Приоритетные национальные проекты как инструмент решения социальных проблем 2023

В национальный проект включены достаточно разноплановые меры. Если закупки оборудования и реанимобилей могут быть отнесены к одноразовым мероприятиям, то программа вакцинации должна быть долгосрочной по определению.

Как дела с национальными проектами: промежуточные итоги

Важно отметить, что объективно наличествовали благоприятные условия для разработки и реализации государственных решений в названных областях общественной жизни, в том числе: у государства наличествовали ресурсы для решения сложных социальных проблем и отсутствовал риск инфляции; обновление системы избрания руководства регионов укрепило власть государства и сформировало новые административные возможности для осуществления глобальных проектов в социально-экономической, демографической сферах. Иными словами, наличествовали механизмы для обеспечения эффективного взаимодействия, согласования усилий органов публичного управления разных уровней; переход в бюджетном управлении к бюджетному планированию на период трех лет позволил расширить перспективы экономического планирования и, соответственно, ставить глобальные задачи перед системой государственного управления ; субъекты политического управления осознали потребность в глобальных изменениях в приоритетных с точки зрения стратегического развития государства и общества отраслях. Также в рамках указанного национального проекта получили поддержку инновационные образовательные программы на среднем специальным уровне. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов бюджета позволило внедрить новые современные методы и формы профессионального обучения, дающие возможность абитуриентам освоить новые технологии производства и, соответственно, удовлетворить потребности работодателей на рынке. Посредством проведения конкурсов были определены и в последующем поддержаны более 50 лучших высших образовательных учреждений государства.

Эти учреждения получили дополнительные финансовые ресурсы для обновления материально-технической базы и внедрения новых программ образования, преимущественно с использованием информационных технологий.

Снижение смертности: Развитие системы медицинского обслуживания, модернизация медицинских учреждений, улучшение качества медицинского образования и подготовки кадров, развитие системы ранней диагностики и профилактики заболеваний. Улучшение качества жизни населения: Развитие инфраструктуры, создание комфортных условий для проживания и работы, поддержка социально уязвимых групп населения, развитие системы социального обслуживания. Достижение поставленных целей нацпроекта «Демография» позволит укрепить демографическую безопасность страны, обеспечить стабильное развитие и процветание населения России. Нацпроект «Образование» Нацпроект «Образование» является одним из ключевых национальных проектов, реализуемых в России. Основной целью данного проекта является повышение качества образования, создание комфортных условий для обучения и развития детей и молодежи. Основные направления: Создание современных образовательных учреждений, оснащенных новейшими технологиями и оборудованием; Повышение профессиональной компетентности педагогических работников; Развитие воспитательной деятельности и внешкольной работы; Расширение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями; Создание условий для развития творческого потенциала детей и молодежи; Развитие системы дополнительного образования. В рамках нацпроекта «Образование» планируется модернизация материально-технической базы образовательных учреждений, проведение капитального ремонта и строительство новых школ и детских садов.

Также предусматривается проведение мероприятий по повышению квалификации педагогических работников и создание условий для развития творческого и интеллектуального потенциала детей и молодежи. Нацпроект «Здравоохранение» Нацпроект «Здравоохранение» — один из приоритетных национальных проектов, основная цель которого заключается в улучшении доступности и качества медицинской помощи для всех граждан России. Проект был запущен в 2019 году и будет реализовываться до 2024 года. Главные направления нацпроекта «Здравоохранение» включают: Развитие первичного звена здравоохранения: в рамках проекта планируется модернизировать и оборудовать медицинские учреждения населенных пунктов, обеспечить их современным медицинским оборудованием и технологиями. Также предусмотрено увеличение численности врачей и медицинского персонала, а также расширение сети амбулаторий и поликлиник. Развитие территориальной системы здравоохранения: в рамках этого направления планируется создание и модернизация многопрофильных медицинских центров на территории страны. Такие центры будут оснащены современным медицинским оборудованием и предоставлять высококвалифицированную медицинскую помощь в различных областях, включая онкологию, кардиологию и др. Развитие высокотехнологичной медицины: в рамках проекта планируется развитие и модернизация существующих высокотехнологичных медицинских центров, создание новых медицинских центров для проведения сложных операций и лечения тяжелых заболеваний.

Предусмотрено оснащение таких центров современным медицинским оборудованием и привлечение высококвалифицированных специалистов. В целом, нацпроект «Здравоохранение» направлен на совершенствование системы здравоохранения в России, улучшение условий предоставления медицинской помощи и повышение качества жизни граждан страны. Нацпроект «Экология» 1. Защита и восстановление экосистем 2. Снижение загрязнения окружающей среды 3. Рациональное использование природных ресурсов 4. Повышение экологической культуры населения Защита и восстановление экосистем является одним из главных приоритетов нацпроекта.

Для этого необходимо устранить препятствующие этому ограничения в логистике и финансах, а также заняться развитием соответствующей инфраструктуры. Россия наращивает с такими государствами торговые и инвестиционные отношения. Наша внешняя торговля переключается на динамичные регионы и рынки, на динамично развивающиеся страны», — отметил Владимир Путин. Президент также подчеркнул, что изоляции России не будет, и на все попытки внешнего давления и ограничения страна отвечает расширением числа партнеров. И не ожесточенной капиталистической конкуренции, а именно сотрудничества, основанного на кооперации», — согласился политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва» Александр Асафов. В качестве приоритетных направлений от назвал Индию, Иран и Китай. И как отметил президент, та изоляция, о которой нам говорят, — это действительно миф», — уверен эксперт. Технологический суверенитет Следующий важный ориентир — укрепление технологического суверенитета, а также увеличение производства обрабатывающей промышленности. Как отметил Владимир Путин, важно не просто заместить какие-то продукты, а добиваться лидерства по ключевым направлениям, в частности, высокотехнологичным.

В качестве позитивного факта можно рассматривать мероприятия в рамках этого национального проекта по поддержке системы начального и среднего профессионального образования, которая находится в состоянии развала и уже создает катастрофический дефицит квалифицированных рабочих на рынке труда. В то же время необходимо отметить, что национальный проект «Образование» не является частью отработанной поэтапной стратегии развития образования на длительную перспективу, поскольку такая стратегия для страны и отрасли отсутствует, невзирая на наличие разного рода концепций, программ и разработок на среднесрочный период. Кроме того, в национальном проекте недооценена значимость кадровых проблем. Речь идет не просто о повышении оплаты труда, а о процессах, позволяющих перераспределять квалифицированные кадры в пользу образования, возвращать их из-за рубежа, оставлять наиболее одаренную молодежь в этой социальной отрасли. Наращивание квалифицированного ядра кадров в образовании — очень сложный процесс, требующий кропотливой работы в течение длительного времени. Еще одна группа недостатков порождена отсутствием в стране условий для эффективного функционирования инновационных учреждений профессионального образования. Речь идет об отсутствии инновационного климата, создание которого требует времени, ресурсов и организационной перестройки экономики. В эпоху становления новой экономики развиваются более тесные взаимоотношения между научными учреждениями, вузами и предприятиями, когда вузы наряду с традиционными функциями — образовательными и исследовательскими — выполняют функции трансфера знаний и технологий, особенно в региональном масштабе. Поэтому поставленная в национальном проекте задача поддержки инновационных вузов является важной и своевременной. Основная сложность — междисциплинарный характер инновационной деятельности, что требует структурных изменений внутри вузов ломка жестких границ между факультетами и кафедрами , большей гибкости, интеграции с другими вузами, научными учреждениями, малыми предприятиями внедренческого типа. Кроме того, связь вузов с предприятиями и наукой должна рассматриваться в контексте инновационного развития экономики. Хотя элементы инфраструктуры могут создаваться и без помощи государства и бизнеса, это чрезвычайно сложно. Инновационная деятельность вузов должна найти соответствующий отклик со стороны бизнеса, а выпускники должны быть востребованы и получить адекватное вознаграждение за свой труд.

Что хотите найти?

Как дела с национальными проектами: промежуточные итоги «Активизация работы регионов по решению проблем социального характера связана не только с недавним посланием президента – она связана с более глубоким процессом, а именно с инициированием президентом программы приоритетных национальных проектов.
Ильченко С.В. Национальные проекты России и риски их реализации Национальные проекты представляют собой новый инструмент социальной политики России, который характеризуется целевым расходованием средств, наличием специального органа управления проектами, а также особым механизмом оценки эффективности реализации.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ 2019—2024 ГГ. И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Национальные проекты как инструмент реализации Стратегии социально-экономического развития России. Рисунок 1. Приоритетные направления национальных проектов с 2019-2024гг. Каждый национальные проект имеет свой. Приоритетные национальные проекты как инструмент социально-экономического развития (на примере московского региона). По мнению А. И. Адамского, приоритетный национальный проект «Образование» является одной из управленческих технологий, которые использует государство в период социальных трансформаций российского общества9. Общий объем финансовых ресурсов, запланированный для реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, включая дополнительные, на 2007--2009 годы составит 346,3 млрд руб. и крупных федеральных проектов. рый принимается высшими органами государст. Показаны примеры комплексного подхода в решении социальных проблем российских семей в рамках национальных проектов «Демография», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение».

Национальные приоритетные проекты в социальной теме - реферат

И не выполнить это мы не имеем права. И это напрямую связано с экологией, чистой водой, здоровым образом жизни. Работать предстоит много, и работать честно. Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» На протяжении всей отечественной истории плохие дороги или их отсутствие оставались главным сдерживающим фактором социально-экономического развития страны. Сегодня больше половины автотрасс регионального значения не соответствует нормативным требованиям, и с этим надо что-то делать. Также на региональных и местных трассах сократится число особо опасных с точки зрения дорожно-транспортных происшествий участков. Мало улучшить состояние дорог, нужно позаботиться об их сохранности. Тут понадобятся современные технологии и строительные материалы, другой уровень квалификации работников дорожного хозяйства.

С подрядчиками будут заключаться контракты жизненного цикла. Это значит, что после ввода объектов в эксплуатацию бремя их содержания полностью ляжет на исполнителей, у которых наконец-то появится заинтересованность в качестве своего труда. В части безопасности дорожного движения усилится ответственность водителей за нарушения ПДД с упором на профилактику нарушений. Нас ждет двукратное увеличение числа камер на дорогах и установка около 10 тыс. Проект нацелен на снижение смертности в ДТП и улучшение медицинской помощи пострадавшим. Разработчики нацпроекта не обошли вниманием и профилактику ДТП. Так, детей будут в обязательном порядке обучать поведению на улицах и автодорогах, усилится социальная реклама, призывающая водителей и пешеходов соблюдать ПДД.

Национальный проект охватит города с населением свыше 200 тыс. Эффективность использования ресурсов должна быть максимальной, то есть отдача от работы отрасли должна выражаться в темпах роста экономики и удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг. Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» Без повышения производительности труда невозможно рассчитывать на ускорение темпов роста экономики. Между тем по этому показателю Россия почти в два раза отстает от ведущих стран мира. При этом россияне работают не меньше, а даже больше — в среднем около 2000 часов против 1750 часов в странах ОЭСР. То есть мы вкладываем много сил и времени, а на выходе получаем средние результаты. Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» сориентирован на обеспечение роста производительности, связанного не с ростом инвестиций, а с поиском внутренних резервов предприятий.

Программа включает несколько направлений: создание предприятий — образцов по производительности, снятие административных и законодательных барьеров, формирование платформы для обмена опытом, развитие международного сотрудничества, повышение компетенций в области экспорта и продаж. Специалисты федерального центра компетенций обучат новым подходам как чиновников, так и менеджмент, затем соответствующие команды сформируют внутри регионов и на предприятиях. Здесь необходимо учитывать все — от правильной организации рабочего места каждого работника до внедрения комплексных информационных систем, которые позволят отслеживать производственные процессы, ускорять документооборот. Первоначальный проект был запущен в августе 2017 года. Новая версия программы охватит транспорт, торговлю, строительство, сельское хозяйство, а также государственное управление, здравоохранение, образование. Расширится и круг регионов-участников: к 84 предприятиям в семи пилотных регионах добавятся еще десятки в девяти субъектах РФ. Планируется задействовать механизмы дополнительного стимулирования предприятий и регионов, которые будут демонстрировать наивысшие показатели роста производительности труда, в том числе льготные займы, налоговые и другие преференции, причем как на федеральном, так и на региональном уровне.

Улучшение жизни людей, условий работы бизнеса являются приоритетом. Рост реальной зарплаты и пенсий, создание новых рабочих мест важны в любой ситуации — все это и есть наша идеология. Национальный проект «Наука» России необходим рывок, чтобы успеть занять место в стремительно двигающемся поезде высоких технологий. Только ростом инвестиций проблему не решить. Необходимы прежде всего структурные преобразования. По мнению российского физика, лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова, «только когда мы будем иметь исследовательские центры мирового уровня, можно будет говорить о возрождении науки в России». Именно это направление является ключевым в национальном проекте «Наука», который предполагает создание 15 научно-образовательных центров мирового уровня НОЦ.

Планируется к 2020 году открыть 4 международных математических центра, 3 центра геномных исследований, 9 — по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Одним из главных итогов работы этих структур должен стать рост числа статей в международных базах данных. Уже сформированные 14 центров компетенции Национальной технологической инициативы призваны обеспечить лидерство российских компаний на новых высокотехнологичных рынках. Это, в частности, искусственный интеллект, квантовые технологии, робототехника, новые источники энергии, технологии беспроводной связи, нейротехнологии, биотехнологии. К 2024 году НОЦ и центры компетенций должны привлечь к разработке новых технологий не менее 250 российских компаний. Кроме того, участники нацпроекта обязаны подать не менее 1500 заявок на патенты, а также передать для внедрения в экономику не менее 140 новых технологий, защищенных патентами. Подготовка кадров — еще один приоритет нацпроекта.

Важно создать комфортные условия работы в России для молодых ученых, многие из которых сегодня предпочитают трудиться за рубежом. В частности, предполагается открыть не менее 150 новых лабораторий, треть которых возглавят молодые исследователи.

Еще одной важной задачей проекта является укрепление профилактической работы и оздоровление населения. Планируется разработка и внедрение программ по профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также повышение осведомленности населения о здоровом образе жизни и рациональном питании. Образование и наука Один из приоритетных направлений национальных проектов России на 2023 год — развитие образования и науки. Государство уделяет особое внимание модернизации школьной системы и повышению качества образования. В рамках национальных проектов запланировано увеличение доступности дошкольного образования. Это предусматривает строительство новых детских садов и реконструкцию существующих.

Также будет проведена программы повышения квалификации педагогических работников для повышения качества образования. В сфере высшего образования предусмотрено развитие федеральных университетов и повышение качества образования. Будут созданы современные лаборатории и инфраструктура для научных исследований. Также запланировано развитие дистанционного образования и внедрение новых технологий в учебный процесс. Научная деятельность также является важным направлением национальных проектов. Предусмотрено финансирование научных исследований в различных областях, таких как медицина, энергетика, информационные технологии и другие. Будут созданы условия для коммерциализации научных разработок и привлечения инвестиций в научно-исследовательские проекты. В целом, национальные проекты России на 2023 год в области образования и науки направлены на повышение качества образования, развитие научных исследований и создание условий для инновационного развития страны.

Жилье и городская среда Одной из важных задач национальных проектов России на 2023 год является создание комфортных условий проживания и обустройства городской среды для населения. Целью данных проектов является улучшение жилищных условий, обновление инфраструктуры городов и создание благоприятной среды для развития жизни и бизнеса. Одной из основных программ в рамках национальных проектов в области жилья является программа «Жилье и городская среда». Ее основная задача — обеспечить российских граждан жильем, соответствующим всем современным требованиям к комфорту и безопасности. Для достижения этой цели предусмотрены различные мероприятия, включающие в себя увеличение доступности и повышение качества жилищного фонда, строительство новых жилых комплексов, реновацию и реконструкцию существующих зданий, а также развитие инфраструктуры городов. В рамках данной программы также предусмотрено улучшение городской среды, создание комфортных и безопасных городских пространств для жителей. Это включает благоустройство территорий, развитие общественного транспорта, создание парков и скверов, а также развитие городской инфраструктуры. Реализация программы «Жилье и городская среда» является важным шагом в направлении улучшения качества жизни граждан России, создания комфортной городской среды и обеспечения доступного и современного жилья для всех населения.

По существу с принятием 4-х национальных проектов происходит решительный поворот к социально ориентированной экономике. Выбор ПНП диктовался ограниченностью средств, недостаточных для одновременного решения всех накопившихся проблем. С другой стороны все они напрямую обращены к человеку. Их непосредственная цель создать механизмы для активизации человеческого потенциала. Согласно плану реализации проекта в аграрной сфере в 2006—2007 гг. Проект предполагал также выделение значительных ресурсов на развитие сельхозлизинга, с тем, чтобы установить более льготные условия поставок сельхозтехники и племенного скота. В президентском послании 2006 г.

Путин прямо заявил о необходимости положить в основу национальной стратегии России демографическую политику. Тогда же появился и термин «материнский капитал», а вскоре начал действовать и закон, согласно которому женщинам, родившим или усыновившим второго ребенка, будут выдаваться специальные сертификаты на сумму 250 тыс.

Почти по всем проектам есть ситуации, когда показатели нацпроекта не позволяют добиться цели [4]. При реализации национальных проектов в регионах страны, возникают системные проблемы, которые не дают ожидаемого эффекта от реализации национального проекта, указаны в таблице 2. Таблица 2. Проблемы и пути решения при реализации национальные проектов в Российской Федерации. Обеспечить предоставление доступа к системе федеральным органам исполнительной власти. Установить указанным органам запрет запрашивать от региональных и муниципальных органов данные, размещенные в Системе.

Какие приоритетные национальные проекты реализует Россия до 2024 года и зачем они нужны

В частности, вице-премьеры сами могут принимать решения по нацпроектам, которые они курируют. По результатам достижения нацпроектов будут выстраиваться рейтинги регионов и ведомств – чтобы мотивировать «отстающих». «Макроэномическое планирование и прогнозирование». на тему: «Приоритетные национальные проекты, государственные и целевые комплексные программы как инструмент решения проблем». Выполнила студентка курса. Национальные проекты и программы играют важную роль в развитии России. Они направлены на решение актуальных проблем и достижение конкретных целей в различных сферах жизни страны. В отличие от концепции ЦРТ+, определяющей ориентиры социального развития и общие подходы к их достижению, национальные проекты представляют собой конкретный механизм государственной политики, подкрепленный расходными полномочиями. Основной задачей в рамках встречи было рассмотрение результатов проектного управления в органах исполнительной власти ХМАО-Югры за 2019–2020 гг. с целью решения всесторонних задач народно-хозяйственного значения. и крупных федеральных проектов. рый принимается высшими органами государст.

Реализация целей национальных проектов

Это помогает сохранить лесные ресурсы и биоразнообразие, а также создать условия для устойчивого развития лесной промышленности. Таким образом, национальные проекты России на 2023 год активно работают над решением проблем экологии и эффективным использованием природных ресурсов. Это позволяет сохранить природное наследие страны и обеспечить устойчивое развитие экономики. Цифровая экономика Один из основных национальных проектов России на 2023 год — развитие цифровой экономики. Целью проекта является создание современной цифровой инфраструктуры, повышение уровня цифровой грамотности населения и улучшение качества предоставляемых государственных услуг. Для достижения поставленных целей в рамках проекта будут проводиться широкомасштабные работы по расширению доступа к высокоскоростному интернету на всей территории России. Это позволит улучшить коммуникационные возможности граждан и предпринимателей, а также обеспечить более эффективную работу государственных органов и учреждений. Важным направлением проекта является создание электронных государственных услуг, которые позволят гражданам и предпринимателям получать необходимую информацию и взаимодействовать с государством в электронном виде. В рамках проекта будет разработана и внедрена единая платформа для предоставления государственных услуг, что существенно упростит процедуру их получения.

Одним из ключевых элементов цифровой экономики является развитие информационной безопасности. В рамках проекта будут предприняты меры по защите информации, а также обеспечению надежности и безопасности цифровых систем и сервисов. Все эти меры направлены на создание благоприятной и инновационной среды для развития цифровой экономики в России. Реализация проекта позволит существенно улучшить качество жизни граждан, повысить эффективность предпринимательской деятельности и укрепить позиции России на международном рынке. Культура и туризм Одной из важных задач национального проекта в области культуры и туризма является развитие культурно-исторического наследия России. В рамках проекта планируется проведение реставрации и сохранение объектов исторического и культурного значения, а также создание новых культурно-туристических комплексов. Для привлечения туристов и развития внутреннего туризма предусмотрено расширение сети туристических маршрутов и разработка новых туристических продуктов. Среди них — развитие экотуризма, винного туризма, культурного туризма и других направлений.

Особое внимание уделяется поддержке культурных и туристических предпринимателей. Предусмотрены меры поддержки в виде грантов, субсидий и льготных кредитов для развития проектов в сфере культуры и туризма. Также планируется создание инфраструктуры для проведения культурных и спортивных мероприятий, а также развитие инфраструктуры для проживания и развлечений для туристов. Важным аспектом развития культуры и туризма является повышение качества образования в сфере культуры и туризма. Планируется создание современных центров образования и повышения квалификации для специалистов в этих областях.

Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и затрагивают все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов РФ и муниципальных органов управления образованием, что позволяет проводить единую федеральную политику в области образования, решать проблему диспропорций в развитии региональных систем образования и формировать единое образовательное и информационное пространство7. Национальные проекты, как полагает Д. Медведев, — это способ совершенствования государственного управления8. Национальный проект позволяет сочетать политические приоритеты и проектную форму организации работы, добиться взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях. Принятие приоритетных национальных проектов на краткосрочную перспективу позволяет своевременно внести коррективы сообразно вызовам общества на данном этапе и перераспределить ресурсное обеспечение по приоритетным направлениям, тем более что ресурсные возможности не безграничны. По мнению А. Адамского, приоритетный национальный проект «Образование» является одной из управленческих технологий, которые использует государство в период социальных трансформаций российского общества9. Выделяют четыре приоритетных направления национального проекта «Образование»: системные изменения в российском образовании, развитие институтов гражданского общества, становление современного менеджмента в системе образования, поддержка лидеров. Каждое направление является комплексным в том смысле, что ведет к ряду принципиальных подвижек в качестве образования: содействует повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества, формированию общественного заказа и модернизации системы оценки качества образования; расширяет практику создания в образовательных учреждениях попечительских, управляющих и иных советов; способствует повышению квалификации и методической помощи педагогам; способствует повышению ориентации профессионального образования на региональную экономику, кадровые потребности конкретной территории; распространяет через образование современные технологии во все сферы производства и общественной жизни. За счет стимулирования и поддержки лучших, а также выравнивания условий между субъектами РФ, проект ставит целью ускорение процессов модернизации российского образования, приведение его в соответствие с развивающимися запросами общества и экономики страны. В этом смысле он является новой для России технологией управления развитием образования. Причем эта технология достаточно мощно демонстрирует усиление влияния государства в области развития образования. Приоритетный национальный проект предполагает системные изменения по главным направлениям модернизации образования, таким как формирование нового представления о качестве образования на основе его открытой, прозрачной, критериальной внешней оценки, создание основ единой для страны системы оценки качества образования, определение новых подходов к аттестации педагогических кадров и образовательных программ учреждений, введение новой системы оплаты труда учителей, увязывающей заработную плату с его результатами, переход учреждений к государственно-общественной системе управления, закладке основ финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, стимулирование перехода на подушевое финансирование учреждений образования. Проект предусматривает создание условий для автономного функционирования и развития региональных образовательных систем в соответствии с социально-экономическими, культурными, образовательными потребностями регионов. На этой основе идет обогащение единой общероссийской системы образования, приращение ее потенциала. Основное содержание проводимой политики регионализации образования заключается в наделении регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания и осуществления собственной программы развития. В основу такой политики должен быть положен системный подход. Представляется, что основными направлениями такой политики должны стать: оптимизация сети учреждений образования; определение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, создание образовательных планов и программ, ориентированных на наращивание интеллектуального и инновационного потенциала регионов; формирование законодательной и нормативно-правовой базы в пределах, предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации; создание действенных институтов и механизмов согласования деятельности субъектов образовательной политики; активная разработка мероприятий по финансово-экономическому обеспечению образовательной деятельности; повышение социального статуса и профессиональной квалификации работников образования; модернизация системы управления образованием на основе активного применения современных управленческих технологий, социологических, социоинженерных, психологических, политологических, педагогических знаний10. Инновационный подход к управлению образованием, заложенный в национальном проекте «Образование», характеризуется преобладанием ценностей трудового раскрепощения, возможностью внедрения трудовых новаций, равноправного сотрудничества управляющих и подчиненных, командного инновационного творчества, инициативы и новаторства на каждом рабочем месте, роста социальной ответственности и социальных ожиданий работников сферы образования, обновления ролей в структуре управленческой власти11. Внедрение инновационной модели управления требует больших усилий, предпринимаемых органами государственного и регионального управления образованием, администрацией образовательных учреждений и инициативы со стороны нижестоящих подразделений, рядовых сотрудников, а также соответствующего климата в учебном заведении во внешнем окружении.

Также планируется осуществление региональной сетью Банка расчетно-кассового обслуживания организаций, связанных с реализацией приоритетного национального проекта 9. Конкурентные преимущества банка ВТБ как участника национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» На данный момент группа ВТБ активно включена в процессы развития регионов России. Формой банковского участия служит национальных проект «Доступное жилье гражданам России». Реализация партнерства власти и капитала в данном случае опирается на соглашение, подписанное с Министерством регионального развития Российской Федерации в 2006 году. Предметом указанного соглашения является сотрудничество сторон по следующим направлениям: — разработка пилотных проектов частно-государственного партнерства; — привлечение частных, в том числе иностранных инвестиций, для реализации приоритетного национального проекта; — развитие градостроительства, модернизация строительной индустрии и жилищно-коммунального комплекса; — формирование региональной социальной инфраструктуры; — развитие региональных рынков доступного жилья, за счет использования механизмов ипотечного жилищного кредитования; — развитие инновационного потенциала при реализации приоритетного национального проекта. Следует согласиться с мнением к. Бухвостова Ю. Развитие производства предполагает одновременное решение и таких социальных проблем, как создание дополнительных рабочих мест, обеспечение жильем молодых специалистов и членов их семей на селе 11. Привлечение финансовых организаций к реализации приоритетных национальных проектов способно оказать значительное влияние на поступательное антикризисное развитие важнейших секторов экономики России. Эффективная организация антикризисного взаимодействия государства и финансовых структур в рамках реализации приоритетных национальных проектов может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития экономики России. Анализ опыта ведущих российских банков показывает, что развитие банковского и финансового бизнеса тесно связано с реализацией национальных проектов. Многие банки России сегодня разработали новые стратегии ипотечного кредитования и стремятся к тому, чтобы ипотечные кредиты были востребованы населением, стараясь не только сделать предложение ипотеки доступным, но и подкрепить его надежными предложениями со стороны рынка жилья 12. Формой участия в национальном проекте «Доступное жилье» ФК «УРАЛСИБ» избрала модель по созданию надежных закрытых паевых инвестиционных фондов для финансирования проектов строительства жилой недвижимости 13. Привлекая и вкладывая средства в реализацию наиболее значимых для национальной экономики проектов, Корпорация активно содействует промышленному росту российских регионов. Внедряя модель «Финансовый супермаркет» в регионах, Корпорация выполняет стратегическую задачу, стоящую перед российским обществом, — улучшение условий жизни граждан РФ. Вместе с этим Корпорация добивается увеличения региональной доли видов услуг по продуктам — локомотивам. Проектная мощность нового завода составляет 120 млн условных единиц стеклотары в год. Продукция, производимая КСТЗ, отвечает всем требованиям мировых стандартов и выпускается с использованием современных технологий. Благодаря этому соглашению существенно возросла вовлеченность Банка в реализацию Федеральной программы ипотечного кредитования. Таким образом, очевидна особая роль кредитной сферы в реализации национальных проектов. Эта роль, во-первых, связана с самой функцией банков как кредитных организаций, которые трансформируют сбережения в инвестиции в экономике и обеспечивают перетекание финансового капитала между отраслями. Во-вторых, использование кредитного механизма при осуществлении национальных проектов позволяет минимизировать неэффективное расходование средств, связанное с коррупцией. Следует также упомянуть, что многие инструменты экономической политики, используемые государством для поддержки приоритетных отраслей, напрямую связаны с деятельностью банков.

С другой стороны: 40 тыс. Ликвидация огромного количества городских свалок. Научные центры мирового уровня. Этот список можно продолжать. Я специально называю эти показатели, эти наши цели, для того чтобы мы ещё раз осознали масштабность задач, стоящих перед страной. Это очень конкретные вещи, действительно конкретные. Это не макропоказатели, подчас вызывающие у обычных людей, которые слушают новости, может быть, какую-то другую реакцию. Это абсолютно конкретные вещи, по которым и будут судить о выполнении национальных проектов. Это гораздо убедительнее, чем тысячи отчётов, хотя и отчёты нужны. Они нужны и мне лично, и Правительству. Следить за ситуацией из московских кабинетов невозможно, поэтому я и мои коллеги по Правительству будем выезжать в регионы. Мы об этом договорились. Такие поездки уже начались. Но за каждую недостроенную школу, за каждый непостроенный, неотремонтированный километр дороги, не приведённый в порядок парк или неубранную свалку будет отвечать не абстрактная власть, а конкретный чиновник — я надеюсь, что это все сидящие в этом зале понимают, — отвечать перед Правительством. Эта ответственность должна быть весьма и весьма серьёзной. В ходе выступления Дмитрий Медведев также обозначил основные направления дальнейшей работы правительства, отметив, что национальные проекты являются инвестиционным инструментов, который позволит направлять на приоритетные цели ресурсы из разных источников. Сразу скажу: мы до сих пор сталкиваемся с целым рядом неблагоприятных факторов, они не исчезли. Торговые войны, рост протекционизма и ухудшение условий мировой торговли. Замедление глобальной экономики. Резкие изменения цен на нефть и другие товары нашего экспорта. И то, о чём я уже сказал: постоянная угроза расширения санкций, которые провоцируют отток капитала. Всё это, естественно, не помогает. Но в то же время реагирует на все эти факторы наша экономика уже по-другому. Рост экономики фиксируется уже третий год подряд. Но, конечно, качество этого роста нас не устраивает.

Национальные проекты Российской Федерации: какие программы в России?

Для Общественной палаты Российской Федерации борьба с бедностью в России остается одним из наиболее приоритетных направлений деятельности. Эта задача осложняется серьезными структурными проблемами российской экономики. В рамках бюджетного процесса была произведена существенная корректировка и уточнение показателей нацпроектов на 2023 и 2024 годы, обусловленная главным образом адаптацией российской экономики к новым условиям и окончанием срока реализации нацпроектов. Речь идёт уже не о точечных реформах, а о комплексных решениях, комплексных преобразованиях практически во всех сферах. Причём одновременно. Национальные проекты, как я уже сказал, – это единая матрица, в которую мы постарались уложить жизнь всей страны. Национальные проекты России прямо сейчас делают жизнь людей в нашей стране лучше. Они охватывают все важнейшие сферы и реализуются во всех без исключения регионах. |.

История нацпроектов в России

Программы, реализуемые в настоящее время в России, имеют множество аналогов, как в зарубежной, так и в отечественной истории. Естественно, они имеют различные названия — «национальные программы», «программы развития», «общенародный проект», «стройка века», — но суть остается та же. Если сделать краткий анализ истории даже за последние 100 лет, то мы найдем массу примеров национальных проектов, которые были более или менее, но реализованы. Еще большее число проектов остались только проектами, либо были выполнены частично. И этот опыт, несомненно, будет полезен как для нас, теоретиков, изучающих данную тему, так и для тех, кто непосредственно связан с разработкой и реализацией масштабных национальных программ. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат.

Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые — долгосрочные — тенденции роста. Но необходим был еще один шаг.

На электронную карту будут нанесены как широко известные достопримечательности России, так и уникальные культурные объекты и практики, пока известные только в пределах одного региона или даже населенного пункта, но имеющие потенциал для привлечения туристов из самых отдаленных мест. Для выявления таких культурных брендов в ряде регионов были организованы экспедиции с участием федеральных экспертов, прошли семинары и проектные сессии в малых городах и исторических поселениях. В 2019 году были приняты долгожданные законодательные изменения в сфере регуляции закупок, важные для сферы культуры. В связи с обсуждением концепции закона деятели культуры поднимали традиционно волнующие их вопросы. Кроме того, предлагается исключить возможность имущественного приоритета над правом общества на сохранение культурного наследия.

По материалам Общественной палаты Санкт-Петербурга. По материалам Общественной палаты Пензенской области. По материалам Общественной палаты Ставропольского края. По материалам Общественной палаты Ульяновской области. По материалам Общественной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа. По материалам Общественной палаты Республики Татарстан. По материалам Общественной палаты Волгоградской области. Описание опроса см по ссылке 11. Описание опроса см по ссылке 11 Опрос участников форумов «Сообщество — 2019» проведён аналитическим отделом аппарата Общественной палаты РФ. Общее количество участников форумов — около 7000 человек, из них ответили на вопросы анкеты 1340 человек.

На опрос ответило 1668 человек. В опросе приняли участие 16 тысяч человек. Описание опроса см. Добровольцы России. По материалам ОП Волгоградской области. Доклад «Демография — 2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения Российской Федерации», 24. По материалам отдела по взаимодействию с региональными палатами и ОНК.

В течение первых трех кварталов 2019 года были исполнены расходы по проектам, которые в 2018 г. В последнем квартале 2019 г. В начале 2020 г. Задачи нацпроектов находятся в процессе пересмотра с учетом повысившейся роли здравоохранения и социальной политики в результате последствий пандемии. Большинство стран мира анонсировало объемные фискальные меры, направленные на социальную политику, здравоохранение и помощь бизнесу. Россия также анонсировала подобные меры. Успешность национальных проектов обусловлена тем, что управление осуществляется в соответствии с принципами проектного управления на всех уровнях жизненного цикла. Эффективность реализации приоритетных национальных проектов зависит от следующих факторов: Организация управления. Система управления национальными проектами должна включать достижения необходимого взаимодействия разных уровней государственной власти и органов местного самоуправления, постоянный мониторинг их работы, а также обеспечение взаимодействия государства, общества и бизнеса, привлекаемого в рамках государственно-частного партнерства. Положительный результат от реализации национальных приоритетных проектов возможен только при разработке организационно — экономического механизма, способствующего повышению статуса местных бюджетов в плане распределения финансовых средств, обеспечивающего прозрачность и эффективность расходования бюджета. Информационное обеспечение. Информационная поддержка является важнейшей частью процесса реализации национального проекта и требует для своего формирования и поддержания значительных усилий и ресурсов на всех стадиях проекта. Определим ключевые риски реализации национальных проектов: В настоящее время не сформированы региональные составляющие многих национальных проектов: — отсутствуют утвержденные федеральные проекты, которые определяют, в том числе, состав показателей, мониторинг которых должен осуществляться на региональном уровне, состав мероприятий, в которых принимают участия регионы, значения показателей, которые установлены, в том числе с учетом региональных особенностей; — отсутствует полное распределение объемов федерального финансирования субъектов Российской Федерации со стороны Российской Федерации в разрезе федеральных проектов [4]. В настоящее время система управления национальными проектами до конца не сформирована: — отсутствует регламент взаимодействия руководителей национальных проектов с субъектами Российской Федерации; — нет единой методологии и формата подготовки региональных проектов; — не определены зоны ответственности субъектов Российской Федерации например, по проектам «Наука», «Международная кооперация и экспорт» ; частично детализировано финансовое обеспечение реализации национальных проектов в разрезе конкретных субъектов Российской Федерации и мероприятий, которые они должны реализовать. Утвержденный порядок осуществления мониторинга реализации национальных проектов предусматривает ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты. Громоздкая система отчетности не позволяет принимать эффективные управленческие решения непосредственно в ходе реализации проектов. Отсутствуют методики расчетов и исторические ряды данных по многим показателям, что не позволяет оценить, как возможность достижения целевого значения, так и достаточность предусмотренного финансирования. Отсутствует скоординированность между национальными проектами. Существуют серьезные риски, связанные с несвоевременным заключением и исполнением государственных контрактов между субъектами Российской Федерации, и подрядчиками по выполнению запланированных государственных контрактов; риски длительной замены исполнителей государственных контрактов при необходимости. Отсутствуют методики оценки эффектов от реализации мероприятий, что препятствует разработке критериев отбора мероприятий федеральных проектов и их ранжированию по степени эффективности и влияния на достижение национальных целей. Значительная часть мероприятий национальных проектов предусматривает строительство различных объектов. Длительные процедуры реализации таких проектов могут создать риски недостижения целевых показателей. Для регионов имеются существенные финансовые риски реализации национальных проектов, связанных с задержками предоставления бюджетного финансирования и, как следствие, срыва предусмотренных сроков реализации. Устанавливается единообразный подход ко всем регионам, без учета имеющейся в них инфраструктуры, при установлении целевых показателей и распределении средств из федерального бюджета. Неопределенность в части механизмов привлечения и контроля внебюджетных источников финансирования. Реализация приоритетных и национальных проектов до 2024 г. Существенным риском являются ресурсные ограничения при реализации национальных проектов. Так, при масштабном строительстве в рамках федеральных проектов, существуют риски ограничения со стороны предложения строительных материалов.

В целом, национальные проекты России на 2023 год в области строительства и инфраструктуры направлены на улучшение качества жизни граждан, создание новых рабочих мест и стимулирование экономического развития страны. Здравоохранение Одним из основных направлений национальных проектов России на 2023 год является здравоохранение. Основные цели проекта — улучшение доступности и качества медицинской помощи, совершенствование системы предоставления медицинских услуг и повышение здоровья населения. Для достижения этих целей в рамках проекта предусмотрены различные мероприятия. В первую очередь, планируется улучшить материально-техническую базу медицинских учреждений, особенно в сельских и отдаленных районах. Также предусмотрено обновление медицинской техники и внедрение современных технологий в диагностике и лечении. Важным аспектом проекта является улучшение кадрового потенциала здравоохранения. Предусмотрено повышение квалификации медицинских работников, а также привлечение молодых специалистов в сферу здравоохранения. Кроме того, планируется разработка и внедрение системы мотивации для медицинских работников, которая будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг. Еще одной важной задачей проекта является укрепление профилактической работы и оздоровление населения. Планируется разработка и внедрение программ по профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также повышение осведомленности населения о здоровом образе жизни и рациональном питании. Образование и наука Один из приоритетных направлений национальных проектов России на 2023 год — развитие образования и науки. Государство уделяет особое внимание модернизации школьной системы и повышению качества образования. В рамках национальных проектов запланировано увеличение доступности дошкольного образования. Это предусматривает строительство новых детских садов и реконструкцию существующих. Также будет проведена программы повышения квалификации педагогических работников для повышения качества образования. В сфере высшего образования предусмотрено развитие федеральных университетов и повышение качества образования. Будут созданы современные лаборатории и инфраструктура для научных исследований. Также запланировано развитие дистанционного образования и внедрение новых технологий в учебный процесс. Научная деятельность также является важным направлением национальных проектов. Предусмотрено финансирование научных исследований в различных областях, таких как медицина, энергетика, информационные технологии и другие. Будут созданы условия для коммерциализации научных разработок и привлечения инвестиций в научно-исследовательские проекты.

Национальные приоритетные проекты в социальной теме - реферат

Все вышеперечисленные факторы могут привести к затянутой реализации проекта или его отмены в целом. Также анализируя уже реализованные и планируемые национальные проекты, выделил следующие проблемы. В рамках планирования национального проекта устанавливаются планируемые показатели, к которым стремятся по итогам реализации проекта. Нередко возникают случаи, когда показатели изначально завышены, в результате чего проект по итогам реализации считается неуспешным или реализованным в убыток. Путем решения данной проблемы считаю возможным разработать индивидуальных подход в каждому проекту, анализ конкретного региона, где будет реализован проект, в рамках которого следует устанавливать реальные показатели успешности проекта, при этом важно учитывать немаловажные второстепенные факторы пандемия, специальная военная операция и прочее. Реализация национального проекта вызывает повышенный интерес контрольно-надзорных органов, которые в процессе реализации проекта своим «повышенным вниманием» останавливают работу исполнителей исполнительные органы власти, подрядчики и прочие. По моему мнению, путем решения сложившейся проблемы может стать разработка и утверждение единого стандарта пакета документов, который будет размещаться в открытой информационной системе, в рамках которой контрольно-надзорные органы смогут знакомиться со всеми интересующими их документами. В рамках данной стандарта будет запрещено запрашивать документы, с которыми можно будет ознакомиться в открытой информационной системе. В случае, если будет необходимо ознакомиться с какими-либо документами, не представленными в данной системе, то срок на их предоставление будет установлен в размере, позволяющем не останавливать текущие работы.

Так, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает принятие органами местного самоуправления планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, не вводя каких-либо различий между этими видами документов ст. Особой разновидностью планов являются бюджеты. Вместе с тем бюджетная реформа последних лет, сопровождаемая существенными изменениями в бюджетном законодательстве, если не изменила представление о бюджете именно как об основном финансовом плане, то по крайней мере внесла определенные новые акценты. Бюджет вкупе с правовым актом о бюджете больше не может рассматриваться в качестве юридически доминирующей формы финансового планирования, не может отменять или изменять расходные обязательства, закрепленные всей совокупностью действующих нормативных актов, к которым относятся в том числе акты программно-целевого бюджетного планирования целевые программы и др. Иными словами, специфика бюджета как финансового плана заключается в обобщенном характере содержащейся в нем финансовой информации, но не в правовом верховенстве над другими правовыми актами, имеющими финансовую составляющую. Более того, сама идеология программно-целевого бюджетного планирования предполагает повышение роли тех плановых актов, которые содержат информацию не только о финансировании, но и о планируемых результатах этого финансирования. Советское бюджетное право. Понятие проекта как особого механизма реализации задач и функций государства и местного самоуправления не формализовано в действующем законодательстве Российской Федерации. До недавнего времени проекты в нормативных правовых актах понимались главным образом в локальном значении, как объекты государственной поддержки и бюджетного финансирования.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. Концепция приоритетных национальных проектов вводит в практический оборот принципиально иное понимание проекта - не как объекта государственной деятельности, а как формы и метода этой деятельности, причем, как следует из наименования проектов, деятельности в общенациональном масштабе. А еще точнее - деятельности всего общества, включая властные институты, во имя решения определенных приоритетных задач. По форме национальные проекты представляют собой комплекс взаимосвязанных плановых документов, имеющих различную юридическую природу. Федеральным нормативным правовым актом, в котором определены основные содержательные контуры всех четырех приоритетных национальных проектов, является Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2006 - 2008 годы , утвержденная распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. Однако в Программе содержание приоритетных национальных проектов определено лишь в самом общем виде, путем перечисления основных направлений и мероприятий проектов. Количественные и качественные показатели этих мероприятий, источники и объемы их финансирования, за редкими исключениями, не указываются. Более предметно содержание многих из них было определено нормативными правовыми актами, разработанными в соответствии с Планом подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов, решения по которым необходимо принять в 2005 году и в I квартале 2006 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 14 ноября 2005 г. План в целях оперативного формирования юридической базы реализации приоритетных национальных проектов предусматривал разработку и принятие 37 актов федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ. В частности, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г.

N 366 определены условия выплаты дополнительного денежного вознаграждения, в том числе конкретизированы типы образовательных учреждений, работники которых пользуются данным правом, зависимость размера денежного вознаграждения от наполняемости класса и т. Основополагающие плановые документы, комплексно закрепляющие всю систему целевых и финансовых показателей приоритетных национальных проектов, утверждаются президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Первым комплексным документом планирования реализации приоритетных национальных проектов стали "Направления, основные мероприятия и параметры приоритетных национальных проектов", утвержденные президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов 21 декабря 2005 г. Решением президиума Совета от 21 февраля 2007 г. Другим важнейшим документом, регулирующим отношения в сфере реализации приоритетных национальных проектов, является Типовая инструкция о порядке составления и представления отчетности о реализации приоритетных национальных проектов, одобренная 28 февраля 2006 г. Типовой инструкцией в редакции, действующей на 1 ноября 2007 г. В качестве примера можно привести один из параметров приоритетного национального проекта "Здоровье" из федеральной формы 1-ПФ здоровье : в 2007 г. Соответственно, в форме отражаются сведения о фактическом выполнении этих параметров. Следует отметить, что значение Типовой инструкции выходит за рамки вопросов, связанных с отчетностью: в ней содержится ряд важнейших положений, закрепляющих основы системы планирования реализации приоритетных национальных проектов на всех уровнях власти. Пунктом 21 Типовой инструкции предусмотрено, что "планирование реализации приоритетных национальных проектов в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти, организующими реализацию приоритетных национальных проектов, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе сетевых графиков приоритетных национальных проектов".

В муниципальных образованиях планирование реализации приоритетных национальных проектов должно осуществляться в соответствии с соглашениями между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на основе сетевых графиков реализации приоритетных национальных проектов в субъектах РФ. По итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 27 декабря 2005 г. Президент РФ В. Путин рекомендовал органам исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с соответствующими федеральными министерствами до 15 марта 2006 г. Путина от 10 февраля 2006 г. N Пр-194. Таким образом, как следует из актов президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, поручений Президента РФ, система планирования реализации приоритетных национальных проектов включает следующие элементы: параметры реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации и в субъектах РФ, излагаемые в соответствии со структурой форм 1-ПФ и 1-ПС; сетевые графики приоритетных национальных проектов; соглашения между федеральными министерствами и органами исполнительной власти субъектов РФ о взаимодействии по реализации приоритетных национальных проектов; планы реализации приоритетных национальных проектов в субъектах РФ; соглашения между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления о взаимодействии по реализации приоритетных национальных проектов. Предметом и целью приоритетных национальных проектов является не только улучшение материально-технической базы важнейших для общества отраслей и материального состояния их работников, но и одновременная модернизация самих основ функционирования общественных отношений в сферах, охваченных действием проектов. Как справедливо отмечает профессор B. May, "нежелательно, если реформа социального сектора завершится повышением бюджетных расходов, то есть первый шаг останется и последним.

Рост финансирования без структурных реформ может дать даже отрицательные результаты. Более высокая зарплата приведет не к обновлению персонала, а к консервации кадров, сохранению тех врачей и учителей, которые давно потеряли квалификацию и не станут лучше лечить и учить, даже если им поднять зарплату в сто раз. Увеличение расходов на оборудование может обернуться тем, что закупаться оно будет по завышенным ценам и не то, которое действительно необходимо для больниц и лабораторий. Бюджетная идеология приоритетных национальных проектов основывается на изменении принципа финансирования, которое переходит от "слепого" покрытия затрат к системе финансовых нормативов и ориентации на достижение заданных результатов. Достижение целей национальных проектов сопровождается не только финансированием, но и решением всего комплекса экономических, правовых, организационных, информационных вопросов, необходимых для создания тех условий, при наличии которых финансирование может привести к желаемому результату. Национальный масштаб проектов заключается в том, что для решения поставленных в них задач приоритетные национальные проекты призваны стать фактором, определяющим сознание, образ мыслей и поведения предельно широких слоев общества, миллионов граждан России.

Национальные проекты, как полагает Д. Медведев, — это способ совершенствования государственного управления8. Национальный проект позволяет сочетать политические приоритеты и проектную форму организации работы, добиться взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях. Принятие приоритетных национальных проектов на краткосрочную перспективу позволяет своевременно внести коррективы сообразно вызовам общества на данном этапе и перераспределить ресурсное обеспечение по приоритетным направлениям, тем более что ресурсные возможности не безграничны. По мнению А. Адамского, приоритетный национальный проект «Образование» является одной из управленческих технологий, которые использует государство в период социальных трансформаций российского общества9. Выделяют четыре приоритетных направления национального проекта «Образование»: системные изменения в российском образовании, развитие институтов гражданского общества, становление современного менеджмента в системе образования, поддержка лидеров. Каждое направление является комплексным в том смысле, что ведет к ряду принципиальных подвижек в качестве образования: содействует повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества, формированию общественного заказа и модернизации системы оценки качества образования; расширяет практику создания в образовательных учреждениях попечительских, управляющих и иных советов; способствует повышению квалификации и методической помощи педагогам; способствует повышению ориентации профессионального образования на региональную экономику, кадровые потребности конкретной территории; распространяет через образование современные технологии во все сферы производства и общественной жизни. За счет стимулирования и поддержки лучших, а также выравнивания условий между субъектами РФ, проект ставит целью ускорение процессов модернизации российского образования, приведение его в соответствие с развивающимися запросами общества и экономики страны. В этом смысле он является новой для России технологией управления развитием образования. Причем эта технология достаточно мощно демонстрирует усиление влияния государства в области развития образования. Приоритетный национальный проект предполагает системные изменения по главным направлениям модернизации образования, таким как формирование нового представления о качестве образования на основе его открытой, прозрачной, критериальной внешней оценки, создание основ единой для страны системы оценки качества образования, определение новых подходов к аттестации педагогических кадров и образовательных программ учреждений, введение новой системы оплаты труда учителей, увязывающей заработную плату с его результатами, переход учреждений к государственно-общественной системе управления, закладке основ финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, стимулирование перехода на подушевое финансирование учреждений образования. Проект предусматривает создание условий для автономного функционирования и развития региональных образовательных систем в соответствии с социально-экономическими, культурными, образовательными потребностями регионов. На этой основе идет обогащение единой общероссийской системы образования, приращение ее потенциала. Основное содержание проводимой политики регионализации образования заключается в наделении регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания и осуществления собственной программы развития. В основу такой политики должен быть положен системный подход. Представляется, что основными направлениями такой политики должны стать: оптимизация сети учреждений образования; определение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, создание образовательных планов и программ, ориентированных на наращивание интеллектуального и инновационного потенциала регионов; формирование законодательной и нормативно-правовой базы в пределах, предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации; создание действенных институтов и механизмов согласования деятельности субъектов образовательной политики; активная разработка мероприятий по финансово-экономическому обеспечению образовательной деятельности; повышение социального статуса и профессиональной квалификации работников образования; модернизация системы управления образованием на основе активного применения современных управленческих технологий, социологических, социоинженерных, психологических, политологических, педагогических знаний10. Инновационный подход к управлению образованием, заложенный в национальном проекте «Образование», характеризуется преобладанием ценностей трудового раскрепощения, возможностью внедрения трудовых новаций, равноправного сотрудничества управляющих и подчиненных, командного инновационного творчества, инициативы и новаторства на каждом рабочем месте, роста социальной ответственности и социальных ожиданий работников сферы образования, обновления ролей в структуре управленческой власти11. Внедрение инновационной модели управления требует больших усилий, предпринимаемых органами государственного и регионального управления образованием, администрацией образовательных учреждений и инициативы со стороны нижестоящих подразделений, рядовых сотрудников, а также соответствующего климата в учебном заведении во внешнем окружении. В Проекте заложены два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений.

Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» — образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена муниципальные поликлиники, участковые больницы — увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов. Это залог повышения качества жизни, как городского, так и сельского населения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий