Выступление в гражданском обороте от своего имени

Это означает возможность от своего имени: 1. приобретать и осуществлять права; 2. нести обязанности; 3. выступать истцом и ответчиком в суде. А использование юридическим лицом своего наименования позволяет отличать его от всех иных организаций.

Способность выступать в гражданском обороте от своего имени. Юридическое лицо

Возникновение юридического лица представляет собой сложную последовательность процедур, которые сочетают в себе меры частноправового и публично-правового регулирования. Это выражается присутствием в гражданском обороте, как частных, так и публичных интересов. Кстати, данный постулат проистекает из имущественной обособленности организации: раз у нее есть собственность, то она может сама нести ответственность перед кредиторами. 4. Выступление в гражданском обороте от своего имени. 4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде. Это цель, ради чего оно создается.

Способность выступать в гражданском обороте от своего имени. Юридическое лицо

С его точки зрения, юридическое лицо представляет собой некий единый центр для прав «дестинаторов», искусственно созданный с помощью юридической техники для упрощения ситуации, особую форму обладания имуществом многими физическими лицами для некоторых общих целей. С развитием различных видов юридических лиц в противоположность фикционным теориям стали выдвигаться теории, признающие реальность юридического лица как субъекта права реалистические теории юридического лица. В германской и французской цивилистике появились теории, рассматривавшие юридическое лицо как особый социальный организм, «духовную реальность» или «человеческий союз» со своей собственной волей, не сводимой к совокупности воль составляющих его отдельных физических лиц Г. Беселер, О.

Гирке , Р. Саллейль, П. В цивилистической науке СССР также был выдвинут ряд теорий, объясняющих сущность юридического лица, прежде всего применительно к господствовавшим в экономике СССР государственным организациям предприятиям и учреждениям.

При этом отвергалась теория юридического лица как обособленного, персонифицированного имущества поскольку государственное имущество даже при передаче его в распоряжение государственному предприятию оставалось собственностью государства и в этом смысле действительно не обособлялось от имущества учредителя. Теория социальной реальности Д. Генкина рассматривала юридическое лицо в качестве «социальной реальности» а не фикции , наделённой определённым имуществом для достижения общественно полезных целей или для решения социально-экономических задач государства и общества.

Но господствующей теорией в советской цивилистической доктрине стала теория коллектива, обоснованная в работах А. Венедиктова и С.

По изложенным выше причинам невозможно согласиться с существованием таких юридических лиц хотя бы даже и "некоммерческих организаций на другой день после создания" , которые "в течение какого-то периода времени" вообще не имеют ни вещей, ни прав требования, поскольку такие "пустышки" в любом случае опасны и потому недопустимы для нормального гражданского оборота. Принадлежащее организации имущество первоначально охватывается понятием уставного капитала или "уставного фонда" в товариществах - "складочного капитала", в кооперативах - "паевого фонда" , размер которого отражается в ее учредительных документах. В результате участия в гражданском обороте в составе этого имущества обычно появляются не только вещи, но и определенные права и долги обязанности , а само оно, как правило, возрастает в объеме и по стоимости хотя, разумеется, может и уменьшаться до известных пределов. В имуществе юридического лица могут выделяться и некоторые специальные имущественные фонды с особым правовым режимом например, резервные. Все закрепленное за организацией имущество подлежит обязательному учету на ее самостоятельном балансе а выделенное учреждению-несобственнику - также и по смете его расходов, утвержденной собственником. Числящееся на балансе организации имущество и характеризует его обособленность от имущества учредителей или участников , в силу чего наличие самостоятельного баланса становится важнейшим показателем самостоятельности организации, бесспорно свидетельствующим о ее имущественной обособленности. Самостоятельный бухгалтерский баланс, имеющийся у юридического лица, следует отличать от отдельного баланса, который в учетных целях может быть открыт и несамостоятельному подразделению юридического лица.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что сам по себе бухгалтерский баланс организации имеет прежде всего учетное значение, отнюдь не всегда совпадающее с гражданско-правовым режимом числящегося на балансе имущества. Так, арбитражной практикой обоснованно признано, что "балансодержатель" не обязательно во всех случаях является единственным собственником или субъектом ограниченного вещного права числящегося на его балансе объекта недвижимости. Полученные взаймы в кредит денежные средства отражаются в балансе как "чужие" заемные , тогда как с точки зрения гражданского права они переходят в собственность заемщика и становятся его имуществом. С имущественной обособленностью организации неразрывно связана ее самостоятельная имущественная ответственность по долгам. Смысл обособления имущества юридического лица как раз и состоит в выделении таких объектов, на которые его возможные кредиторы смогут обратить взыскание с тем чтобы вывести из-под него иное, личное имущество учредителей или участников. Именно этим целям прежде всего служит уставный капитал уставный или паевой фонд , который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом п. Следовательно, наличие такого имущества составляет необходимую предпосылку его самостоятельной имущественной ответственности. Учредители или участники юридического лица по общему правилу не отвечают по его долгам.

Но даже при установлении законом такой ответственности например, для полных товарищей и собственников имущества учреждений и казенных предприятий она всегда носит дополнительный субсидиарный характер, то есть наступает лишь при отсутствии или недостатке имущества у самого юридического лица. Кроме того, в ряде случаев она может быть ограниченной по размеру например, для участников обществ с дополнительной ответственностью, для членов производственных кооперативов и участников ассоциаций и союзов. Наконец, показателем самостоятельности юридического лица является его выступление в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени. Имя юридического лица служит его индивидуализации и заключается в его наименовании, определенном в учредительных документах. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму например, общество с ограниченной ответственностью, государственное унитарное предприятие, благотворительный фонд , а в ряде случаев и на характер его деятельности п. Термины "биржа" и "банк" в соответствии с требованиями законодательства могут использоваться в наименовании лишь тех организаций, которые имеют лицензию на право совершения соответствующей деятельности. Фирменные наименования организаций с устойчивой деловой репутацией и стабильно высоким качеством производимой продукции товаров, работ, услуг представляет собой большую коммерческую ценность. Поэтому право на фирму является абсолютным исключительным правом юридического лица. Организация, зарегистрировавшая фирменное наименование, получает исключительную возможность его использования в фирменных бланках, вывесках, рекламе, упаковке и т.

В отсутствие специального закона, определяющего порядок регистрации и использования фирменных наименований, они регистрируются вместе с регистрацией самих юридических лиц путем внесения данных о фирме в соответствующий государственный реестр. Наименование некоммерческого юридического лица не является объектом исключительного имущественного права его носителя. Целям индивидуализации юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, наряду с фирменными наименованиями служат товарные знаки и знаки обслуживания, а также наименования мест происхождения товаров, которые после их государственной регистрации также становятся объектами исключительных прав соответствующих коммерческих организаций. Юридическое лицо должно также иметь официальное место нахождения "юридический адрес" , которое обычно определяется местом его государственной регистрации п. По этому месту ему направляются различные документы, в том числе судебные повестки, и определяется место исполнения некоторых его обязательств. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при отсутствии такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование фирменное наименование юридического лица, а также другие гражданско-правовые средства его индивидуализации позволяют четко идентифицировать как принадлежность конкретных субъективных прав и обязанностей, так и сторону соответствующего договорного или иного гражданского правоотношения, а также участника судебного спора истца или ответчика. Ясно, что собственное имя наименование юридического лица также является признаком, производным от его основных признаков - организационного единства и имущественной обособленности. Указанные признаки юридического лица в тех или иных вариантах воспроизводятся и в современной зарубежной литературе.

На их основе затем выводятся научные доктринальные понятия юридического лица, обычно отсутствующие в законодательстве. В российском гражданском праве на базе отмеченных признаков юридического лица закон традиционно закрепляет определение этой категории. В соответствии с ним юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде п. Необходимо подчеркнуть, что даже наличие всех четырех перечисленных признаков не ведет к автоматическому признанию организации юридическим лицом - субъектом гражданского права. Для этого необходима ее государственная регистрация в этом качестве п. Однако эти его качества отличаются от аналогичных качеств, признаваемых законом за физическими лицами гражданами. Прежде всего, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации п. Прекращаются они также одновременно - в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующий записи об этом в государственный реестр юридических лиц п. Правоспособность юридических лиц может быть как универсальной общей , дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной ограниченной , предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.

Правоспособность граждан всегда является общей, ибо гражданин обладает признанной законом возможностью иметь любые имущественные и личные неимущественные права.

Исключения из этого правила могут быть только в случаях, предусмотренных ГК РФ или учредительными документами юридического лица. Например, по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества может нести ответственность Российская Федерация ст. Обособленность имущества и принцип имущественной ответственности обусловливают наличие у юридического лица еще одного признака — выступление в гражданском обороте от своего имени. Участники имущественных отношений должны точно знать, кому принадлежат те или иные права, на ком лежит та или иная обязанность. Для этого установлено правило, что юридические лица должны действовать от своего имени. Юридическое лицо, выступая в имущественном обороте, обладает фирменным наименованием, закрепленным в учредительных документах. Заключая сделки, юридическое лицо приобретает права и обязанности для себя, а не для участников или структурных подразделений. Это отличает его от представительств и филиалов, которые, не являясь по общему правилу юридическими лицами, действуют по доверенности создавших их юридических лиц, и, заключая договоры, приобретают права и обязанности для юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц по сравнению с правоспособностью и дееспособностью граждан имеют свои особенности.

Во-первых, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно — с момента его государственной регистрации. Во-вторых, правоспособность юридических лиц может быть как общей, так и специальной.

Так, общества с огранич. Правовой базой деят-ти хозяйственных товариществ является учредит. Для остальных юр. Его можно рассматривать как разновидность договора о совместн. Он может заключаться только в пис. Устав, в отлич. Однако это отличие не носит принципиал. Устав, как правило, подписывают не все учатсники, а специально уполномоч.

Как и учредит. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юр. Ряд некоммерч. Содержание учредит. Что такое орган юридического лица и какие вам известны виды органов юридического лица? Приобретение и, отчасти, осущ-е прав и обязанностей - прерогатива т. Орган юр. В соотв. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юр. Органы могут назначаться, если у юр.

Когда возникает правоспособность и дееспособность юридического лица? С какого момента юр. Правоспособность и дееспособность юр. Чем определяется содержание гражданской правоспособности и дееспособности юридического лица? В науке гр.

Юридические лица, как субъекты гражданского права

Господство права предполагает, что суд должен быть независим от какого-либо влияния государственных и общественных структур Способность выступать в гражданском обороте от своего имени. юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников; юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т.е. участвовать в имущественном обороте. Юридическое лицо выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. Это означает возможность от своего имени: 1. приобретать и осуществлять права; 2. нести обязанности; 3. выступать истцом и ответчиком в суде. А использование юридическим лицом своего наименования позволяет отличать его от всех иных организаций. Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Юридическое лицо

Другие же авторы например, О. Иоффе, Е. Невзгодина, О. Красавчиков и др. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980. Вместе с тем среди сторонников последней позиции не было единства взглядов относительно того, какое именно правоотношение между какими субъектами является правоотношением представительства. На этот счет также высказывались самые различные мнения. Как уже отмечалось, с принятием ГК РФ 1994 г.

Законодателем в п. Таким образом, данный критерий действие от своего или чужого имени положен в основу разграничения понятий посредничества и представительства. Поскольку личность контрагента в большинстве случаев является определяющим фактором при заключении сделок, имя участника гражданского оборота позволяет четко идентифицировать субъекта конкретных гражданских прав и обязанностей и, соответственно, сторону договорного правоотношения. Особенность же применения категории "интерес" в рассматриваемых случаях заключается в том, что в отношениях с третьими лицами посредник и представитель всегда должны преследовать цели удовлетворения потребностей заинтересованного лица и достижения благ, к которым оно стремится. Здесь лицо, действующее в чужих интересах, выступает за счет заинтересованного лица. Вместе с тем в праве нет интереса, который бы не был предварительно осознан. Поэтому интерес как правовая категория является объективно-субъективной категорией. При этом в случае с малолетними и душевнобольными субъективный момент в интересе находит отражение в лице их законных представителей, которые осознают потребности или интересы в их социологическом смысле недееспособных и совершают волевые действия для их удовлетворения.

Общим для отношений представительства и посредничества является также и то, что услуги и представителя, и посредника являются востребованными не только в предпринимательской, но и в общегражданской сфере. Вместе с тем основания возникновения представительства и посредничества не совпадают. Вместе с тем, если говорить о первом из указанных выше факторов, то, на наш взгляд, следует отметить, что одного только акта уполномочия со стороны представляемого недостаточно для возникновения отношений представительства. Наделение полномочием по своей правовой природе является односторонне уполномочивающей сделкой по классификации односторонних сделок, произведенной Б. При отсутствии согласия лица выступить в качестве представителя, воспользоваться правом на реализацию полномочий, очерченных, например, в доверенности, отношений представительства не возникнет. Поэтому, на наш взгляд, основанием возникновения так называемого добровольного договорного представительства является соглашение представителя и представляемого, содержащее волеизъявление представляемого о предоставлении полномочия представителю и волеизъявление представителя о принятии на себя обязанности по совершению определенных юридических действий. Правопреемство по советскому гражданскому праву. Обратим внимание, что субъектами представительства в качестве представляемых могут являться и недееспособные лица.

Сергеева, Ю. Поэтому предусмотрел возможность использования конструкции договора поручения и для осуществления прав и обязанностей представляемого в отношениях, являющихся предметом регулирования других отраслей права с учетом их особенностей. На наш взгляд, под юридическими действиями в контексте норм гражданского законодательства следует понимать правомерные действия, направленные не только на возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений сделки , но и иных правоотношений иные юридические действия. Видом добровольного представительства является коммерческое представительство.

Управление в полном товариществе 1. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Каждый участник товарищества независимо от того, уполномочен ли он вести дела товарищества, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел.

Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению участников товарищества, ничтожны. Статья 72. Ведение дел полного товарищества 1. Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника участников , на которого возложено ведение дел товарищества. В отношениях с третьими лицами товарищество не вправе ссылаться на положения учредительного договора, ограничивающие полномочия участников товарищества, за исключением случаев, когда товарищество докажет, что третье лицо в момент совершения сделки знало или заведомо должно было знать об отсутствии у участника товарищества права действовать от имени товарищества. Полномочия на ведение дел товарищества, предоставленные одному или нескольким участникам, могут быть прекращены судом по требованию одного или нескольких других участников товарищества при наличии к тому серьезных оснований, в частности вследствие грубого нарушения уполномоченным лицом лицами своих обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел. На основании судебного решения в учредительный договор товарищества вносятся необходимые изменения.

Статья 73. Обязанности участника полного товарищества 1. Участник полного товарищества обязан участвовать в его деятельности в соответствии с условиями учредительного договора. Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором. При невыполнении указанной обязанности участник обязан уплатить товариществу десять процентов годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки, если иные последствия не установлены учредительным договором. Участник полного товарищества не вправе без согласия остальных участников совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества.

Дееспособность субъекта это: а способность субъекта иметь гражданские права и обязанности; б способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности, а также иметь права и обязанности; в способность субъекта своими действиями приобретать для себя права; г способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности. Под правопреемством понимают: а переход прав и обязанностей от одного лица — правопредшественника к другому лицу — правопреемнику, заменяющему его в правоотношении; б переход обязанностей от одного лица — правопредшественника к другому лицу — правопреемнику, заменяющему его в правоотношении; в переход прав от одного лица — правопредшественника к другому лицу — правопреемнику, заменяющему его в правоотношении; г правопреемство в одном или нескольких правоотношениях. Абсолютными называются такие правоотношения: а в которых управомоченному лицу лицам противостоит строго определенное обязанное лицо лица ; б в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных субъектов; в в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг, а иногда обязанное лицо лица ; г в которых управомоченному лицу никто не противостоит.

Объектами гражданских правоотношений могут быть: а вещи и иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги; б вещи и иное имущество, в том числе имущественные права, исключительные права на них; в вещи и иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности; г вещи и иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, информация, нематериальные блага. Гражданская дееспособность: а определяется, как способность иметь гражданские права и нести обязанности; б определяется, как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права; в определяется, как способность гражданина создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; г определяется, как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Под банкротством граждан понимается: а признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей; б признанная Конституционным Судом Российской Федерации или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей; в признанная кредитором неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей; г признанная Верховным Судом Российской Федерации неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей. Переселенцами признаются лица: а которые меняют место жительства в связи с переездом в другую местность в индивидуальном порядке по своему желанию; б которые покинули место жительства не по своему желанию, вследствие совершенного в отношении него лично или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности; в которые меняют место жительства в связи с переездом в другую местность не в индивидуальном порядке, а по решению компетентных государственных органов, принятому в связи с определенными событиями: затоплением населенного пункта при строительстве сооружений, невозможностью проживания в прежнем месте жительства по причине его зараженности радиацией или какими-то ядовитыми веществами, а также по природным условиям угроза схода лавин и т. Безвестное отсутствие: а удостоверенный в органах ЗАГСа факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания; б удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания; в факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства; г удостоверенный в судебном порядке факт длительного проживания по месту пребывания. Перечень обстоятельств, которые относятся к числу актов гражданского состояния: а рождение, заключение брака, расторжение брака, смерть гражданина; б рождение, заключение брака, расторжение брака, установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина; в рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление удочерение , установление отцовства, смерть гражданина; г рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление удочерение , установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина. Корпорации представляют собой: а организации, создаваемые одним или несколькими лицами и не имеющие членства; б обособленное структурное подразделение созданное для осуществления всех или определенной части функций юридического лица; в добровольные объединения физических и или юридических лиц, организованные на началах членства их участников; г структурное подразделение созданное для представления и защиты интересов юридического лица. Признаки юридического лица по гражданскому законодательству: а организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от своего имени; б имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от своего имени; в организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам; г организационное единство, наличие учредительных документов, имущественная обособленность. Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах: а слияние, присоединение, разделение, выделение; б присоединение, выделение, преобразование; г слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. К некоммерческим организациям относятся: а потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации объединения , учреждения, фонды, и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц; б производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации объединения , учреждения, фонды, и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц; в потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации объединения , учреждения, фонды, муниципальные унитарные предприятия, и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц; г потребительские кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, учреждения, фонды, и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц.

Мингосимущество РФ и его органы на местах, осуществляя управление и распоряжение государственным имуществом за исключением жилых помещений : — принимают решения о приватизации; — осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества; — являются учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации; — осуществляют права акционера участника хозяйственных обществ, акции доли в уставном капитале которых находятся в государственной собственности; — выступают в качестве арендодателей государственного имущества; — закрепляют государственное имущество на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и бессрочного пользования; — дают согласие на залог государственного имущества; — совершают иные действия. Указанные действия органы системы Мингосимущества РФ совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества. Второй по значению системой органов, уполномоченных от имени государства управлять и распоряжаться государственным имуществом, являются фонды имущества во главе с Российским фондом федерального имущества см. Положение о Российском фонде федерального имущества, утвержденное Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. Российский фонд федерального имущества и фонды, на местах осуществляют функции по: — владению переданными им объектами приватизации до момента их продажи, в том числе по осуществлению полномочий государства как акционера участника в хозяйственных обществах; — продаже переданных им объектов приватизации; — выступлению на основании поручения Правительства РФ учредителем хозяйственных обществ; — получению и перечислению денежных средств, полученных в результате приватизации; — осуществлению от имени РФ выпуска государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. Указанные действия фонды имущества также совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества. Полномочия перечисленных государственных органов в настоящее время ограничены Указом Президента РФ от 30 сентября 1995 г.

Любые действия по управлению и распоряжению акциями, находящимися в федеральной собственности, в том числе их передача в управление частным лицам, в уставные капиталы организаций, в залог, а также иное их обременение возможны только на основании указов Президента РФ, проекты которых должны в обязательном порядке выноситься на подписание постановлениями Правительства РФ. Однако от имени государства действуют не только указанные выше органы. Так, при приватизации жилых помещений стороной соответствующих отношений по передаче жилых помещений в собственность граждан выступает государство как таковое, хотя заключаются соответствующие сделки государственными органами или даже государственными предприятиями от своего имени. Государство становится собственником имущества при прекращении в том числе принудительном на него права частной собственности по основаниям, предусмотренным ст. Государство может участвовать и в общей долевой собственности, например, на жилые помещения в кондоминиумах. Государство как участник сделки. Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени.

При этом государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны исключительно на физических и юридических лиц. Государство не может выступать в сделках в качестве потребителя покупателя в розничной торговле, нанимателя в договоре проката, заказчика при бытовом заказе и т. Также невозможно участие государства в сделках со специальным субъектом — страховщиком, банком, финансовым агентом и т. Поскольку государство — не предприниматель, оно не может участвовать в сделках в качестве предпринимателя доверительного управляющего, участника договора коммерческой концессии и т. Государство а именно Российская Федерация выступает получателем имущества при признании сделки недействительной по ст. От имени государства как собственника соответствующего имущества заключаются, как правило, любые сделки по распоряжению государственным имуществом, в том числе в рамках приватизации. Государство может осуществлять финансирование и кредитование капитального строительства.

Государственное финансирование может предоставляться как на безвозвратной, так и на возвратной основе, в том числе с взиманием процентов, в соответствии с заключаемыми договорами. От имени государства такие договоры с банками и заемщиками застройщиками заключает Министерство финансов РФ. Государство может оказывать краткосрочную финансовую поддержку в виде ссуд предприятиям любых форм собственности на основании Указа Президента РФ от 8 июля 1994 г. Краткосрочная финансовая поддержка производится для: 1 проведения структурной перестройки производства; 2 расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов; 3 разработки, внедрения и приобретения новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом. Этот перечень целей является исчерпывающим. Ссуды предоставляются на основании договора о предоставлении и возврате ссуды, заключаемого между предприятием и Министерством финансов РФ по форме утвержденного типового договора в соответствии с решением Правительства РФ. Ссуды предоставляются на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года, на возвратной основе и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу.

Впрочем, ссуды могут быть и беспроцентными. Государство может на конкурсной основе предоставлять государственные капитальные вложения в коммерчески эффективные проекты. Порядок предоставления таких государственных инвестиций регламентируется Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. Инвестиции распределяются на конкурсной основе и направляются в проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, причем частный инвестор должен вложить в проект не менее 20 процентов собственных средств. Срок окупаемости проектов не должен превышать, как правило, двух лет для сельского хозяйства — пяти лет. Государственная поддержка прошедших конкурс инвестиционных проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых либо на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых обществ, а также путем предоставления частным инвесторам государственных гарантий по возмещению вложенных средств. Предоставление государственной поддержки производится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Гарантии или поручительства Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам должны предоставляться на конкурсной основе, причем лишь тем организациям, которые не имеют задолженности по платежам в бюджет либо государственные внебюджетные фонды. Гарантии поручительства могут выдаваться в самых различных случаях. Например, государство может выдавать гарантии по обязательствам государственных заказчиков продукции для федеральных нужд в пределах средств, выделяемых на эти цели из бюджета. При этом в нормах ГК о поставке товаров и подрядных работах для государственных нужд ст. Государство вполне замещается здесь юридическими лицами, выступающими в качестве государственных заказчиков. Здесь, однако, в роли заказчика выступает государственный орган, обладающий необходимыми ресурсами, а приобретаемое имущество необходимо государству как таковому, возможность непосредственного участия государства в складывающихся отношениях не исключена. Государство может заключать соглашения о разделе продукции.

Сторонами соглашения являются частный инвестор и государство — Российская Федерация в лице Правительства РФ и органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр, предоставленный инвестору для использования. Соглашения о разделе продукции заключаются, как правило, на основании конкурсов аукционов. Раздел продукции состоит в том, что инвестор оставляет за собой так называемую компенсационную часть произведенной продукции которая возмещает ему стоимость понесенных затрат и причитающуюся ему часть «прибыльной» продукции в размере, определенном соглашением. Государство же получает свою часть «прибыльной» продукции, которая делится между Российской Федерацией и соответствующим субъектом РФ. Раздел продукции заменяет взимание с инвестора большинства налогов. Государство как участник сделок выступает при эмиссии и обращении различных ценных бумаг, в том числе и государственных ценных бумаг. Оно может быть как эмитентом, так и владельцем ценных бумаг.

В соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», для покрытия своих нужд в денежных средствах государство вправе выпускать различные долговые обязательства, в том числе облигации федеральных займов. Эти Генеральные условия определяют общие принципы выпуска и обращения любых облигаций федеральных займов, независимо от их конкретного вида. Однако для выпуска отдельных видов этих облигаций Министерством финансов РФ по согласованию с Центральным банком РФ должны быть утверждены специальные условия выпуска. Облигации федеральных займов представляют собой долговые обязательства Российской Федерации в форме государственных ценных бумаг, выраженных в валюте РФ. Эти облигации, как правило, являются процентными, т. Эмитентом облигаций федеральных займов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ. Центральный банк РФ выступает в качестве генерального агента по обслуживанию выпусков этих облигаций.

Государство выпустило несколько видов облигаций: — государственные краткосрочные бескупонные облигации, выпускаемые на основании Основных условий выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций, одобренных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. Хотя эмитентом в данном случае названо Министерство финансов РФ, нет никаких сомнений в том, что эмитентом является именно государство. Ведь сущность казначейских обязательств состоит в том, что они могут быть обменены на налоговые освобождения, т.

Похожие статьи

  • Выступление в гражданском обороте под собственным именем
  • 5.1. Понятие юридического лица | Электронная библиотека
  • Юридическое лицо
  • Тест по гражданскому праву (общая часть)
  • Комментарий к статье 125 ГК РФ
  • Выступление в гражданском обороте от собственного имени — МегаЛекции

Простое решение - один звонок по телефону

  • Другой комментарий к статье 125 ГК РФ
  • Шпаргалка по "Гражданскому праву"
  • Проекты по теме:
  • Популярные статьи кодекса
  • Домашний очаг

§ 4 Выступление в гражданском обороте от собственного имени

Правовое положение адвоката при оказании помощи юридическому лицу дает гарантии неразглашения служебной и коммерческой тайны организации или учреждения, ставшей известной адвокату в процессе ее оказания, поскольку, во-первых, на такие сведения, распространяются правила сохранения профессиональной тайны адвоката, которой в соответствии со ст. Согласно ст. Срок хранения тайны не ограничен во времени. Во-вторых, в силу ст. Вне зависимости от вида юридической помощи оказываемой юридическому лицу, предшествовать ее оказанию должно заключение между адвокатом с этим юридическим лицом соглашения об оказании юридической помощи, которым и будет определен её объем и порядок оказания ст.

Все материалы для подготовки к экзамену!

Унитарным предприятием признается: а организация, имущество которой разделено на доли участников уставным капиталом; б объединение лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность и солидарно отвечают своим личным имуществом; в коммерческая организация, имущество которой остается не делимой собственностью ее учредителей; г некоммерческая организация, имущество которой остается не делимой собственностью ее учредителей. Каким одним публичным собственником может быть создано унитарное предприятие: а гражданами Российской Федерации; б Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием; в юридическими лицами; г совместно гражданами Российской Федерации и юридическими лицами. Потребительским кооперативом признается: а основанное на членстве объединение граждан и юридических лиц, созданное ими для содействия своим членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности; б основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты интересов; в основанная на началах членства организация, созданная для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных взносов; г форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей. Высшим волеобразующим органом общественного объединения является: а совет директоров; б съезд конференция или общее собрание; в наблюдательный совет; г генеральный директор или совет директоров. Учреждением признается: а не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций; б основанная на членстве организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций; в не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих и иных коммерческих функций; г не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, в том числе некоммерческого характера, и являющаяся собственником своего имущества. Фонд относится к числу: а некоммерческих организаций, являющихся корпорациями; б некоммерческих организаций, не являющихся корпорациями; в коммерческих организаций, не являющихся корпорациями; г коммерческих организаций. Могут ли фонды преобразовываться в другие виды юридических лиц: а по решению попечительского совета; б если предусмотрено уставом фонда; в не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц; г по решению учредителей. К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях относятся: а государство; в государство и муниципальные образования; г государство, а иногда муниципальные образования. Из чего состоит имущество казны: а из средств сельского поселения; б из средств граждан Российской Федерации; в из средств соответствующего государственного или местного бюджета; г из средств юридических лиц.

Могут ли публично — правовые образования быть участниками наследственных отношений: а публично — правовые образования не могут быть участниками наследственных отношений; б публично — правовые образования могут быть участниками наследственных отношений; в участниками наследственных отношений могут быть только граждане; г участниками наследственных отношений граждане или юридические лица. Может ли Российская Федерация или ее субъект приобретать права патентообладетеля на изобретения, полезные модели или промышленные образцы, созданные при выполнении работ по государственному контракту: а Российская Федерация или ее субъект может приобретать права патентообладетеля; б Российская Федерация или ее субъект не может приобретать права патентообладетеля; в приобретать права патентообладетеля могут только граждане Российской Федерации; г приобретать права патентообладетеля могут только граждане Российской Федерации или юридические лица. Чем закреплен принцип абсолютного судебного иммунитета государства: а Конституцией страны; в Конституцией страны или международными договорами; г процессуальным законодательством. Объекты гражданских правоотношений - это: а различные материальные в том числе вещественные и не материальные идеальные блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права; б не материальные идеальные блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права; в различные материальные блага; г процесс создания не материальных благ, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права.

Правосубъектность юридического лица. Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т. В науке гражданского права принято различать общую универсальную и специальную правоспособность. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. До недавнего времени юридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений. Новый Гражданский кодекс РФ 1994 г. Было бы ошибочным, однако, полагать, что теперь правоспособность юридических лиц носит, по общему правилу, универсальный характер. Анализ ст. Универсальная же правоспособность носит характер исключения из общего правила которое, как известно, не может толковаться расширительно и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Этот вывод ничуть не колеблет даже тот факт, что ныне такие организации составляют численное большинство в стране. Сохранение специальной правоспособности за многими видами юридических лиц не только оправданно, но и необходимо. Так, создавая некоммерческую организацию учреждение, фонд и т. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ей полной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредителей. Аналогичным образом и государство, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен уставом предприятия. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации п. Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений лицензий. Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Каждое юридическое лицо выступает в гражданском обороте от своего имени, может быть истцом и ответчиком в суде. Согласно ст. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Каждый участник товарищества независимо от того, уполномочен ли он вести дела товарищества, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел.

Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению участников товарищества, ничтожны. Статья 72. Ведение дел полного товарищества 1.

Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника участников , на которого возложено ведение дел товарищества.

В отношениях с третьими лицами товарищество не вправе ссылаться на положения учредительного договора, ограничивающие полномочия участников товарищества, за исключением случаев, когда товарищество докажет, что третье лицо в момент совершения сделки знало или заведомо должно было знать об отсутствии у участника товарищества права действовать от имени товарищества. Полномочия на ведение дел товарищества, предоставленные одному или нескольким участникам, могут быть прекращены судом по требованию одного или нескольких других участников товарищества при наличии к тому серьезных оснований, в частности вследствие грубого нарушения уполномоченным лицом лицами своих обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел. На основании судебного решения в учредительный договор товарищества вносятся необходимые изменения.

Статья 73. Обязанности участника полного товарищества 1. Участник полного товарищества обязан участвовать в его деятельности в соответствии с условиями учредительного договора.

Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором. При невыполнении указанной обязанности участник обязан уплатить товариществу десять процентов годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки, если иные последствия не установлены учредительным договором.

Участник полного товарищества не вправе без согласия остальных участников совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества. При нарушении этого правила товарищество вправе по своему выбору потребовать от такого участника возмещения причиненных товариществу убытков либо передачи товариществу всей приобретенной по таким сделкам выгоды.

Глава 5. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством 1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Комментарий к статье 125 ГК РФ 1.

Определяя порядок участия публичных образований в гражданских правоотношениях, комментируемая статья устанавливает, как представляется, две возможных формы такого участия. Первую из них образует обычное для всякого дееспособного субъекта права самостоятельное посредством собственных действий приобретение гражданских прав и обязанностей. В данном случае публичные образования действуют в гражданском обороте посредством своих органов п. Второй возможной формой участия публичных образований в гражданских отношениях является представительство, которому посвящен п. Содержащиеся в п. В действительности никаких, пусть даже особых отношений представительства в данном случае не возникает, и в гражданских правоотношениях участвуют сами публичные образования, действующие через свои органы. Налицо полная аналогия с участием в гражданском обороте юридических лиц, которые приобретают права и обязанности через свои органы ст. Использование законодателем в комментируемой статье иной формулировки объясняется лишь тем, что органы государственной власти и местного самоуправления не во всех случаях своего участия в гражданских правоотношениях представляют интересы тех публичных образований, частью которых они являются. Нередко они, обладая статусом юридического лица, выступают в гражданских отношениях от собственного имени и в своих интересах.

Таковы, в частности, отношения, связанные с удовлетворением хозяйственных нужд государственных органов и органов местного самоуправления. Полномочия органов, посредством которых публичные образования участвуют в гражданских правоотношениях, определяются Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами и подзаконными актами субъектов РФ, а также нормативными актами муниципальных образований. Органами, уполномоченными своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности публичных образований, являются органы как законодательной, так и исполнительной власти, которые, однако, должны действовать строго в рамках своей компетенции. При этом обычно интересы публичных образований представляют органы исполнительной власти.

Может быть этот кто то редакция, учредитель и является юридическим лицом?? В том же законе есть ст. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность. Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией главным редактором. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде.

Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации". Но ведь выпускать СМИ быть учредителем и так далее..

Исполнительный орган на усмотрение участников. Руководитель, президент, генеральный директор и т. Наблюдательный совет создается по желанию Акционерные общества. Акционерным обществом признается юридическое лицо, уставный капитал которого поделен на равное количество долей акций. Каждая акция имеет свою стоимость.

У публичных акционерных обществ производится открытая подписка на акции, у непубличных акции распределяются между участниками. Количество участников в публичном акционерном обществе не должно превышать 50 человек. Уставный капитал: 100 минимальных размеров оплаты труда у непубличных, у публичных - 1000. Органы управления акционерным обществом: Общие собрания акционеров принятие решений производится в зависимости от количества акций у учредителя Исполнительный орган Совет директоров наблюдательная комиссия Виды акций: Обыкновенные. Дает право на получение дивидендов в зависимости от прибыли и право голоса на общем собрании акционеров.

Способность выступать в гражданском обороте от своего имени. Юридическое лицо

Каждое юридическое лицо выступает в гражданском обороте от своего имени, может быть истцом и ответчиком в суде. Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. 4) выступление в гражданском обороте от своего имени; 5) государственная регистрация. В зависимости от формы собственности: государственные и частные. По целям деятельности: коммерческие и некоммерческие. Каждое юридическое лицо выступает в гражданском обороте от своего имени, может быть истцом и ответчиком в суде. Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Но эту ответственность, если есть необходимость, можно прописать в локальных документах. Выступление в гражданском обороте под собственным именем (дееспособность). Организации могут самостоятельно вести деятельность, не нарушая норм права. Юридическое лицо выступает в гражданском обороте как единое целое как внутри себя, так и во внешних отношениях. Обычно юридические лица выступают в гражданском обороте через свои органы. Основное отличие исполнительного органа от других органов состоит в том, что именно он представляет юридическое лицо в гражданском обороте, без доверенности совершая от его имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав. выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. 1) Основным признаком юридического лица является имущественная самостоятельность. Юридическое лицо может обладать имуществом на одном из вещных прав.

Выступления в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени.

Генкина рассматривала юридическое лицо в качестве «социальной реальности» а не фикции , наделённой определённым имуществом для достижения общественно полезных целей или для решения социально-экономических задач государства и общества. Но господствующей теорией в советской цивилистической доктрине стала теория коллектива, обоснованная в работах А. Венедиктова и С. Братуся , согласно которой юридическое лицо является реально существующим социальным образованием, имеющим «людской субстрат» сущность в виде коллектива его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся, организованный в государство. При переходе к рыночной организации хозяйства теория коллектива, отвечавшая потребностям огосударствлённой экономики, выявила ряд присущих ей серьёзных недостатков. Так, разрешение гражданам заниматься предпринимательской деятельностью путём создания производственных кооперативов , последовавшее в конце 1980-х годов, в соответствии с законом предполагало обязательное наличие «людского субстрата» не менее трёх членов , но не требовало обособления какого-либо имущества при начале его деятельности. В такой ситуации учредители кооператива могли не вкладывать в него ни копейки собственных средств например, арендуя государственное имущество, беря ссуду в банке и т. Теория коллектива не даёт также удовлетворительного объяснения существования «компаний одного лица» — хозяйственных обществ, имеющих единственного учредителя или участника, которые получили значительное развитие в современной рыночной экономике.

В современной зарубежной правовой литературе теориям юридического лица обычно не уделяется большого внимания. Например, немецкие теоретики пишут, что юридическое лицо следует рассматривать в качестве обобщающего юридико-технического понятия, служащего для признания «лиц или вещей» предметов правоспособными организациями, а сущность этого понятия объясняется многочисленными теориями, которые «не имеют практического значения и не обладают большой познавательной ценностью» [4] [5]. Правосубъектность юридических лиц[ править править код ] Правосубъектность юридических лиц отличается от правосубъектности физических лиц например, юридическое лицо не может завещать своё имущество. Содержание правосубъектности юридических лиц: возможность приобретения прав, юридическое лицо отвечает за свои обязательства, имеет наименование, а также местонахождение.

Этим путем, в принципе, пошел и ГК Украины, в котором в отличии от ст.

В соответствие с легальным определением юридического лица, закрепленным в ГК Украины, юридическое лицо — это организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке ч. Признаки юридического лица. Организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать совокупностью юридических признаков. Признаки юридического лица — это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе — достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. Если хотя бы одного из этих обязательных признаков нет, организация не может быть признана субъектом гражданского права, то есть юридическим лицом.

Все юридические лица в Украине проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица. В юридической науке традиционно выделяется четыре основопола-гающих признака: 1 Организационное единство юридического лица характеризует организацию как единое целое, которое имеет внутреннюю структуру, которая выражается в наличии у нее органов управления, а в некоторых случаях — и обособленных структурных подразделений. Структура такой организации характеризуется определенной иерархией, соподчиненностью органов управления единоличных или коллегиальных , четкой регламентацией отношений между ее участниками. Благодаря этому множество лиц, объединенных в организацию, выступает в гражданском обороте как одно лицо, один субъект права. В учредительных документах указывается наименование и местонахождение юридического лица, порядок управления его деятельностью, предмет и цели деятельности.

Если первый признак организационное единство необходим для объединения лиц в одно коллективное образование, то наличие обособленного имущества создает материальную основу для деятельности такого образования. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, денежных средств. Объединение имущества всех участников в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам участникам, учредителям, государству, коммунальным образованиям, другим юридическим лицам и отражает суть этого признака. В научной литературе можно встретить точку зрения о том, что признаком юридического лица является не наличие обособленного имущества, а такой принцип функционирования организации, как имущественная обособленность, что не одно и то же[110]. Авторы данной теории считают, что юридическое лицо в течение какого-то периода времени может вообще не обладать никаким имуществом, как бы широко не трактовалось данное понятие.

Так, большинство некоммерческих организаций на другой день после создания не имеют ни вещей, ни прав требования, ни тем более обязательств. Вся имущественная обособленность таких юридических лиц заключается лишь в их способности в принципе обладать обособленным имуществом. По мнению А. Сергеева, Ю.

Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое, способное решать определенные социальные в данном случае гражданско-правовые, имущественные задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления, а при необходимости - и соответствующих подразделений для выполнения установленных для нее задач. Как задачи функции организации, так и ее структура закрепляются в ее учредительных документах - уставе, учредительном договоре, либо в общем положении об организациях данного вида п.

В них обязательно определяется наименование и место нахождения юридического лица, порядок управления его деятельностью органы управления, их компетенция и т. Наличие такого рода документов и является формальным выражением организационного единства как признака юридического лица. В большинстве случаев учредительным документом организации является ее устав, но в некоторых случаях эту роль выполняют два учредительных документа - устав и учредительный договор в обществах с ограниченной и с дополнительной ответственностью, в ассоциациях и союзах , а иногда - только учредительный договор в полных и в коммандитных товариществах. Для некоторых организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью, например, для отдельных видов государственных и муниципальных учреждений, допускается наличие только общего типового положения об организациях данного вида в этом случае роль индивидуального учредительного документа, содержащего необходимые сведения о конкретной организации, выполняет решение о создании такой организации. Имущественная обособленность организации предполагает наличие у нее некоторого имущества на праве собственности либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Очевидно, что отсутствие собственного имущества исключает для организации возможность самостоятельного участия в гражданском имущественном обороте, а тем самым и признания субъектом гражданских правоотношений. Ведь участниками товарно-денежных отношений в нормальной ситуации должны быть именно собственники.

Допустимо существование юридических лиц, действующих исключительно на базе имущества, которое состоит из прав пользования например, аренды здания и или прав требования например, денежных средств, числящихся на банковском счете и потому не является объектом вещных прав. Такую ситуацию можно, конечно, объяснить широким пониманием категории "имущество", включающим не только вещи, но и права. Вместе с тем, она вряд ли может быть принята в качестве нормального, общего правила не говоря уже об опасности участия в обороте таких субъектов, имущественное состояние которых по существу целиком зависит от надежности их контрагентов. По изложенным выше причинам невозможно согласиться с существованием таких юридических лиц хотя бы даже и "некоммерческих организаций на другой день после создания" , которые "в течение какого-то периода времени" вообще не имеют ни вещей, ни прав требования, поскольку такие "пустышки" в любом случае опасны и потому недопустимы для нормального гражданского оборота. Принадлежащее организации имущество первоначально охватывается понятием уставного капитала или "уставного фонда" в товариществах - "складочного капитала", в кооперативах - "паевого фонда" , размер которого отражается в ее учредительных документах. В результате участия в гражданском обороте в составе этого имущества обычно появляются не только вещи, но и определенные права и долги обязанности , а само оно, как правило, возрастает в объеме и по стоимости хотя, разумеется, может и уменьшаться до известных пределов. В имуществе юридического лица могут выделяться и некоторые специальные имущественные фонды с особым правовым режимом например, резервные.

Все закрепленное за организацией имущество подлежит обязательному учету на ее самостоятельном балансе а выделенное учреждению-несобственнику - также и по смете его расходов, утвержденной собственником. Числящееся на балансе организации имущество и характеризует его обособленность от имущества учредителей или участников , в силу чего наличие самостоятельного баланса становится важнейшим показателем самостоятельности организации, бесспорно свидетельствующим о ее имущественной обособленности. Самостоятельный бухгалтерский баланс, имеющийся у юридического лица, следует отличать от отдельного баланса, который в учетных целях может быть открыт и несамостоятельному подразделению юридического лица. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что сам по себе бухгалтерский баланс организации имеет прежде всего учетное значение, отнюдь не всегда совпадающее с гражданско-правовым режимом числящегося на балансе имущества. Так, арбитражной практикой обоснованно признано, что "балансодержатель" не обязательно во всех случаях является единственным собственником или субъектом ограниченного вещного права числящегося на его балансе объекта недвижимости. Полученные взаймы в кредит денежные средства отражаются в балансе как "чужие" заемные , тогда как с точки зрения гражданского права они переходят в собственность заемщика и становятся его имуществом. С имущественной обособленностью организации неразрывно связана ее самостоятельная имущественная ответственность по долгам.

Смысл обособления имущества юридического лица как раз и состоит в выделении таких объектов, на которые его возможные кредиторы смогут обратить взыскание с тем чтобы вывести из-под него иное, личное имущество учредителей или участников. Именно этим целям прежде всего служит уставный капитал уставный или паевой фонд , который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом п. Следовательно, наличие такого имущества составляет необходимую предпосылку его самостоятельной имущественной ответственности. Учредители или участники юридического лица по общему правилу не отвечают по его долгам. Но даже при установлении законом такой ответственности например, для полных товарищей и собственников имущества учреждений и казенных предприятий она всегда носит дополнительный субсидиарный характер, то есть наступает лишь при отсутствии или недостатке имущества у самого юридического лица. Кроме того, в ряде случаев она может быть ограниченной по размеру например, для участников обществ с дополнительной ответственностью, для членов производственных кооперативов и участников ассоциаций и союзов.

Наконец, показателем самостоятельности юридического лица является его выступление в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени. Имя юридического лица служит его индивидуализации и заключается в его наименовании, определенном в учредительных документах. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму например, общество с ограниченной ответственностью, государственное унитарное предприятие, благотворительный фонд , а в ряде случаев и на характер его деятельности п. Термины "биржа" и "банк" в соответствии с требованиями законодательства могут использоваться в наименовании лишь тех организаций, которые имеют лицензию на право совершения соответствующей деятельности. Фирменные наименования организаций с устойчивой деловой репутацией и стабильно высоким качеством производимой продукции товаров, работ, услуг представляет собой большую коммерческую ценность. Поэтому право на фирму является абсолютным исключительным правом юридического лица. Организация, зарегистрировавшая фирменное наименование, получает исключительную возможность его использования в фирменных бланках, вывесках, рекламе, упаковке и т.

В отсутствие специального закона, определяющего порядок регистрации и использования фирменных наименований, они регистрируются вместе с регистрацией самих юридических лиц путем внесения данных о фирме в соответствующий государственный реестр. Наименование некоммерческого юридического лица не является объектом исключительного имущественного права его носителя. Целям индивидуализации юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, наряду с фирменными наименованиями служат товарные знаки и знаки обслуживания, а также наименования мест происхождения товаров, которые после их государственной регистрации также становятся объектами исключительных прав соответствующих коммерческих организаций. Юридическое лицо должно также иметь официальное место нахождения "юридический адрес" , которое обычно определяется местом его государственной регистрации п. По этому месту ему направляются различные документы, в том числе судебные повестки, и определяется место исполнения некоторых его обязательств. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при отсутствии такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В этой модели сложнейший процесс согласования правовых интересов учредителей участников юридического лица, его работников, кредиторов и других субъектов в целях достижения оптимального правового регулирования отношений между ними в рамках создаваемого юридического лица оказался по существу сведен к формальной процедуре выбора и регистрации одной из типовых схем, установленных законодателем. Весь процесс «строительства» юридического лица низведен до заполнения типового шаблона, где все особенности новой юридической личности не должны выходить за установленные шаблоном рамки. При этом различные отклонения от предложенной законодателем типовой схемы, правовые импровизации учредителей, как показывает практика регистрации юридических лиц, совсем не поощряются органами регистрации и чреваты значительными осложнениями. Все элементы конструкции юридического лица обязательные и рекомендуемые законодателем условия условно можно подразделить на несколько групп. Во-первых, можно выделить условия, касающиеся учредителей участников юридического лица. К ним, например, относятся условия по количеству участников минимальному и максимальному. Так, в частности, применительно к производственным кооперативам установлено, что число их членов не может быть менее пяти п. Максимальное число участников закрытого акционерного общества, а также общества с ограниченной ответственностью не должно быть более пятидесяти что установлено соответственно федеральными законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». Существуют также требования по составу учредителей участников , например, согласно п. В отношении государственных органов и органов местного самоуправления Гражданским кодексом установлен запрет на участие в хозяйственных обществах в качестве вкладчиков в товариществах на вере и т. К этой же группе условий можно отнести условия, определяющие правовое положение участников юридического лица, их права и обязанности информационные, по участию в распределении прибыли и убытков, их ответственности по обязательствам юридического лица и т. Во-вторых, можно назвать условия, касающиеся имущества юридического лица, его уставного складочного капитала его минимального размера, порядка его увеличения и уменьшения , вкладов и долей участников, чистых активов, неделимых фондов и т. В частности, Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1998 г. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия, а муниципального предприятия — не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда ст. Такого рода требования, по мысли законодателя должны гарантировать права третьих лиц, кредиторов юридического лица; однако, как показывает опыт налоговых взаимоотношений государства с налогоплательщиками — юридическими лицами, реализация указанных условий не гарантирует соблюдение фискальных интересов государства, тем более не гарантирует имущественных интересов частных лиц. В-третьих, можно назвать условия, касающиеся органов юридического лица, его подразделений включая обособленные , их компетенции, порядка формирования и т. Для каждой организационной формы законодатель определяет свои особенности состава, компетенции, формирования органов. Для одной формы, например, в качестве исполнительного органа им предлагается правление или и председатель производственные кооперативы ; для другой акционерные общества — дирекция правление и или директор, генеральный директор либо предлагается передать полномочия исполнительного органа другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю управляющему. Применительно к этой сфере отношений, следовательно, законодатель, наряду с безусловными, императивными требованиями, формулирует также некоторые факультативный условия, предоставляя учредителям участникам право выбора. К этой же группе условий можно отнести положения, определяющие порядок осуществления управления юридическим лицом, принятия и осуществления его решений, контроля за деятельностью органов, должностных лиц. В четвертую группу можно выделить условия, касающиеся учредительных документов юридического лица, их содержания, порядка их утверждения, подписания, вступления в силу и др. Законодатель для некоторых организационных форм предусматривает необходимость утверждения лишь устава юридического лица например, для акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий , для других — заключение только учредительного договора для полных и коммандитных товариществ , для третьих устанавливает необходимость наличия как устава, так и учредительного договора например, для ассоциаций, для обществ с ограниченной ответственностью, кроме учреждаемых одним лицом ; для четвертых отдельных видов некоммерческих организаций — общего положения оборганизациях данного вида. Он определяет содержание учредительных документов юридического лица согласно п. К пятой группе можно отнести условия, определяющие в целом правовое положение юридического лица, его праводееспособность, юридическую ответственность. Гражданский кодекс РФ п. По общему правилу коммерческие организации могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством исключения составляют унитарные предприятия, банки, страховые компании и некоторые другие, в отношении которых законом установлены специальные ограничения. На этом основании, как уже отмечалось ранее, некоторые авторы сделали вывод об общей правоспособности коммерческих организаций, что не совсем правильно. Правоспособность коммерческих организаций не может быть приравнена к правоспособности граждан, она всегда имеет ограниченный характер. Ее «общий характер» не распространяется за рамки сферы предпринимательских отношений. Некоммерческие организации по общему правилу осуществляют лишь те права и обязанности, которые предусмотрены в их учредительных документах, а также в законодательстве. Для большинства организационно-правовых форм законом установлен принцип ответственности юридического лица по его обязательствам всем принадлежащим ему имуществом ст. В отношении казенных предприятий установлено положение, согласно которому Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности имущества юридического лица п. К шестой группе условий можно отнести положения, касающиеся порядка реорганизации, ликвидации юридического лица, соблюдения при этом прав кредиторов, иных субъектов. Для участников товариществ, например, законодатель устанавливает условие, согласно которому каждый полный товарищ, ставший участником акционером общества или членом производственного кооператива, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества п. Согласно закону, общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив; акционерное общество — в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив; а производственный кооператив — в хозяйственное товарищество или общество. Применительно к ликвидации юридических лиц также для некоторых организационно-правовых форм существуют некоторые особенности, в частности, общие положения о ликвидации юридических лиц вследствие их несостоятельности банкротства не распространяются в отношении казенных предприятий. Выделением указанных групп условий — элементов конструкции юридического лица, получающих привязку к конкретным организационно-правовым формам отдельным разновидностям юридического лица , автор не ставит перед собой цель дать наиболее полный, исчерпывающий анализ всех элементов данной конструкции. Для нас важной представляется возможность обратить внимание на следующие обстоятельства, которые обнаруживаются при сопоставлении выделенных групп элементов. Во-первых, можно сделать вывод о том, что в законодательной конструкции юридического лица произошло смешение субъекта и объекта права. Здесь волевой аспект юридическое лицо как самостоятельная решающая правовая инстанция оказался задвинут на второй план, а на первый план выходит имущество, организационно-структурные моменты и т.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий