В апреле 1991 г в ссср в ново огареве была достигнута договоренность о об

От нашего клиента с логином ZbqoxgDAC на электронную почту пришел вопрос: "В апреле 1991 г. в ССР в Ново-Огареве была достигнута договорённость о:" это здание мы отнесли к разделу ЕГЭ (школьный). В июле 1991 года на конфиденциальной встрече Горбачёва, Ельцина и Назарбаева была достигнута договорённость, что премьер-министром нового Союза должен стать Назарбаев, а состав кабинета министров должен быть радикально обновлён. 14.В апреле 1991 г. в СССР в Ново-Огареве была достигнута договоренность о (об): 1) подготовке к введению в стране чрезвычайного положения; 2) вводе советских войск в Афганистан. 23 апреля 1991 года в подмосковной правительственной резиденции Ново-Огарево президент СССР Михаил Горбачев и лидеры девяти союзных республик (отсутствовали. Примером тому служит и запуск во исполнение закона СССР «О референдуме.» так называемого Новоогарёвского процесса: процедуры подготовки нового союзного договора, начавшейся в апреле 1991 года.

Беловежские соглашения

Раскройте тему: Российская экономика на пути к рынку. Первые результаты экономических реформ. В предлагаемых ниже текстах содержатся намеренные ошибки. Найдите их и восстановите историческую действительность прошлого. Однако помимо несомненно положительных сдвигов в политической жизни все чаще начинают сказываться отрицательные последствия курса «перестройки». Ухудшение экономического положения СССР заставило правительство летом 1987 года пойти на повышение розничных цен в 2 —5 раз. Этим же летом начались всколыхнувшие всю страну забастовки шахтеров, которые подтолкнули правительство к решительным мерам. В марте 1989 года состоялись первые в истории Советского государства свободные выборы народных депутатов. I съезд народных депутатов СССР положил начало не только переходу власти к государственным органам от партийных, но и стал собранием, на котором произошло формирование многопартийной системы в стране — на съезде оформились новые политические партии — Либерально-демократическая, «Союз», социал-демократы и др.

Стремительность политической реформы имела неожиданные последствия. К тому же подписание нового союзного Договора не спасло руководство СССР от «войны законов», особенно остро проявившейся в противостоянии руководства Союза и России. Принятие «Декларации о государственном суверенитете России», первоначальные успехи в реализации программы «500 дней» обеспечили победу российскому руководству.

Зачем в кошки-мышки играем? Тем более, что кое-кто считает унизительным сидеть с нами за одним столом. Особенно это проявляется со стороны делегации. На этом месте Горбачев вежливо прерывает его, понимая, что может последовать за подобными обвинениями:—Не надо нам в таких тонах, товарищ Рахимов.

Реформирование Союза —дело крайне сложное. Было у нас унитарноегосударство, а мы хотим создать такое, что не разберешься: кто с кем будет иметь дело, кто кому подчиняется и так далее. Личностные моменты, чьи-то амбиции могут взыграть. Это недопустимо, ведь речь идет о судьбе государства. Степанов, пожалуйста. Затемтоварищ Леонтьев. Одиннадцатый ход.

Степанов четко формулирует No 2. Давайте такой вариант. Все «за». Ельцин в споры не вступает, говорит коротко, но подбрасывает свои формулировки в тактически правильно выбранные моменты. Ключевой ход второго тура за ним. Очень хорошо! Давайте поддержим.

Пятнадцатый ход. В принципе такая формула не слишком устраивает Ельцина, который жертвой качества подрубил вариант Горбачева. Но еще больше она не устраивает Горбачева, стремящегося к утверждению в качестве мощного инструмента Конституции СССР. Поэтому именно он открывает третий тур борьбы. У него шире поле для маневра. Итак, ход семнадцатый:—Подождите, подождите, не торопитесь. На основе Союзного договора будет новая Конституция.

В республиках тоже. Поэтому чтобы полнее и точнее охватить все нюансы нашей сложной страны, лучше говорить о договорах, о конституции республик и о Конституции Союза. Как обычно, раздаются голосаи в поддержку варианта No 2. Но Горбачеву этого совершенно недостаточно. Он пытаете убедить Ельцина:—Борис Николаевич, раз уж мы создаем Союз, а Конституция так или иначе должна найти отражение. Ельцин молчит. При желании молчание можно расценить как знак согласия.

Президент еще раз повторяет формулировку No 2. Немедленно следует восемнадцатый ход. Автор Лукьянов. Договоры и соглашения характерны были для Российской Федерации в период ее рождения. А другие республики типа нашей —унитарные государства, они руководствуются своими конституциями. И тут возникает противоречие, которое заложено в праве республик, образующих Союз, самостоятельно определять свое национально-территориальное устройство. Где же эта самостоятельность?

Она будет натыкаться на конституции тех, кто входит в ее состав. Что мы делаем? Сегодня мы здесь сидим, а завтра нас не будет. И те, кто придет после нас, нас же и проклянут, потому что мы Союз 22-го года ухудшаем. Но Договор наш открытый, и всякий может присоединиться. Уже видно, что разговор вышел из русла спора и превращается в свободный поток сознания: будущие поколения, Отечество, двойной стандарт, совещание экспертов СБСЕ в Женеве, бунт на корабле. Примите одну из формул, которая вас больше устраивает, и пойдем дальше, Я обращаюсь с большой просьбой.

Любой вариант. Столько их предлагали —ни один не подходит. Так не бывает, поймите. Кто начнет следующий? Опять новая, еще не делавшая ходов фигура, причем очень сильная. Назарбаев, двадцать второй ход:—Мы прошлый раз обсудили проект. И повезли его на парламенты республик.

Парламенты вынесли свои постановления. А сейчас мы друг другу выламываем руки. Как я могу изменить решение Верховного Совета? Горбачев мягко, чтобы не сглазить:—Это ваш Союз. Как запишете. Напрасные надежды. Назарбаев увлечен собственным рассуждением:—Но одно государство входит в другое, и то, другое —в Союз.

Тогда мы должны и в отношении Союза записать точно так же. Давайте логически доведем мысль до конца. Раз соглашениями, то давайте и с Союзом —соглашениями.

Забегая вперёд, России крупно повезло, что сей документ так и остался на бумаге. Однако, обо всём по порядку. Необходимое авторское пояснение. Дабы избежать опасности использовать недостоверные сведения, автор воспользовался официальными публикациями Горбачёв-Фонда. В первую очередь это сборник документов «Союз можно было сохранить. Белая книга о политике М.

Советую включить песню Цоя. Как нельзя лучше выражает дух того времени Советский Союз был образован 30 декабря 1922 г. Несмотря на краткость — всего-то 26 пунктов, занявших несколько машинописных страниц — договор заложил основы государственного устройства СССР, сохранявшихся в неизменном виде вплоть до конца 1980-х, пока над страной не задули ветры перемен. И загудели, заиграли провода. Автор не хочет уподобляться и красным и белым бандерлогам, что кидаются гнилыми бананами в собственное прошлое. Но он никак не может отделаться от впечатления, что люди, стоявшие у кормила власти — в первую очередь, высшее партийное руководство — совершенно не осознавали мощь и колоссальный размах вызовов, с которыми столкнулся СССР. Примером тому является обращение Горбачёва к трудящимся Азербайджана и Армении, опубликованное 26 февраля 1989 г. Оно под спойлером, но я советую прочитать его целиком. Этому придана острота и драматичность, которые привели к напряженности и даже к действиям, выходящим за рамки закона.

Мы не за то, чтобы уклоняться от откровенного обсуждения различных идей и предложений. Но делать это надо спокойно, в рамках демократического процесса и законности, не допуская ни малейшего ущерба интернационалистской сплоченности наших народов. Нельзя отдавать серьезнейшие вопросы народной судьбы во власть стихии и эмоций. Мы живем в многонациональной стране, более того — все республики, многие области, даже города и поселки у нас — многонациональны. И смысл ленинской национальной политики состоит в том, чтобы каждый человек, каждая нация могли свободно развиваться, чтобы каждый народ мог удовлетворять свои потребности во всех сферах общественно-политической жизни, в родном языке и культуре, в обычаях и верованиях. Хорошо сказал великий армянский поэт Е. И как перекликаются с этим слова великого сына азербайджанского народа С. Сейчас самое главное — сосредоточиться на преодолении сложившейся ситуации, на решении конкретных экономических, социальных, экологических и других проблем, накопившихся в Азербайджане и Армении, в духе политики перестройки и обновления, осуществляемой во всей нашей стране. Я призываю вас проявить гражданскую зрелость и выдержку, вернуться к нормальной жизни и работе, соблюдать общественный порядок.

Наступил час разума и трезвых решений». Тем не менее, осознание того, что правовые основы страны требуют серьезного обновления, постепенно проникало и на верхние этажи политической надстройки. Однако сделано было слишком мало и слишком поздно. Разработка же договора началась лишь на следующий год в соответствии с решением очередного Пленума ЦК КПСС, прошедшего 5-7 февраля 1990 г. Работы велись широким фронтом. При разработке концепции нового Союзного Договора были использованы: семь проектов Союзного Договора, подготовленных Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Азербайджаном, Киргизией, Туркменией, Таджикистаном; два проекта, подготовленные Институтом государства и права Академии наук СССР; три проекта, отмеченные премией жюри межрегиональной депутатской группы, и один проект, подготовленный представителями группы политических партий. Концепция документа была одобрена Съездом народных депутатов в конце 1990 года, а с начала следующего рабочая группа специалистов начала окончательную подготовку договора к подписанию. Нужно отметить, что Горбачев заранее позаботился о сохранении своей власти. Хоть конституция и предусматривала всенародное голосование, однако в данном случае было сделано исключение.

Платой депутатам стала новая редакция пресловутой статьи 6 Конституции СССР, в первоначальном виде провозглашавшей КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» и что партия «партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма». Договор создавался на фоне прогрессирующего развала потребительского рынка и вызванного им парада суверенитетов. Соответствующие декларации принимали даже автономные края. С осени 1990 года в Москве стало невозможно достать в магазинах масло по талонам. Только на рынке и по другим ценам. На следующий год начались перебои с хлебом, автор выстаивал не один час в ожидании батонов с серым крошащимся мякишем. При этом, для уборки урожая начали призыв резервистов. Еще одним штрихом стали новые деньги, появившиеся в 1991 году: с банкнот исчезло обозначение номинала на языках Союзных республик, а с монет государственный герб. Его сменили Спасская башня и купол Большого Кремлевского дворца.

Подавляющее большинство высказалось за сохранение Союза. В апреле начался так называемый Ново-Огаревский процесс — серия переговоров Горбачева с руководством крупнейших республик относительно облика обновленного СССР. Итогом стало совместное заявление от 24 апреля, в котором участники переговоров высказались за новый договор, провозглашавший создание Союза Советских Суверенных Республик. Текст документа, опубликованного в «Правде» 15 августа, приведен в вышеуказанной Белой книге, а в посте автор остановится на наиболее любопытных моментах. Раздел I провозглашал, что каждая республика — участник договора — является суверенным государством.

Горбачев парировал: — Даже у Христа среди апостолов нашелся один предатель. Поскольку за ново-огаревским столом апостолов было семь, все молчаливо решили исходить из того, что тринадцатого среди них нет. Условились даже о том, что участие в будущем политическом Союзе должно быть сопряжено и с экономическими выгодами. Тут же конкретизировать эту формулу решил сам российский президент. Если Украина согласится войти в Союз — можем этот должок забыть, если нет — пусть платят, — сказал он и ухмыльнулся, довольный произведенным эффектом. Это уж точно не походило на игру и на попытку успокоить возможные опасения союзного президента, да и членов Госсовета относительно истинной приверженности российского лидера идее союза. Он выглядел и вел себя как его безусловный сторонник и защитник. Быть может, он не исключал в ту пору возможности продлить сотрудничество с Горбачевым или, наоборот, исходил из того, что у Союза скоро будет новый — и почему бы не российский? Скорее же всего, в этой богатырской фигуре умудрялись сосуществовать, может быть, даже конфликтуя друг с другом, как это свойственно многим русским натурам, противоположные характеры, совсем разные личности, каждая из которых тем не менее была истинной. Ельцин воспоминания : — В Ново-Огареве Горбачев все время не успевал за ситуацией. Она все время его на шаг опережала. Он шел на уступки, которые до августа всем казались бы немыслимыми. Он согласился на то, чтобы будущий союз стал конфедеративным государством. При этом сохранялся сильный центр, определявший вопросы обороны, часть финансовых вопросов. Оставался единый президент. Он выступал гарантом соблюдения договора, представлял союз суверенных государств ССГ — это был вариант новой аббревиатуры бывшего СССР в отношениях с зарубежными странами. В центральном правительстве сохранялся пост премьер-министра. В Москве должен был работать двухпалатный парламент. Атмосфера на ново-огаревских заседаниях в октябре-ноябре сильно отличалась от той, которая царила до путча. Если раньше подавляющее большинство глав республик не смели спорить с Президентом СССР, и даже где-то осуждали меня за «чрезмерный радикализм», то теперь они сами уже бросались на Горбачева, не давая мне и рта раскрыть. Параллельно шел активный процесс в республиках — с объявлениями государственной независимости, с выборами президентов. Все мечтали поднять свой собственный статус, все хотели стать равноправными членами ООН… В течение дискуссии Горбачев часто вставал из-за стола, расхаживал по залу. Однажды в волнении он даже повалил портфель с ядерными кодами, как обычно стоявший на расстоянии вытянутой руки от него. Обсуждение шло к концу. Договорились внести в текст согласованные поправки и направить договор на рассмотрение парламентов. По предложению Шушкевича условились собраться еще раз, чтобы парафировать текст и тем самым взять на себя обязательства защищать его своим авторитетом перед парламентариями. Зашла речь о сроке подписания договора. Все согласились провести его до конца года. Присутствующие вежливо, но натянуто улыбнулись… С. Шушкевич воспоминания : — В Ново-Огареве Горбачев буквально заставил нас, руководителей республик, согласиться с «мягкой», ничего не значащей формулировкой Союзного договора. Она не вела ни к чему, кроме как раздражению глав государств и Верховных Советов. Когда я в Минске на сессии Верховного Совета зачитывал придуманную горбачевскими придворными юристами формулировку, меня почто засмеяли: «Вы что, словарей не читали?.. Как вы можете нести такую нелепицу?! После еще одного перерыва, уже поздно вечером, обсудили структуру МЭК и общими усилиями упросили Б. Ельцина продлить жизнь нескольким союзным министерствам в их числе министерству финансов и министерству экономики на две недели хотя бы для подготовки чрезвычайного бюджета их существование должно было прекратиться на следующий день. Ельцин с видимым неудовольствием согласился на «последнюю отсрочку»: — А то они потом все реанимирутся. Когда после окончания заседания его участники начали спускаться по лестнице, внизу их ждал еще один горбачевский «сюрприз» — изголодавшаяся по новостям пресса, за которой угадывалась истомившаяся от неопределенности страна. Безымянная страна, желавшая услышать от восьмерки лидеров, как ей впредь называться — Союзом, Содружеством, Конфедерацией или каким-нибудь еще менее понятным ей термином. Горбачев приемами умелого пастыря завел всю великолепную семерку в зал с сияющими прожекторами телекамер. Отвечать на первый вопрос он предоставил Борису Николаевичу. Оставшись один на один с требовательно смотревшей и слушавшей его страной, Ельцин торжественно возвестил: — Трудно сказать, какое число государств войдет в союз, но у меня твердое убеждение, что Союз будет! Назарбаев: — Республика всегда стояла за сохранение Союза, безусловно, не того, который был, а союз, который реально сегодня существует, это союз суверенных государств — самостоятельных и равноправных.

Новоогаревский процесс и ликвидация СССР

Новоогарёвский процесс Соглашения в Беловежской пуще в 1991 году, причины, итог соглашений, создание СНГ и распад СССР, страны-участники, значение и влияние на ход мировой истории.
Перестройка в СССР | Контент-платформа Беловежские соглашения 1991, устоявшееся название комплекса документов, в которых заявлялось о прекращении существования СССР как «субъекта.
Попытка обновления СССР.Августовский путч 1991 года. — Мегаобучалка Президент СССР в 1990–1991 годах. Прошло больше трёх с половиной десятилетий с момента начала перемен в Советском Союзе, получивших название перестройки.

Перестройка в СССР: причины, сущность, итоги.

8 декабря, через неделю после украинского референдума о независимости, лидеры РСФСР, УССР и БССР подписали Беловежские соглашения, констатировавшие распад СССР. Трудно сказать, насколько жизнеспособным был бы новый союз в случае его создания. 1) увеличение прав союзных республик 2) усиление центральной власти. 17.06.1991 г. в Ново-Огареве прошло заключительное заседание, на котором по схеме «9+1» удалось согласовать новый проект Союзного договора. В июле 1991 года на конфиденциальной встрече Горбачёва, Ельцина и Назарбаева была достигнута договорённость, что премьер-министром нового Союза должен стать Назарбаев, а состав кабинета министров должен быть радикально обновлён.

Беловежское соглашение

Назревает необходимость обновления союзного договора. Процесс создания был запущен в апреле 1991 года, он назван в честь резиденции Горбачева в Ново-Огарево, где проходила встреча. Горбачев предложил свой вариант союзного договора для обновления СССР. Он запланировал дать республикам обширные полномочия, сохраняя единое государство.

Идею Горбачева поддержали 10 республик из 15 имеющихся , они вступили в Содружество Суверенных Государств. В мае — июле в Ново-Огарево проходило множество встреч с целью согласования союзного договора, где выяснились его внушительные противоречия. Причем несостыковки обнаружились как в отношениях между республиками и союзным центром, так и в позиции самих республик.

Для представителей других республик подписание задумывалось уже осенью.

Но политическая ситуация в стране после августовских событий 1991 года была уже другой. Каждый из руководителей союзных республик Советского Союза в своем сепаратистском рвении, испугавшись, что власть в стране может полностью перейти в руки Б. Ельцина, пытался обскакать других, ускорив выход из СССР и оказав тем самым большую медвежью услугу истинным заговорщикам. Справа налево: Горбачев, Лукьянов и Павлов на заседании завершение работы над проектом союзного договора в Ново-Огарёво, 1991 год К середине ноября 1991 года за столом переговорщиков в Ново-Огареве о судьбах Союза осталось уже всего семь участников: Россия, Белоруссия и пять среднеазиатских республик.

Остальные просто перестали принимать в нем участие. Кравчука как президента. По итогам референдума Украина стала окончательно «незалежной». Соединенные Штаты заявили о своей готовности установить с нею дипломатические отношения, а Борис Ельцин признал независимость Украины. Горбачёв по-прежнему продолжал писать послания парламентариям всех республик, призывая их обсудить и подписать документ в его последнем согласованном виде.

О дальнейшей судьбе «нового» Союза позаботилась российская «передовая группа» в составе Г. Бурбулиса, Е. Гайдара, А. Козырева, С. Шахрая во главе с Б.

Ельциным, подготовившая встречу в Беловежской Пуще с С. Шушкевичем и Л. Кравчуком, который после украинского референдума, одобрившего «незалежность», отказался в принципе подписывать Союзный договор, планируя последующие шаги, общее название которым — измена. Ельцина и Г. Бурбулиса от России , Л.

Кравчука и В. Фокина от Украины , С. Шушкевича и В. Кебича от Белоруссии. Документ констатирует, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

Вместо него провозглашается создание Содружества Независимых Государств СНГ , открытого для присоединения к нему других независимых государств. Это было свидетельство о смерти некогда великой державы с тысячелетней историей. Цели и принципы Содружества излагались в двух дополнительных документах — «Заявлении глав государств» и «Заявлении руководителей правительств». Главы государств в своем заявлении утверждают, что именно «недальновидная политика Центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества», чем хотя бы косвенно снимают с себя вину за ликвидацию СССР. Документ, подписанный главами правительств, был посвящен координации экономической политики трех членов Содружества: сохранению единого экономического пространства, сохранению единой валюты — рубля, проведению однотипной бюджетно-налоговой политики, координации внешнеэкономической и таможенной политики и т.

Жизнь показала, что все написанное в нем было чистейшей ложью, затуманиванием глаз народам Советского Союза. Именно тогда, 8 декабря 1991 г. Мне хорошо помнятся декабрьские дни 1991 г. Бурбулис, С. Шахрай, Е.

Гайдар, А. Козырев наперебой рассказывали, кто из них был автором документа о прекращении существования СССР, кто из них внес самую большую лепту в этот процесс, и запустили в оборот штамп, которым впоследствии помечали всё, чтобы ни случалось в «демократической» России — они «спасли разваливающийся Советский Союз от кошмара гражданской войны». Гайдар на всех углах приписывал авторство беловежского документа себе, что именно его рукой был написан текст. В дальнейшем он подтвердил это в своих мемуарах. Недалеко ушел от Е.

Гайдара и С. Он рассказывал, что Б. Ельцин летел в Минск якобы только для подписания двухсторонних договоров между Россией и Белоруссией. Шушкевич предложил также пригласить Л. Кравчука и подписать трехстороннее коммюнике.

И что якобы он, С. Шахрай, подготовил все формулировки и написал документы о распаде и прекращении существования СССР. Шахраю как врачу-патологоанатому, но С. Шахраю как юристу, специалисту по юридическому оформлению огромного числа антинародных ельцинских «загогулин», поверить, к сожалению, не могу. Это верх цинизма.

Суть вопроса, по С. Поскольку Закавказье перестало существовать, то три республики имеют якобы полное юридическое право упразднить Союз. Предложение «величайшего юриста» и было принято за основу при подготовке беловежских документов. Это тем более было важно, что оно исходило от России, на которую в случае необходимости всегда можно было перевести стрелки. Поэтому с величайшей радостью и С.

Шушкевич, и Л. Кравчук поддержали ельцинский вариант, оформленный шахраевской казуистикой. Первый «принял информацию к сведению», второй возмутился, но и пальцем не пошевелил для упрочения Конституции СССР. При этом он подчеркнул, что «…Соединенные Штаты израсходовали на ликвидацию Советского Союза пять триллионов долларов». Так, выступая в ноябре 1991 года на заседании американского нефтяного института, Маргарет Тэтчер откровенно призналась: «Ельцину была оказана существенная помощь во время событий августа 1991 года, когда руководящая верхушка СССР, блокировав Горбачёва, попыталась восстановить систему, обеспечивавшую целостность СССР».

Между тем концепция, что СССР распался объективно, продолжает «вколачиваться» в головы людей и сегодня, имеет место в умах некоторых «теоретиков».

И только. Те же, кто видел глубинные пороки социалистической системы хозяйствования, остались в меньшинстве. Известный и уважаемый экономист Л.

Леонтьев, высказать мысль о застойных явлениях в экономике, сложившихся уже после 1920-х гг. Меньшинство предпочитало рассуждать о цене и результатах уже достигнутого, и еще больше — о содержании и направлениях предстоящей экономической работы. Обсуждаения буксовали, реформы откладывались, драгоценное время уходило. Власть множила дискуссии на высшем уровне, обсуждала все новые детали, которые в конечном итоге своидили к одному: какими будут показатели эффективности.

Отставка Хрущева в октябре 1964 г. Самая крупная за послевоенный период реформа опоздала, так как ее практическое воплощение пришлось на тот момент, когда наиболее благоприятное время осталось уже позади. Очередь в лениградском гастрономе. Фото: 1954 г.

Фотограф: А. Картье-Брессон К началу 1960-х гг. Советский Союз, заплатив огромную цену людскими ресурсами, создал определенный индустриальный и научный потенциал. Общество стало в большинстве своем городским и образованным.

СССР занимал 2-3-е место в мире по интеллектуальному потенциалу страны. Однако, экономика была плохо сбалансирована, требовала для своего роста постоянного наращивания производственных ресурсов. К 1970 г. Железной руды, к примеру, добывалось в 6 раз больше, чем в США, и примерно во столько же раз меньше производилось предметов потребления.

Гипертрофия добычи ресурсов и их первичной переработки, тяжелого машиностроения определяли максимальную энергоемкость производства. На западе для производства одного килограмма потребляемой человеком продукции расходовалось 4 килограмма исходного материала, а в СССР — 40. Хронически отставал аграрный сектор экономики. Страна, имея более половины мировых площадей чернозема в 1985 г.

Замкнутость стала своего рода официальной доктриной, вытекавшей из идеологии «вражеского окружения». Мировая экономика по-прежнему рассматривалась как источник неприятностей и бед, а независимость от нее представлялась громадным достижением. В течение долгого времени работа советской промышленности оценивалась главным образом по количественным показателям. В таких условиях промышленность и наука мало нуждались друг в друге, поскольку предприятия не предъявляли спроса на научные разработки.

Первые годы «перестройки» мало затронули существующую экономическую систему. В 1987 г. Главный вектор ее намечал переход от преимущественно административных к экономическим методам управления народным хозяйством. Но существа административно-командной системы реформа не изменила.

Законы были направлены на улучшение управления экономикой, а не ее саму. Упразднялись отдельные министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, все больше не хватало продовольствия и товаров народного потребления, полки магазинов опустели.

Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти. Пустые прилавки в продуктовом магазине. Фото: 1980-е гг. В конце 1980-х годов уже большинство во власти осознавали необходимость экономических перемен.

В частности, рекомендовалось: сократить государственное вмешательство в управление экономикой, пересмотреть отношение к собственности и начать развивать рынок. На рубеже 1980 - 1990-х годов разрешили индивидуальное предпринимательство и кооперативы. На центральные планирующие организации возлагались обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия теперь могли продавать самостоятельно сверхплановую продукцию.

Но поскольку сама экономика была нерыночной, закон буксовал. Он должен был сформировать экономические и правовые условия для частного предпринимательства. Параллельно была реорганизована банковская система, в результате чего в стране появились коммерческие и кооперативные банки. В экономику потекли иностранные инвестиции, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия.

Фото: 1989 г. ТАСС Произошли изменения в сельском хозяйстве. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г.

Несмотря на все меры, экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. Темпы роста производства промышленной продукции в 1989-1990 гг. Политические и идеологические причины распада СССР Необходимость политических и социальных перемен ощущало и советское руководство. Официально провозглашенный после октября 1964 г.

Брежнев представлял собой полную противоположность Хрущеву своей смелостью, жаждой новизны и перемен. Вокруг свеженазначенного Л. Брежнева сформировалась группа прогрессивных советников, в которую входили Г. Арбатов, Н.

Иноземцев, А. Брежнев называл их «мои социал-демократы». Система быстро дала понять, что даже самые правильные директивы мало что могут изменить». Выбор дальнейших стратегий развития происходил в жарких дискуссиях.

Партийные функционеры во главе с А. Андропов и др. Иноземцев Н. Фото: 1965 г.

Таким образом, приняли решение реформировать полумерами. Но даже несмотря на полумеры, предприятия в результате получали небывалую свободу: могли самостоятельно планировать производительность, снижать себестоимость, устанавливать величину зарплаты. Руководители предприятий получили возможность более свободно распоряжаться имеющейся у них прибылью — можно было использовать средства и на повышение заработной платы рабочим. Все это создало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей.

В начале 1980-х гг. Интеллигенция мечтала о подлинной демократии и индивидуальной свободе. Смерть Л. Брежнева в ноябре 1982 г.

Андропова возродили надежду на изменение жизни к лучшему. Надежда, однако, была напрасной. За короткий период правления Андропов попытался провести «кадровую революцию», то есть реформировать властную элиту. От кормила устранили наиболее одиозных личностей, проведели ротацию руководства выборных органов власти.

Частично реформы затронули и экономику. Одновременно укрепилась официальная государственная идеология. Оппозиция и диссидентское движение, ставшие довольно многочисленными, были разгромлены КГБ и фактически прекратили существование. Внезапная смерть Андропова в феврале 1984 г.

Сменивший Андропова К. Черненко за год пребывания на посту генсека КПСС фактически лишь обозначил возвращение к брежневскому застою. Избрание в марте 1985 г. Горбачева на пост Генерального секретаря вновь возродило чаяния на возможность реальных перемен.

Энергичные выступления Генерального секретаря показали его решимость приступить к немедленному обновлению. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 1950-х гг. Фото: ноябрь 1985 г. С самого начала Горбачев проявил себя как опытный политик.

В апреле, когда народ продолжал возмущаться алкогольной кампанией, последовали кадровые перестановки. Лигачев, Н. Рыжков, В. Чебриков — складывалось «горбачевское большинство».

Один за другим отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и республик. Лигачев, руководивший чисткой аппарата, за два года рассадил преданных людей на все ключевые посты. В целом, в 1985-88 гг. Горбачеву удалось завершить начатую еще Андроповым кадровую чистку.

Одновременно с кадровыми перестановками началось и политическое обновление, выразившееся прежде всего в борьбе с коррупцией и номенклатурой. Правда, методы управления и внедрения реформ при этом оставались по-прежнему директивными. Фактически речь шла о партийной реформе сверху через систему партийных государственных органов. Состоявшимся в 1989 г.

Возможность выдвижения нескольких альтернативных кандидатов на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов наконец-то позволила народу по-настоящему выбрать одного из нескольких. В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, так тогда казалось. Избирательная кампания в Барнауле.

Никогда еще не было такого в истории этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что происходили на Съезде, но тогда это выглядело победой демократии. Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый Верховный совет.

Безусловно, они ослабляли советскую систему. Этого нельзя не признавать. Однако систему даже после пяти лет горбачёвской «перестройки» можно было укрепить, причем очень надежно.

А что не прошли бесследно сорок лет американских двухпартийных усилий и затраченные триллионы долларов, образовавшие государственный долг США, — в этом персональная вина М. Горбачёва, граничащая с государственным преступлением ХХ в. Собственно, этим он знаменит и почитаем в стане наших недругов. С ними он «поработал» вместе. Как видно, причины событий начала 90-х гг. Многие сегодня подчеркивают, что результатом «двусторонних» усилий стала встреча на Мальте американского и советского руководителей.

Нам неизвестны документы этой встречи. Однако, по мнению А. Громыко, «на Мальте Горбачёв проиграл по всем статьям». Именно на Мальте были заложены основы соглашения о развале СССР, одобрена концепция будущего Беловежского соглашения, подведена идеологическая база грядущего ослабления российской государственности и государства. Добрынин высказал твердое убеждение в том, что «у Советского Союза был шанс закончить холодную войну, не утрачивая завоеваний, накопленных советской дипломатией при Громыко, то есть на равных с Западом». А Громыко-старший, рекомендовавший Горбачёва на должность Генерального секретаря ЦК КПСС, видимо, и мысли не допускал, что достижения Советского Союза в международной политике, особенно в области сдерживания агрессивных устремлений империалистических держав во главе с США, с очень большим трудом приобретенные за десятилетия интенсивной работы, будут так бездарно сведены к нулю.

А это, как теперь видно всем, имело далеко идущие последствия, превратив мир в однополярную систему под эгидой США. Другими словами, уничтожение СССР позволило Западу не считаться с ранее достигнутыми с Советским правительством договоренностями и обязательствами. Это касается прежде всего нерасширения НАТО на Восток, неразмещения на территории бывших стран Варшавского Договора военных баз и других. Все исторические «позитивные моменты», о которых так ратовал М. Горбачёв в своем заявлении после подписания Беловежского соглашения, — «создание единого экономического пространства» и т. И сам М.

Первым ударом по экономическому пространству СНГ стало исчезновение единого рублевого пространства. Национальные банки «суверенных государств» хотели печатать рубли практически в неограниченном количестве, внося тем самым свою лепту в гиперинфляцию начала 90-х. Все попытки российского Центробанка договориться о контроле над этим процессом воспринимались как «покушение на независимость». Российская Федерация первой вышла из рублевого пространства, причем сделала это, не ставя в известность остальное Содружество. Вместо рубля советского Россия стала печатать российский рубль. А расчеты со странами Содружества перевели в доллар, насколько это позволяла тогдашняя бартерная экономика.

Следом покинула рублёвое пространство Украина, которая в качестве переходной денежной единицы ввела купон. Около года он ходил параллельно с рублем, но потом полностью его вытеснил. Дольше всех боролись за единый рубль Белоруссия и Казахстан, но и они к 1993 году смирились и заменили его соответственно «зайчиком» и тенге. В то время я беседовал со многими юристами по вопросу легитимности Беловежских соглашений и их ратификации парламентами союзных республик. В противном случае, как это произошло с Ельциным, его действия становились антиконституционными со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. Договор 1922 года об образовании СССР вообще не предусматривал его денонсации республиками, входившими в его состав.

Ельцин, и Р. Хасбулатов, и С. Я совершенно уверен, что незаконность ратификации Беловежских соглашений и боязнь понести ответственность за это тяжкое преступление были одной из причин расстрела Съезда народных депутатов Российской Федерации в 1993 году и выторговывание за преемственность президентской власти указа о беспрецедентных гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи, гарантиях юридических, социальных, экономических, политических. В этих абсолютно ясных для политика условиях веское слово обязан был не должен был, не имел права, а именно был обязан! Горбачёв и все было бы легитимно. У него для этого были все законные основания.

Статья 1273Конституции СССР однозначно фиксировала, что президент СССР выступает гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР; принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства СССР; объявляет в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях; вводит чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Горбачёв в декабре 1991 года не воспользовался, фактически встав на одну доску с развальщиками Советского Союза, чем вписал свое имя в анналы отечественной истории именно как сознательный развальщик, а не созидатель, не как гарант Конституции СССР. И это клеймо развальщика будет висеть на роду М. Горбачёва до седьмого колена! Боялись ли беловежские авантюристы, что М. Горбачёв может, что называется, взбрыкнуть, арестовать авантюристов?

Боялись, да еще как! Как рассказывал мне позднее С. Шушкевич, в случае острой необходимости на всякий случай был подготовлен вертолет, чтобы улететь в Польшу, искать поддержку на Западе. Однако Л. Кравчук неустанно повторял: «Горбачёв к силовым методам не обратится». Гайдар убеждал, что М.

Горбачёв не сумеет использовать силу — сдвинуть с места военных, которых за последние годы многократно «подставляли», было нелегко. Да и авторитет М. Горбачёва у военных был призрачным. Сегодня, оценивая события декабря 1991 года, М. Горбачёв убеждает всех, что он якобы «в голове прокручивал «вариант ареста «беловежских подписантов». Горбачёв, — резкие движения могли расколоть страну, умыть ее кровью.

За Ельциным тоже стояли люди, часть военных. Поэтому такой сценарий был для меня неприемлемым». В чем заключался смысл постановлений, принятых Государственной думой? Депутаты, проголосовавшие за принятие этих постановлений, попрошествии пяти лет констатировали, что Советский Союз был разрушен вопреки воле народов с грубыми нарушениями Конституции СССР. От имени своих избирателей они заявили всему миру, что три «лидера» бывших республик Союза украли у них страну, в которой они родились, воспитывались и гражданами которой являлись. Государственная дума сочла назревшей проблему устранения препятствий перед реинтеграцией: препятствий политических, экономических, моральных, психологических.

Безусловно, принятые Думой постановления — не совсем приятные документы для многих руководителей, но не для народа. Главное — речь в них шла о расчете с нашим собственным прошлым, о том, чтобы убрать формальные основания говорить, что Россия не заинтересована в воссоздании единой государственности. Этими постановлениями депутаты Государственной думы дали возможность одному из подписантов неконституционного беловежского документа, президенту России Б. Ельцину, начать процесс собственной политической реабилитации в глазах не только россиян, но и всех народов СССР. К сожалению, он этой возможностью не воспользовался.

"Ново-Огаревский процесс"

Ново-Огарево, 23 июля 1991 года Ново-Огарево – правительственная резиденция примерно в 35 километрах от Москвы. Изначально «Ново-Огаревым» называлась огромная старинная усадьба, расположенная в сосновом бору на высоком берегу Москвы-реки. Большинство населения высказалось за сохранение СССР, но на новых условиях. В апреле 1991 г. начались переговоры Горбачева с руководством 9 республик в Ново-Огареве («Новоогаревский процесс»). Президент СССР в 1990–1991 годах. Прошло больше трёх с половиной десятилетий с момента начала перемен в Советском Союзе, получивших название перестройки. В результате Августовского путча 1991 г., организованного прежними сторонниками Горбачева, СССР перестал существовать. Горбачев подал в отставку после подписания Беловежских соглашений. В апреле 1991 г. на Пленуме ЦК КПСС 45 первых секретарей обкомов из 75 потребовали освобождения Горбачева от должности Генерального секретаря ЦК КПСС. Президент СССР смог сохранить свой пост лишь благодаря достигнутой 23 апреля в Ново-Огареве. Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой советской конституции (и всех последующих) за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза.

Новоогарёвский процесс

СССР нужно было попытаться перестроить на других принципах. Для этого существовали экономические предпосылки, но политический эгоизм этих людей перевесил соображения общего блага их народов. Поэтому случилось то, что случилось. Также по теме 19 августа 1991 года было официально объявлено о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР — особого... Режиссёр Карен Шахназаров — Роль Беловежских соглашений — принципиальная.

На мой взгляд, это было переустройством империи. Ведь наша империя постоянно переустраивалась, например в 1917 году… В 1991 году звучал лозунг «Долой империю! При этом, чтобы было понятно, я к идее империи отношусь хорошо. Я считаю её естественной формой существования государства.

У неё есть позитивные и негативные стороны. Империи генерируют глобальную культуру и коммуникации. И, в моём понимании, 1991 год — это не крушение советской империи, это было её переустройство в новом формате, который сейчас называется Российской Федерацией. Хотя реакция на сами соглашения у меня была, в принципе, отрицательная, но у всех в то время присутствовал некий элемент надежды.

Думаю, что у многих были подобные иллюзии. В этом была, конечно, хитрость тех, кто подписывал эти соглашения. В этом и состояло их историческое значение: они признали реальность распада. Это не было какой-то выдумкой или опережением событий.

После того как в августе 1991 года провалился путч, руководства республик, ещё неделю назад готовые подписать союзный договор, побежали прочь от Москвы. Все заявляли о независимости. Москва пыталась уговорить республики вернуться за стол переговоров, не торопиться, не рвать связи. Но возвращаться уже никто практически не хотел.

После этого у нас возникла рабочая идея — сохранить федеративное ядро в лице России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Казахстан предварительно давал на это согласие. Оставалось уговорить Белоруссию и Украину. Собственно, ради этого и была назначена встреча.

Но Украина проявила непреклонность. Большинство её граждан проголосовали за независимость на референдуме. Вот в такой обстановке и поехала в Белоруссию российская делегация. Итогом встречи с учётом позиции Украины и Белоруссии стала следующая концепция: признать факт распада СССР и создать Содружество Независимых Государств как заготовку для возможной реинтеграции.

И тогда я это воспринимал критически, и сейчас. Я считаю, что не всё возможное было сделано для сохранения союзного ядра. И если бы даже не удалось создать Союз в задуманном нами виде, всё равно нужно было не признавать факт распада Союза и вести переговоры с каждой республикой в отдельности о том, готова ли она сохранять с Россией те или иные тесные отношения и на каких условиях признавать независимость.

О каком историческом периоде пишет автор? Укажите его хронологические рамки, а также фамилию руководителя страны, о котором идет речь. На основе текста и знаний по курсу истории объясните, о каких переменах идет речь. Как относится автор к деятельности генсека? Что свидетельствует о его отношении?.

Назовите основные направления реформ в сфере политики в период перестройки в СССР. Приведите конкретные примеры изменений в политической жизни страны. Из статьи современника-публициста: «… Первый этап… можно назвать периодом первоначального накопления капиталов. Когда корабль тонет, с него тащат все, что попадает под руку, и чем подороже, тем лучше… Было частично отменено ограничение по внешней торговле…, разрешено предприятиям и лицам продавать за рубеж дефицитные товары: продовольствие, сырье, ширпотреб, энергию, золото… Это создало незаинтересованность во внутреннем рынке, началось вымывание товаров, обесценивание рубля, а после постановлений… о совместных с иностранцами предприятиях и Закона о кооперации… началось повальное опустение наших магазинных полок. Международная спекуляция приняла невиданные размеры. Второй этап… характеризуется захватом земли и производства. Появились законодательные акты о собственности, об аренде, о земле, о малых предприятиях, об акционерных обществах, о неправительственных якобы топливно-энергетических ассоциациях, о концернах, валютных и прочих фондах и т. Главный и основной закон — это Закон о собственности, вступивший в силу с 1 июля 1990 г.

Закон о собственности в СССР закрепляет три вида собственности: частную, коллективную и государственную.

Вслед за национальным суверенитетом отдельные республики стали принимать и суверенитет государственный, заявив о приоритете своего законодательства над союзным. В этих условиях союзное руководство теряло возможность распоряжаться ресурсами республик и эффективно управлять страной. Удержать власть демократическим путем оно уже не могло. Попытки укрепить свое влияние при помощи военной силы, которая была применена в апреле 1989 г. Единственным возможным средством удержать начавшийся процесс распада Советского Союза было использование хозяйственных связей. Однако руководство М.

Горбачева не смогло эффективно им воспользоваться. Собравшийся в марте 1990 г. Однако эти действия оказались в значительной степени запоздалыми, поскольку прокатившийся к этому времени «парад суверенитетов» уже до неузнаваемости изменил облик страны. В этих условиях М. Горбачев предложил лидерам союзных республик заключить новый Союзный Договор, поскольку было ясно, что прежний Союзный Договор 1922 г. Согласно этому документу, республики получали в составе нового Союза широкую автономию, а центр должен был выполнять лишь координирующую роль, оставив в своем ведении вопросы обороны, финансовой политики и внутренних дел. Намеченное на 20 августа 1991 г.

Они попытались силовым путем предотвратить его заключение. Янаевым предприняла государственный переворот. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Бакланов, председатель Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР А.

В ряде регионов страны главным образом, на территории РСФСР был введен режим чрезвычайного положения, административная власть в них должна была перейти к военному руководству. Приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, выпуск оппозиционных газет, запрещались митинги, манифестации и забастовки. В Москву и некоторые другие крупные города были введены войска. Передовая общественность сразу заявила о неконституционном характере действий ГКЧП. Некоторые свободные радиостанции сразу же назвали события в Москве путчем. Значительная часть населения, в первую очередь, в крупных городах отказалась поддержать действия ГКЧП, которые были направлены на свертывание демократических завоеваний. Ельцин открыто осудил переворот и призвал население к открытому сопротивлению действиям путчистов.

На улицы столицы вышли тысячи протестующих москвичей.

Это были перемены, потрясшие всю страну и весь мир. Люди понимали, что без должного порядка в стране можно потерять все достигнутое, разрушить само государство. Не все, однако, понимали замыслы руководства. Не все понимал и я… Несколько раз заводил с генсеком разговор на эту тему, но он лишь однажды бросил фразу: - Подожди, то ли я еще сделаю. Он замысливал комбинации, о которых не знало его окружение: ни Политбюро ЦК, а позже ни члены Президентского Совета и Совета безопасности, ни правительство.

Был ли у него стратегический план ликвидации партии, развала страны? Полагаю, плана не было, но была некая идея-фикс, та конечная цель, достичь которую без уничтожения существовавшей системы было невозможно. Двигал он к ней импульсивно и с опаской. Большинство понимало все происходящее как укрепление страны, ее могущества, рост благосостояния людей… Но это… генсеку осуществить было не дано. Пытаясь изменить общество, он невольно уничтожал государственность». О каком историческом периоде пишет автор?

Укажите его хронологические рамки, а также фамилию руководителя страны, о котором идет речь. На основе текста и знаний по курсу истории объясните, о каких переменах идет речь. Как относится автор к деятельности генсека?

ГКЧП. Августовский путч. Беловежское соглашение.

23 июля 1991 года в ходе встречи в Ново-Огарёво президент СССР Михаил Горбачёв и руководители девяти советских республик подписали заявление о принципах нового Союзного договора. В 1991 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Начался процесс формирования новых партий, в основном антикоммунистического толка. По поручению советского руководства уведомляю, что 19 августа 1991 г. в соответствии с Конституцией и законами СССР в отдельных местах Союза Советских Социалистических Республик сроком на 6 месяцев вводится чрезвычайное положение. 25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия, а 26-го Верховный Совет СССР решением одной палаты (Совета Союза) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался. летом 1991 года рабочей группой был разработан проект по заключению нового союза - Союза Советских Суверенных Республик как мягкой, децентрализованной федерации. 23 апреля 1991 года в Ново-Огарево на встрече руководителей девяти союзных республик и президента СССР было подписано заявление о принципах нового союзного договора, получившее название «9+1».

Ново-Огарево, 14 ноября 1991 года

Это видно и по тому, что итоговое заявление в общем-то в своей основе не так уж сильно отличается от проекта. Заседали в узком составе. Конечно, в заявлении есть и ряд уступок Союз суверенных государств; в числе тех, кто будет подписывать Союзный договор, не упомянуты автономии , но зато по всем другим пунктам получено согласие, и это открывает новую страницу в политике и практических действиях». После принятия заявления участники процесса вместе поужинали и подняли тосты. Позднее Горбачев вспоминал, что в тот момент у него «от души отлегло, появилась надежда». На пленуме ЦК КПСС 24-25 апреля 45 первых секретарей обкомов из 75 потребовали освобождения Горбачева от должности генерального секретаря. Он смог сохранить свой пост только благодаря предварительному утверждению основ Союзного договора. Юридически состав нового Союза надлежало зафиксировать в Союзном договоре, который еще предстояло подписать.

После радикальных изменений последний вариант был обсужден в Ново-Огарево 23 июня 1991-го. На встрече Горбачева, Ельцина и Нурсултана Назарбаева 29-30 июня было принято решение о его подписании главами союзных республик 20 августа. По предложению Горбачева автономные республики должны были тоже стать соучредителями нового Союзного государства. Ельцин против этого не возражал. Напротив, именно он в это время активно ратовал за расширение прав автономий. Как известно, подписание Союзного договора сорвал начавшийся 17 августа 1991 года путч.

Это были перемены, потрясшие всю страну и весь мир. Люди понимали, что без должного порядка в стране можно потерять все достигнутое, разрушить само государство.

Не все, однако, понимали замыслы руководства. Не все понимал и я… Несколько раз заводил с генсеком разговор на эту тему, но он лишь однажды бросил фразу: - Подожди, то ли я еще сделаю. Он замысливал комбинации, о которых не знало его окружение: ни Политбюро ЦК, а позже ни члены Президентского Совета и Совета безопасности, ни правительство. Был ли у него стратегический план ликвидации партии, развала страны? Полагаю, плана не было, но была некая идея-фикс, та конечная цель, достичь которую без уничтожения существовавшей системы было невозможно. Двигал он к ней импульсивно и с опаской. Большинство понимало все происходящее как укрепление страны, ее могущества, рост благосостояния людей… Но это… генсеку осуществить было не дано. Пытаясь изменить общество, он невольно уничтожал государственность».

О каком историческом периоде пишет автор? Укажите его хронологические рамки, а также фамилию руководителя страны, о котором идет речь. На основе текста и знаний по курсу истории объясните, о каких переменах идет речь. Как относится автор к деятельности генсека?

Стихийно строились баррикады. На импровизированные места сбора оппозиционной молодёжи и горожан ввозились бесплатные продукты, спиртное, вода. Намеченный на 20-21 августа Пленум так и не состоялся.

К 21 августа оппозиционеры взяли инициативу в свои руки. Горбачёв подтвердил законность всех Указов Б. К 26 августа все члены ГКЧП были арестованы, здания партии отобраны. Миршал Ахромеев, управ. Язов отказался от помилования и добился суда. Горбачёв заявил о подготовке нового союзного договора, призванного создать Союз Суверенных Государств на конфедеративной основе. В эти же дни состоялся последний Съезд нар.

Были принята программа новой государственного устройства на переходный период и создан Государственный Совет. Первым решение Гос. Совета стало признание независимости Прибалтийских республик. А 25 ноября члены Госсовета отказались подписать написанный при их же участии договор. Уже через несколько дней не смотря на заявлении М. Горбачёва, решения беловежского соглашения были ратифицированы ВС республик. Распад советской системы произошёл позже, в 1993 г.

Суд признал действия Б. Ельцина противоправными. Однако в политическом противостоянии победил Президент. Новая конституция РСФСР создала новые органы власти, полностью ликвидировав советскую форму народовластия. Первые межнациональные столкновения Модернизация социальной и экономической сфер происходила в условиях дальнейшей демократизации советского общества. Горбачев стал инициатором изменений в отношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч Генсека с представителями различных религиозных конфессий.

В результате было легализовано деятельность Католической церкви , Греко-Католической Церкви, протестантских церквей в Прибалтике. Особый размах приобрело празднование в 1988 г. В стране регистрировались новые религиозные общины, открывались духовные учебные заведения, возросло количество религиозной литературы. В рамках демократизации общества происходило возвращение верующим ранее изъятых культовых сооружений и церковного имущества. Уже в декабре 1986 г. Кунаева и назначением на пост руководителя республики русского Г. Эти выступления достаточно быстро было подавлено.

Но с каждым месяцем протесты на национальной основе усиливались. В августе 1987 г. Его тоже вызвали ошибки в кадровой политике партии. Усилению митингов и демонстраций в Армении и Азербайджане способствовала позиция центральных средств массовой информации, что митингующих назвали «экстремистами» и «националистически настроенными лицами». В результате в протестах приняли участие до 1 млн. Конфликт постепенно обострялся, а 27 — 29 февраля 1988 г. В следующие два года в регионе продолжались погромы, происходили депортации населения отдельных сел.

Ситуацию не смогло стабилизировать даже введение чрезвычайного положения. Конфликт перерос в вооруженное противостояние и стал одним из катализаторов распада СССР. Нарастание национальных противоречий активно происходило и в прибалтийских республиках. Первые массовые протесты советской власти в Прибалтике произошли в столице Эстонии Таллинне 23 августа 1987 г. Уже через месяц в этой республике была разработана программа достижения экономической автономии в составе СССР. На поддержку таких инициатив происходили массовые митинги. В апреле 1988 г.

Впервые эта идея была открыто провозглашена во время проведения фестиваля «Песня Эстонии» в Таллине 11 сентября 1988 г. На нем присутствовали почти треть всех жителей республики более 300 тыс. В июне 1988 г.

В стране был выбран путь шоковой терапии, главным архитектором которой стал экономист,внук знаменитого советского писателя Егор Гайдар. Он был назначен вице-премьером нового правительства. Ход реформ с самого начала стал отклоняться от намеченного. Прогнозируемое реформаторами повышение цен в 5-10 раз, на самом деле обернулось повышением их в сто и более раз. В результате этого большинство населения республики оказалось за чертой бедности. Надежды на достижение рыночного равновесия,сдерживание инфляции была похоронены.

Второй серьезной проблемой стали взаимные неплатежи предприятий, которые к осени 1992 года достигли 3,5 триллионов рублей. Основной проблемой правительства стала борьба с инфляцией,но надежды на быструю остановку инфляции не оправдались. В результате разочарования деятельностью реформаторов, упала их поддержка народом.

Новый союзный договор 1991 суть. Подготовка нового союзного договора

Вместе с тем многочисленные встречи по согласованию текста нового Союзного договора, которые проходили в Ново-Огарево в мае — июле 1991 г., выявили значительные противоречия и расхождения как в позиции республик, так и в отношениях между ними и союзным центром. Государственный комитет чрезвычайного положения (ГКЧП) – самопровозглашённый орган власти СССР существовавший с 18 по 21 августа 1991 года был образован из первых государственных и должностных лиц СССР. 8 декабря, через неделю после украинского референдума о независимости, лидеры РСФСР, УССР и БССР подписали Беловежские соглашения, констатировавшие распад СССР. Трудно сказать, насколько жизнеспособным был бы новый союз в случае его создания. 17.06.1991 г. в Ново-Огареве прошло заключительное заседание, на котором по схеме «9+1» удалось согласовать новый проект Союзного договора. На втором заседании ПК, прошедшем в Ново-Огарёво 3 июня 1991 г., М. С. Горбачёв изменил тактику ведения переговоров, решив рассмотреть проект Союзного договора «постранично и постатейно». Прелюдией к ним стали наши попытки в феврале-апреле 1991 года создать некое обособленное ядро внутри Советского Союза, которое должно было состоять из России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий