Выступление на педсовете адаптация пятиклассников классного руководителя

Выступление на педагогическом совете. Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения. Подготовила: учитель математики Шамкова Н.А. Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в. Наблюдения за пятиклассниками на уроках и переменах. • Консультации с педагогами-предметниками и классными руководителями по вопросам обучения и развития пятиклассников. • Индивидуальное консультирование родителей. В этот период очень важна чётко спланированная работа с родителями: Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением заместителей директора, социального педагога, медицинского работника и учителей-предметников. Таким образом, педсовет по преемственности подводит итоги периода адаптации пятиклассников, позволяет осуществлять преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся, дает старт развитию новых идей, мыслей, направлений работы. В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции: 1) по отношению к учебной деятельности.

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

ом общеобразовательном классе была проведена комплексная диагностическая работа среди учащихся, в количестве 9. среднем звене» (классный руководитель). Ход педконсилиума: 1. Целевая установка. Проблемы адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. 2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5 – ого класса. Выступление на педагогическом совете. Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения. Подготовила: учитель математики Шамкова Н.А. Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в. Повестка педсовета. 1. «интерактив: Проблемы. Адаптации. Пятиклассников по словам самих 5-КЛАССНИКОВ». (Флярчинская А.Г.) 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (Миролюбова Д.О.). В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Юлия Викторовна Атюшина Выступление на педагогическом совете «Адаптация пятиклассников». Выступление на педсовете учителя русского языка и литературы.

Трудности адаптации пятиклассников

Анализ административной работы показал, что больше всего затруднений у ребят вызвало умножение натуральных чисел и решение текстовых задач на движение по прежнему нет осознанного понимания скорости, времени и расстояния 5 человек. К сожалению, период адаптации у некоторых пятиклассников длится не один месяц. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижается успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т. Для повышения мотивации, внимания я организовываю учебную деятельность с учетом психофизиологических особенностей учащихся учащиеся 5 класса — это младший школьный возраст и чаще использую на уроке дидактические игры, демонстрации например, движение по реке, задачи по комбинаторике и т. Использую загадки-логогриф, ребусы, наглядность и математические физминутки. Оценки выставляю сразу после проверки работ, предварительно комментируя их.

Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе. Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами... И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество. Не все порой удается в работе, но считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей степени зависит от того, каким был его учитель.

И моя цель — воспитать настоящего человека, человека, способного трудиться, грамотного, творческого, старательного, отзывчивого. Для этого надо знать ребенка, его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность. А сухое дерево, если его поливать каждый день, зацветет…»Думается мне, что нам, учителям, надо чаще вспоминать эту заповедь, чтобы не устать раньше срока от нашего нелегкого труда, чтобы не изнемогла душа в ежедневной нелегкой работе. Уверена, любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное — научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.

Наблюдение за учащимися вовремя и вне учебных занятий Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка. Еженедельные консультации школьного психолога Сотрудничество с учителями — предметниками. Прежде всего педагогам необходимо учитывать динамику адаптационного периода. Условно его можно поделить на три этапа. Первый — время эйфории. Ребята встречаются после долгой разлуки, у них много впечатлений, которыми они хотят поделиться. Все испытывают прилив новых сил. Для этого этапа характерен высокий уровень психологического комфорта.

И даже если у кого-то что-то не задается, на летнем ресурсе многие шероховатости сглаживаются. В это время большинство учащихся легко воспринимают новые задачи и требования, предъявляемые школой. Период эйфории длится первые две недели сентября. А следующие 2-3 недели позитивный настрой обычно снижается. И довольно резко. На школу накатывает рутина повседневности, летний запас положительных эмоций исчерпывается. Ученики приступают к изучению нового материала. Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки. Второй этап растягивается тоже на две-три недели.

А дальше наступает период стабильности: утряслось расписание, все роли распределены, новые требования понятны. Учитель-предметник уже представляет, какой у него класс. В период адаптации не нужно требовать по максимуму, но и не позволять совершенно расслабиться. Обычно адаптационный период длится 2-3 месяца. И тогда можно сделать вывод, насколько удачно он прошел. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения, частых заболеваниях. При этом необходимо понимать, что все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года. Очевидно, что успех адаптации зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Многие ребята очень боятся скатиться с достигнутых рубежей.

Им присуща повышенная тревожность.

На посещённом уроке использовались наглядные пособия по предмету, была продемонстрирована презентация. Учащиеся умеют работать в парах, умеют давать самооценку, а также оценить ответы других. Большое внимание учитель уделяет умению детей работать с географической картой. Все дети успешно справляются с программой. Неуспевающих нет. Проверка рабочих тетрадей В период классно-обобщающего контроля были проверены рабочие и контрольные тетради учащиеся 5 класса по математике, русскому языку. Цель: соблюдение единого орфографического режима, работа учителя и ученика с тетрадью, объем домашних заданий. Тетради по русскому языку.

Все учащиеся имеют по две рабочие тетради, которые подписаны в соответствии с правилами единого речевого режима школы. Тетради учащихся 5 класса проверяются ежедневно. Во всех рабочих тетрадях прослеживаются темы уроков. Объем домашних заданий соответствует норме для учащихся 5 класса. Используется приём графического объяснения орфограмм. Учитель пишет образцы правильного написания букв и соединений. Однако следует отметить малый объём классной работы, у отдельных учеников — низкий уровень каллиграфии. Тетради по математике. Тетради по математике в 5 классе проверяются регулярно, они в хорошем состоянии.

Объем классных и домашних работ выдержан. Наблюдается разнообразие видов работ: тесты, самостоятельные работы, работа над ошибками. Учителю следует обратить внимание на каллиграфию. Проверка дневников. Проверку дневников проводил зам. На момент проверки в классе присутствовало 20 обучающихся. Дневники были у всех.

Родительское собрание в 5А классе Слайд 2 Уважаемые родители! Давайте вместе подумаем, какие у нас были сложности при переходе в 5 класс? Слайд 3 Проблемы пятиклассников очень много разных учителей их надо запомнить, привыкнув к требованиям каждого ; непривычное расписание новый режим ; много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены новые дети в классе или я сам в новом классе ; новый классный руководитель; в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими; проблемы со старшеклассниками например, в столовой или в туалетной комнате. Слайд 4 Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т.

Walking in the Footsteps of Galileo

Понимание смысла «учение для себя» психодиагностика, наблюдение 7. Особенности поведения Поведенческая саморегуляция: умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания, принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм наблюдение 8. Особенности общения со сверстниками Способность к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Принятие коллективом класса социометрия 9. Особенности общения с педагогами Способность самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом Адекватность переживаний, школьная и личностная тревожность в норме, эмоциональная устойчивость наблюдение, психодиагностика Позитивная «я»-концепция, устойчивая адекватная самооценка психодиагностика Деятельность классного руководителя и психолога на этапе адаптации учащихся в средней школе Цель работы психолога и педагогов с учащимися, переходящими в среднее звено школы, состоит, во-первых, в определений готовности к обучению в новых условиях, во-вторых, в оказаний помощи детям с низким уровнем такой готовности. Можно выделить следующие показатели готовности к обучению в средней школе: 1.

Успешное усвоение программного материала. Качественно новый, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Эмоциональная готовность выражается в адекватности переживаний. Другими словами, у адаптированного ученика 5 класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

Падение успеваемости учащихся в среднем звене обусловлено многими факторами, в том числе перегруженностью учебной программы 5 класса, предусматривающей высокий уровень развития различных форм мышления. Учителя средней школы отмечают также, что дети приносят из начальной школы низкий уровень развития речи, не отвечающую требованиям средней школы способность к умозаключениям, слабое развитие навыков самостоятельной работы, стремление работать на отметку. Важно подчеркнуть, что школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные Формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего. Из прошлого они должны быть заданы теми задачами развития, которые решаются средствами обучения раньше, чем заканчивается начальная ступень обучения.

В последние годы накопилось множество наблюдений и экспериментальных доказательств того, что на последнем году обучения в начальной школе школьники продолжают осваивать учебный материал теми же средствами и способами, что и первые два года школьной жизни. Новые формы работы с учащимися При определении школьной стратегии организации адаптационного периода педагогический коллектив должен обратить внимание на следующее: 1. Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности. Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне «запомни и воспроизведи» и не только с одной, единственно правильной точки зрения.

Способность выделять, характеризовать понятие, использовать его в разных ситуациях должна развиваться как межпредметная.

Постараться быть более внимательными, сдержанными и, конечно добрыми. Уважаемые папы и мамы! Давайте мы с вами представим, что мы держим воображаемую шляпу, в которой находятся самые разнообразные чувства, на которые способен человек. Конечно это и позитивные и негативные эмоции. Опустите руку в нашу шляпу и достаньте те чувства, которые вас отягощают, волнуют, заставляют переживать.

Расскажите о них. Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Необходимо разработать четкие требования; объяснить ребенку, почему они так нужны. Следует обратить внимание на то, как ребенок реагирует на оценку, как он к ней относится. Не стоит наказывать ваше «чадо» за плохую отметку, а нужно поговорить и выяснить причины, способствующие ее появлению. Большинство детей очень ранимы в этом возрасте и чувствительны.

У них может возникнуть панический страх получить плохую отметку, из-за наказания. Немалое место уделяется и правильному режиму дня. Ребята еще малы и не могут самостоятельно организовать себя, им нужна Ваша помощь. Памятка для родителей «Ваш ребенок — пятиклассник» 1. Примите Вашего ребенка таким, какой он есть. Обязательно общайтесь с ним после школы, разговор должен быть неформальным.

Только так вы получите полную информацию о школьной жизни 3. Никогда не прибегайте к физическому воздействию, особенно в присутствии одноклассников 4. Постарайтесь мотивировать ребенка, не лишать его чего-либо. Учтите, что все дети разные и процесс адаптации может затянуться, не давите на ребенка, иначе он может полностью потерять интерес к учебе. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе, и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Старайтесь чередовать виды деятельность, пусть ребенок двигается, а не только сидит за уроками 8.

Организуйте вашему ребенку правильное питание, стимулирующее мозговую деятельность Приложение Анкетирование обучающихся 5 «б» класса 1 Вызывает ли у тебя гордость перехода с среднее звено? Тебе нравится то, что у тебя появилось много новых предметов и учителей? Делишься ли ты дома о своих успехах в школе? Рассказываешь ли ты родителям о своих неудачах в школе? Жалуешься ли ты на учителей? Дает ли тебе 5 класс определенный шанс исправить свою школьную жизнь?

Когда ты собираешься в школу, испытываешь ли чувство тревоги? Ты привык, что у тебя разные учителя и у каждого свои требования? Чувствуешь ли ты помощь со стороны родителей? Вызывает ли твоя школьная жизнь интерес у родителей? Ведутся ли дома беседы о твоей успеваемости и поведении? Если ты принес хорошую отметку, тебя поощряют родители?

Наказывают ли тебя, если ты принес «2»? Учувствуют ли родители в выполнении твоего домашнего задания? Анкета для родителей по адаптации уч-ся 5 класса 1. Определите насколько хорошо справляется с программным материалом ваш ребенок Выберите только один вариант ответа 1. Плохо усваивает программный материал по многим предметам 1. Плохо усваивает программный материал по русскому и математике, часто ошибается, неаккуратно оформляет задания 1.

Неправильно пишет буквы 1. В основном присутствуют некоторые помарки, ошибок почти нет 1. Справляется отлично 2. Опишите как происходит выполнение домашнего задания Выберите только один вариант ответа 2. Ребёнок кричит, плачет, истерит, отказывается выполнять домашнее задание 2. Выполнение домашних заданий вызывает напряженность, затруднения 2.

В основном ребенок справляется, но иногда испытывает напряжение 2. Ребёнок работает легко и свободно, не испытывая трудностей 3. Насколько может быть самостоятельным ваш ребенок Выберите только один вариант ответа 3. Для выполнения ребёнком домашних заданий требуется ваш постоянный контроль 3. Ребёнок может сам все выполнять, но требует вашего присутствия 3. Ребёнок лишь иногда обращается к вам за помощью 3.

Ребёнок самостоятелен во всем 4. Охарактеризуйте настроение вашего ребенка? У ребёнка постоянная депрессия 4.

Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами. При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Расскажите о них. Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Необходимо разработать четкие требования; объяснить ребенку, почему они так нужны.

Следует обратить внимание на то, как ребенок реагирует на оценку, как он к ней относится. Не стоит наказывать ваше «чадо» за плохую отметку, а нужно поговорить и выяснить причины, способствующие ее появлению. Большинство детей очень ранимы в этом возрасте и чувствительны. У них может возникнуть панический страх получить плохую отметку, из-за наказания. Немалое место уделяется и правильному режиму дня. Ребята еще малы и не могут самостоятельно организовать себя, им нужна Ваша помощь. Памятка для родителей «Ваш ребенок — пятиклассник» 1. Примите Вашего ребенка таким, какой он есть. Обязательно общайтесь с ним после школы, разговор должен быть неформальным.

Только так вы получите полную информацию о школьной жизни 3. Никогда не прибегайте к физическому воздействию, особенно в присутствии одноклассников 4. Постарайтесь мотивировать ребенка, не лишать его чего-либо. Учтите, что все дети разные и процесс адаптации может затянуться, не давите на ребенка, иначе он может полностью потерять интерес к учебе. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе, и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Старайтесь чередовать виды деятельность, пусть ребенок двигается, а не только сидит за уроками 8. Организуйте вашему ребенку правильное питание, стимулирующее мозговую деятельность Приложение Анкетирование обучающихся 5 «б» класса 1 Вызывает ли у тебя гордость перехода с среднее звено? Тебе нравится то, что у тебя появилось много новых предметов и учителей? Делишься ли ты дома о своих успехах в школе?

Рассказываешь ли ты родителям о своих неудачах в школе? Жалуешься ли ты на учителей? Дает ли тебе 5 класс определенный шанс исправить свою школьную жизнь? Когда ты собираешься в школу, испытываешь ли чувство тревоги? Ты привык, что у тебя разные учителя и у каждого свои требования? Чувствуешь ли ты помощь со стороны родителей? Вызывает ли твоя школьная жизнь интерес у родителей? Ведутся ли дома беседы о твоей успеваемости и поведении? Если ты принес хорошую отметку, тебя поощряют родители?

Наказывают ли тебя, если ты принес «2»? Учувствуют ли родители в выполнении твоего домашнего задания? Анкета для родителей по адаптации уч-ся 5 класса 1. Определите насколько хорошо справляется с программным материалом ваш ребенок Выберите только один вариант ответа 1. Плохо усваивает программный материал по многим предметам 1. Плохо усваивает программный материал по русскому и математике, часто ошибается, неаккуратно оформляет задания 1. Неправильно пишет буквы 1. В основном присутствуют некоторые помарки, ошибок почти нет 1. Справляется отлично 2.

Опишите как происходит выполнение домашнего задания Выберите только один вариант ответа 2. Ребёнок кричит, плачет, истерит, отказывается выполнять домашнее задание 2. Выполнение домашних заданий вызывает напряженность, затруднения 2. В основном ребенок справляется, но иногда испытывает напряжение 2. Ребёнок работает легко и свободно, не испытывая трудностей 3. Насколько может быть самостоятельным ваш ребенок Выберите только один вариант ответа 3. Для выполнения ребёнком домашних заданий требуется ваш постоянный контроль 3. Ребёнок может сам все выполнять, но требует вашего присутствия 3. Ребёнок лишь иногда обращается к вам за помощью 3.

Ребёнок самостоятелен во всем 4. Охарактеризуйте настроение вашего ребенка? У ребёнка постоянная депрессия 4. У ребёнка случаются вспышки гнева и злости 4. Замечаете за ребенком частое понижение настроения 4. Ребёнок счастлив и всегда с хорошим настроением собирается в школу 5. Охарактеризуйте степень успеваемости.

Адаптация 5 класс выступление классного руководителя в школе

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классным руководителям не удается уделить всем необходимое внимание. Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем. 1. Изучение классных коллективов. ü «запуск» первоклассников; ü адаптация пятиклассников; ü «выход» на третью ступень, или профилизация Переход из начальной школы в 5 класс по праву считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация – одним из труднейших периодов школьного. Очень хорошо зарекомендовали себя различного рода специальные опросники. Сразу надо сказать, что педсовет по адаптации пятиклассников, конечно же, даёт учителям представление о том, какие признаки соответствуют успешно пройденной адаптации учеников. Выступление на педагогическом совете. Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения. Подготовила: учитель математики Шамкова Н.А. Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в. главная задача адаптационного периода пятиклассников. И у первоклассников, и у пятиклассников, изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Адаптация пятиклассников. Готовые презентации в PowerPoint для детей,учащихся школ и вузов, а также для учителей и преподавателей доступны для скачивания.

Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

How did society react to his work? What made Galileo the first modern scientist? Theresa 27 Optional Slide The next slide can be used instead of slide 16. It shows Night 7 instead of a cloudy night.

Ответьте на вопросы: - Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребенком в 4 классе? Сколько учебных предметов изучается Вашим ребенком в 5 классе? Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5 классе? Чтобы адаптировать наших детей к новым условиям жизни старшей школы, нам необходимо иметь как можно больше информации. Вы познакомились друг с другом, а теперь давайте познакомимся с учителями-предметниками, обучающими Ваших детей. Педагог-психолог знакомит родителей с учителями-предметниками, подчеркивая их высокую профессиональную компетенцию. Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка.

Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, то есть мышление в понятиях, и это способствует возникновению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции. В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика в данной системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего были связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.

Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей. Кстати, очень способные дети живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и, может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего количества пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

ГЛАВА 1. Процесс адаптации учащихся 5-х классов к переходу В среднее звено. Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель — учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов , необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога — все это является серьезным испытанием для психики школьника.

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной перегрузкой, которые, зачастую, проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности. Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации.

Недостаточно хорошо изучены и психологические особенности детей 10-11 лет. Цукерман называет этот период «ничьей землей» в возрастной психологии. Краткая характеристика предподросткового возрастного периода 10-11лет : 1. Школьники данного возраста уже способны к логическим рассуждениям. К этому времени у школьника должны сформироваться такие новообразования как рефлексия, произвольность, саморегуляция.

Идет период кризиса самооценки растет число негативных самооценок. Мотивационный кризис: смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика недовольство собой, критичность в оценке своей учебы, снижение интереса к учебе. Как правило, физическое здоровье у детей данного возраста хорошее спят хорошо 9-10ч, легко засыпают и просыпаются. Продолжается формирование ССС и костно-мышечной систем. Движения становятся более скоординированными.

Увеличивается скорость образования условных рефлексов. Они становятся более устойчивыми возрастает устойчивость внимания. В данный период кризис самооценки зачастую негативно отражается на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками часты конфликты, агрессивность. Дружба воспринимается не как источник взаимных удовольствий, а как длительное взаимодействие. Основная причина конфликтов в данный период — различия в личностных характеристиках.

Адаптация — это явление социальное. Итак, адаптация представляет собой сообразную или сообразуемую с особенностями объекта и среды его обитания систему признаков, способную реализовать его объекта цели в этой среде, созданную и создаваемую в ответ на действительные и возможные действия факторов. Второй вариант определения - это приноравление системы признаков объектом-системой к особенностям среды его обитания для реализации им его целей в этой среде. Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; результат этого процесса. Социальная адаптация вызывает противоречивые мнения у разных авторов.

Например, Э. Эриксон, А. Орлов говорят об опасности ассимиляции личности, потере идентичности в предельных случаях. Но это может выступать одним из возможных вариантов, исходов социальной адаптации. Основываясь на определении адаптации, можно сделать вывод, что целью адаптации, как процесса, является самореализация объекта-системы через систему определенных признаков, то есть позиция объекта-системы активна.

Следовательно, способность объекта адаптироваться говорит о сохранении его идентичности, поскольку реализуется его цель.

У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Слайд 15 Описание слайда: Для пятиклассника учитель — уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Для пятиклассника учитель — уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено

Осуществление более глубокой координации действий учителей, работающих с 5 классом. Учителя, работающие в параллели пятых классов, должны составлять единую группу, в которой необходимо согласовывать работу предметников, вести поиск точек соприкосновения, выстраивать, насколько это возможно, единый режим и ритм работы каждого класса. При этом должны согласовываться методические позиции учителей-предметников, что позволит педагогам предстать перед пятиклассниками командой с общими взглядами, концепциями, требованиями, направленными на реализацию единой цели. На период перехода целесообразно сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы. Основной уклад жизни школьников безотметочное обучение, аттестация школьников на конец учебного года, родительские собрания, внеучебная деятельность и т. В школе должна существовать творческая группа учителей межпредметное методобъединение и т. Организационными формами, позволяющими создавать такие команды, могут быть курсы повышения квалификации, на которых обучается вся группа педагогов, работающих в 5 классе; деловые игры и тренинги по проблеме преемственности обучения; организация сотрудничества детей 1—5 классов с участием педагогов как начальной, так и основной школы; открытые уроки, на которых отслеживается динамика изменений методов, форм и содержания образовательного процесса от 1 к 6 классу; использование информационных ресурсов для организации взаимодействия взрослых и детей. Традиция перехода ученика из детства в отрочество.

Ритуал такого перехода важен для формирования нового отношения взрослеющего человека к себе и оформления нового отношения общества к нему. Чтобы свести к минимуму трудности адаптационного периода, учителя основной школы должны ознакомиться с программой обучения начальной школы, методикой конкретного учителя, от которого класс переходит в основную школу. Организационно тут возможны два варианта. Оперативное руководство классами переходного этапа осуществляет заместитель директора школы по начальным классам. Один из предметов учебного плана ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы. За переходными классами закрепляются их прежние классные комнаты. Предметы учебного плана ведут учителя основной школы, а классное руководство остается за учителем начальной школы.

Внутришкольный контроль система оценки, ведение документации, аттестация школьников на конец года, работа с учителями и родителями строится в рамках, принятых в начальной школе. Полный переход в структуру основной школы происходит постепенно, к концу 6 класса. При этом варианте осуществляется совместное оперативное руководство классами переходного этапа заместителями директора начальной и основной школ. В таком случае заместитель директора начальной школы отвечает за создание оптимальной образовательной среды для пятиклассников. Классный руководитель учитель начальной школы обеспечивает вместе с завучем по начальной школе совместную работу учителей основной школы, работающих в 5 классе; заместитель директора основной школы обеспечивает преемственность в содержании образовательного процесса. Рекомендуем посмотреть:.

As you watch the video, think about what Galileo did as a scientist and why he did it. Why did Galileo repeat his observation? What question s did Galileo ask? What did Galileo do that helped to answer his question s? What was his evidence?

На уроках целесообразно проводить больше физкультминуток, а также необходимо менять виды деятельности, совмещая серьезные и занимательные моменты свести до минимума домашние задания. Напомни учащимся о правилах.

Школьникам свойственно забывать правила поведения, общения, которые, казалось бы, не раз проговаривались и разбирались. С одной стороны, это связано с естественной забывчивостью, а с другой стороны, вступает в силу "искусственная" забывчивость, когда ребенок пытается проверить границы "дозволенности". Вначале года важно вновь вернуться к необходимым правилам и строго их контролировать. Обсудите с учащимися предстоящие мероприятия. Ученики принимают большую активность в дальнейшей реализации тех дел, которые они предложили сами. В первые дни необходимо вместе с детьми обсудить те мероприятия, которые бы они хотели, чтобы были проведены в классе, затем оформить предложения, разместив их на видном месте в классе и, конечно, стремиться к их реализации. Поддержите ученика в стремлении стать лучше.

Очень часто учащиеся приходят первого сентября с желанием начать "новую жизнь". Учитель должен понять тех детей, которые мечтают о лучшем и помочь им реализовать стремление. Если ребенок не видит поддержки взрослого в своем стремлении, то все инициативы постепенно угасают. Рекомендации учителям-предметникам: - учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов; - не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста; - следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал; - налаживайте эмоциональный контакт с классом, с родителями учащихся; - никогда не используйте оценку как средство наказания ученика; не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть, выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика; - учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательную активность. Рекомендации классным руководителям: Как известно, процесс адаптации к новым требованиям и новым условиям обучения не всегда проходит гладко. И вот здесь очень значимой фигурой выступает классный руководитель. От него всецело зависит микроклимат в классном коллективе и во многом — результат учебной деятельности.

Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей? Рекомендации для родителей. Придерживаясь этих рекомендаций с первых дней обучения подростка в средней школе, родители могут максимально обеспечит гармонию между его домашней и школьной жизнью. Ведь именно с переходом в 5-й класс зачастую и начинаются основные проблемы в обучении. Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах. Выбирайте время для общения с ребенком. Но не проявляйте интерес просто вопросом: «Как прошел школьный день?

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь с учителями ребенка хотя бы раз в два месяца. Если между вами и учителем возникли серьезные разногласия, постарайтесь приложить все усилия, чтобы мирно разрешить ситуацию. Иначе вы можете случайно поставить подростка в неловкое положение выбора между вами и уважением к своему учителю. Не связывайте оценки ребенка за успеваемость со своей системой наказаний и поощрений. Если подросток хорошо справляется с учебой, больше показывайте свою радость. Проявляйте спокойную озабоченность, если у ребенка не все ладится.

Помогите ему справиться с учебными проблемами. Наихудшим выходом будет установление правил типа: «Ты не будешь больше играть на компьютере, пока не начнешь получать хорошие оценки». Это приведет к эмоциональным проблемам. Знайте программу и особенности школы, где учится ребенок. Специфика школы диктует свои требования к знаниям.

В начале перехода в среднее звено из начального дети переживают период адаптации к новым условиям схожий с периодом адаптации к начальной школе. Данный период характеризуется возрастанием тревожности, повышением, как робости, так и развязности, забывчивостью, сниженной работоспособностью, неорганизованностью. Данные отклонения характерны для большинства школьников в начале периода адаптации [3, с. Есть дети, которые проходят период адаптации за 2—3 месяца период «адаптации средней тяжести».

Также можно выделить детей, которые проходят данный период длительно и тяжело — 3 и более месяцев период «тяжелой адаптации». Нужно отметить, что с периодом адаптации связано возникновение психосоматических заболеваний у детей. С педагогической точки зрения в рассматриваемый период школьники рассеяны, не дисциплинированны, низко организованы, у детей понижен интерес к учебе и ее результативности. С психологической точки зрения у детей наблюдается высокий уровень тревожности и снижение самооценки. Возникающие трудности стали рассматриваться специалистами практически как кризис, который порождает педагогические проблемы, но в реальности же все наоборот. Это педагогические сложности и проблемы приводят к психологическому кризису, как у детей, так и у педагогов. Ведь известно, что с точки зрения психологии возраст 10—11 лет довольно благополучен, так как младший возраст уже практически кончился, а подростковый еще не вполне начался. Поэтому можно сказать, что именно педагогическая практика, проявляющаяся в резком скачке из одной системы образования в другую и несоответствии программ обучения, стилей общения и дисциплинарных требований ведет к возникновению трудностей переходного периода. Для того чтобы адаптация у пятиклассников происходила наиболее успешно необходимо проявление очень важного для детей новообразования — «чувства взрослости».

Битянова считает, что оно реализуется через три основных компонента [2, с. Также успешность адаптации можно определить уровнем интеллектуальной зрелости школьника. Интеллектуальная зрелость выражается в способности ребенка осуществлять различную интеллектуальную деятельность, выражающуюся в целеполагании, использовании логических средств, планировании и использовании речи, как коммуникативного средства мышления. Психологические условия успешной адаптации школьников к среднему звену обучения выражаются в актуализации следующих адаптационных процессов: Самоадаптация, которая выражается в приспособлении к внутреннему миру собственного «Я». Адаптивная активность направлена на свои особенности, на выбор индивидуальной стратегии поведения.

Доклад - сообщение на педсовете по теме: Адаптация пятиклассников

Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в течение первой учебной недели. зам. директора по УВР) Трудности адаптационного периода на второй ступени образования. (кл. руководитель 5-го класса Сергеева Л.Н.) Особ. Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками. В связи с этим мною были намечены этапы организации деятельности как классного руководителя. 1 этап – подготовительный. Работа по адаптации началась ещё с того момента, когда будущие пятиклассники обучались в 4 классе. Результаты контрольной работы за 1 четверть показали более высокий уровеь знаний, что подтверждает положительный сдвиг в адаптации пятиклассников.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий