плену, о чем говорили между собой военнопленные. Старый педагог чувствует свою нерасторжимую связь с эпохой, когда было создано "Слово... Об этом он говорит Николаю. В Киеве есть район — "Подол называется, — можно стоять и смотреть с большой высоты. Удивительная даль открывается. Всякий раз, когда я стою и смотрю, мне кажется, что я уже бывал там когда-то. Не в своей жизни даже, а давным-давно". Эта способность окунуться в даль эпох, умение представить себе, понять людей далекого прошлого, проникнуться их бедами, надеждами — р! Увлечённость Григорьева "Словом... Многозначительно небольшое авторское отступление: "Перед его глазами за длинную жизнь прошла не одна тысяча таких вот парней; он привык думать о них коротко — студент. А ведь ни один из этой многотысячной армии не походил на другого даже отдаленно. Все разные". Эти " разные", к сожалению, мало интересовали профессора. Важны лишь их знания. А ведь человек — это не только знания. Григорьев случайно узнал о прошлом студента, но не полюбопытствовал, что его привело на литературный факультет, какой срочной работой он был занят. Отдавая должное одержимости педагога своим делом, его гражданским раздумьям, автор не приемлет его душевной черствости, бестактности, категоричности его высказываний. В чем смысл заглавия рассказа. Жизнь — это постоянный экзамен на порядочность, доброту, граждански отношение к своему делу. На экзамене выявляются не только знания по предмету, но и культура поведения экзаменующегося и экзаменатора.

Анализа рассказа В. Шукшина «Билетик на второй сеанс»

Одним из самых известных рассказов о школьном экзамене является произведение Василия Шукшина под названием «Экзамен». Рассказ Василия Шукшина под названием "Экзамен" в свое время нам порекомендовал в университете прочесть наш преподаватель по культурологии, Сергей Борисович. Герои Шукшина в его рассказах — это простые русские люди, которые в тоже время имеют своеобразный характер. Рассказ в. Шукшина «экзамен». Задание 1. Подберите антонимы к следующим словам.

Шукшин экзамен смысл рассказа

«Экзамен», анализ рассказа Шукшина. Жанровые особенности. При изучении рассказа «Экзамен» школьникам предлагается осмыслить проблему культурной ценности исторических и эстетических знаний. В качестве примера выбран рассказ В.В. Шукшина «Экзамен».

Анализ текста экзамен шукшин

Рассказ в. Шукшина «экзамен». Задание 1. Подберите антонимы к следующим словам. Конспект урока по русской литературе по рассказу «Экзамен». Краткое содержание рассказа "Экзамен" Шукшина В.М. Нравственные проблемы общества в современной литературе (По рассказам В. М. Шукшина). Анализ рассказов Шукшина В.М. В 1960-е гг., когда в литературной периодике появились первые произведения писателя, критика поспешила причислить его к группе писателей-«деревенщиков». Анализ произведение экзамен шукшина.

«Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина ("Экзамен")»

Анализ произведение Экзамен Шукшина. История создания. Произведение состоит из диалога преподавателя и студента. Рассказ Василия Шукшина под названием "Экзамен" в свое время нам порекомендовал в университете прочесть наш преподаватель по культурологии, Сергей Борисович. В рассказе «Экзамен» говорится о жизни.

Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен"

Однако на его материале вырисовываются характеры, решаются непростые этические вопросы. Шукшин различал три типа рассказов: "Рассказ-судьба. Рассказ- исповедь ". Соответственно этой классификации "Экзамен" — преимущественно "рассказ-характер". И хотя его размер невелик, всего шесть страниц, читатель выносит довольно определенные представления о героях.

Николай понимает, что его рассказ о «Слове... Ему не по себе. Николай сдержанно и тихо отвечает; Не надо так... Как же это он князь Игорь попал в плен? Педагог вынужден был изменить тон обращения, но ненадолго. Шукшин пишет: «Николай не знал, как держать себя».

Но вот неожиданно Григорьев поделился своими чувствами и мыслямио прошлом Родины! В реакции студента на выставленную оценкупроявилась его требовательность к себе. Ему было стыдно». Увидев неудовлетворительную оценку, был несколько удивлен. Оценка не соответствовала тому, как Григорьев с ним расстался. Но она его не огорчила. Он даже засмеялся над тем, что мог подумать о снисходительности к нему профессора: оценка справедлива и никаких обид. Наоборот, у Николая сохранилосьчувство уважения к влюбленному в свое дело человеку. А вот профессорское пожелание в виде надписи на подаренной книге: «Учись, солдат. Это тоже нелегкое дело» — не произвело нанего впечатления.

Он сам это хорошо понимал. Характер Григорьева своенравен, его поведениепорой бывает непредсказуемо. Об этом он рассказывает Николаю: «В Киеве есть район — Подол называется,— можно стоять и смотретьс большой высоты.

Развито воображение. Могут додумывать за автора. Акцент также делается на развитии речи; Сопоставление разных редакций, вариантов текста. Сопоставление частей и различных элементов художественного текста сравнение образов героев, сопоставление эпизодов, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста 9-11 кл. Формируется мировоззрение.

Период открытия «я». Интересуют вопросы не только нравственные, но и социальные и эстетические. Менее эмоциональны. В восприятии выходят на концептуальный уровень. Требовательны к учителю. Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя. Изучение творческой эволюции, идейный и стилевой анализ Сопоставление интерпретаций критических статей. Анализ творческого замысла, анализ художественных особенностей, комплексный анализ произведения Виды работ и заданий по сравнительному анализу текста: Учебная деятельность учащихся на уроке Чтение и анализ текста Комментированное чтение — понимание проблемы, ассоциации с имеющимся опытом, дополнения фонового контекста исторические справки, отдельные сведения и т.

Аналитическое чтение — выявление и формулирование основных проблем и мотивов Исследовательское чтение — выявление и характеристика главных образов, средств художественной выразительности через сопоставление речи героев Выступления учащихся Монологические — как правило, подготовленные заранее выступления и доклады допускается использование справочной и дополнительной литературы, текстов Рефлексивные — выступления в качестве отклика на заданные вопросы, поставленные задачи, отличаются импровизационностью, творческим решением Групповые — выступления творческих групп, выполнивших задания заранее проекты или подготовивших выступления заранее Творческие выступления, проекты — результаты творческой деятельности учащихся по подготовке к урокам-концертам, спектаклям, «гостиным» и др. Письменные творческие работы Сочинения — контрольные работы, к которым, как правило, учащиеся готовятся заранее. Могут быть работы на уровне зачетных или экзаменационных, которые предполагают минимум предварительной информации, могут быть тренировочные, когда заранее известен круг тем и отработаны конкретные формы. Эссе, мини-эссе. Такие сочинения, как правило, не готовятся заранее, а предлагаются в качестве рефлексивного задания на уроке, выполняя одновременно и контролирующую функцию Учебная деятельность учащихся вне урока Подготовка домашних заданий.

Произведение он не читал, а лишь "просмотрел". Николай понимает, что его рассказ о произведении неинтересен.

Ему не по себе. Стыдно также выслушивать справедливые укоры профессора: "Меня интересует человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее национальное произведение". Но еще обиднее отвечать на вопросы: "Вы сами пошли учиться?.. В люди хотели выйти? Не надо так поспешно и необоснованно судить о человеке. Но если он спокойно реагирует на бестактность профессора; то прозвучавшая издевка в реплике педагога больно его задела. Как же это он, попал в плен?!

Преподаватель вынужден был изменить тон разговора, но ненадолго. Никола пришлось сдержать себя, когда вновь в приказном тоне Григорьёв спросил: — Как чувствует себя человек в плену? Неужели даже этого не понимаете? Профессор проявляет душевную глухоту, задает множество вопросов о плене, побеге, не думая о том, что у студента, моя быть, нет желания и настроения незнакомому человеку об этом поведать. Николай "не знал, как держать себя". Но вот неожиданно Григорьев поделился своими чувствами и мыслями о прошлом Родины. И студент с особой деликатностью отнесся к "исповеди" профессора.

Григорьев отдает должное тактичное Николая. Рассказчик это ощутимо в его лаконичных отступлениях относится с симпатией к Николаю. Нравится студент и Григорьеву: "Глядя на парня, на его строгое, крепкой чеканки лицо, профессор почему-то подумал что автор "Слова... В реакции студента на выставленную оценку проявила его порядочность, требовательность к себе. Выйдя из аудитории, он не спешит заглянуть в зачетку, опасается, "что там стоит "хорошо" или, что еще тяжелее, — "отлично". Ему было стыдно. Увидев неудовлетворительную оценку, был несколько удивлен.

Оценка не соответствовала тому, как Григорьев с ним расстался, но она его не огорчила. Он даже засмеялся над тем, что мог подумать о снисходительности к нему преподавателя. Оценка справедлива. И никаких обид. Наоборот, у Николая сохранилось чувство уважения к влюбленному в свое дело человеку. А вот профессорское пожелание-запись в подаренной книге "Учись, солдат. Это тоже нелегкое дело" не произвело на него впечатления- он сам это хорошо понимал.

Николай как характер духовно близок автору, который ценил в людях чувство достоинства, честность и воспитанность. Григорьев — характер "своенравный и, его поведение порой непредсказуемо. Он фанатически любит "Слово... Григорьева интересует все, что связанно с его любимым произведением. Кем был автор памятника, каков был мир чувств и переживаний его героев Слова...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий