Январь 1918 декрет об отделении

1. Под действие Декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви (Собр. узак. В этот день, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля по нов. ст.) 1918 года Декрет о светском государстве опубликован в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства», после чего вступил в силу. 1. Первые декреты новой власти. 2 ноября 1917 г. – была опубликована Декларация прав народов России. В ноябре 1917 г. – был издан «Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов». 23 января 1918 г. – издан «Декрет об отделении церкви от государства и школы». Законную силу всем этим решениям, постановлениям и указам придавал документ, известный как ленинский декрет об отделении церкви от государства. Декрет, одобренный 26 октября 1917 года, подразумевал создание в действующей армии временных революционных комитетов, комиссарами в которых назначаются солдаты.

Первые революционные преобразования большевиков

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР ДЕКРЕТ от 23 января 1918 года ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ 1. Церковь отделяется от государства. К общему списку декретов. Декрет об образовании Центральной контрольной коллегии, местных учетно-контрольных коллегий и контрольных комиссий. 18(31) января 1918 г. Первые советские декреты интересны для изучения, поскольку они показывают как молодая власть шаг за шагом пыталась сформировать новое государство. Изучим декреты первых 4-х дней власти Советов (26-29 октября). Для всего населения России вводился статус – гражданин Российской Советской Республики. Мужчины и женщины уравнивались в правах. 23 января 1918 года появился Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Документ, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 г., устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания, а также лишал религиозные организации прав собственности и прав юридического лица. ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА, распространённое название декрета СНК РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Принят 20.1(2.2).1918.

Историческое значение Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви 1918 г

Первые декреты советской власти в октябре Декрет о всеобщей воинской обязанности, декрет «Об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота», 29 января 1918 г.
Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» «Как местный епископ считаю своим долгом обратиться к православному населению ани и Астраханского края с нижеследующими строками. В один из ближайших дней в церквах должен быть прочтен декрет народных комиссаров об отделении Церкви от государства.
Ф. Козлов. Декрет «О свободе совести…» или «Об отделении церкви…» (1918 г.) Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви — нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров Российской Республики 20 января (2 февраля) 1918 года и вступивший в силу 23 января (5 февраля) того же года, в день официальной публикации.
Декрет об армейских революционных комитетах кратко Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви — нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере.

Декрет об армейских революционных комитетах кратко

— реализация Декрета о земле и «Основного закона о социализации земли» (9 февраля 1918 г.) — конфискация помещичьих и крупных частных земельных владений. В этот день, 105 лет назад, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля по нов. ст.) 1918 года Декрет о светском государстве опубликован в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства», после чего вступил в силу. Декрет СНК РСФСР от 26.01.1918. Определены меры по ликвидации окружных, губернских и уездных учреждений, в т.ч. прекращение кредитования и выдачи жалованья чиновникам. (См, XXI Ленинский сборник, стр.109). 25 января 1918 года Поместный Собор Российской Православной Церкви отреагировал на акцию большевиков, огласив «Постановление по поводу декрета Совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства». 23 января 1918 г. — Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 29 октября 1918 г. произошел Всероссийский съезд Союзов рабочей и крестьянской молодежи, который объявил о создании Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ), позже ВЛКСМ.

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви

All civil acts are performed exclusively by the civic authorities [in charge of] the department for the registration of marriages and births. The school is separated from the church. The teaching of religion in state and public schools, as well as in private schools where general subjects are taught, is forbidden. Citizens may study or teach religious subjects privately. Church and religious societies are subject to the same laws and regulations as private societies and unions. They do not enjoy any special privileges or subsidies from the state or from local institutions. The levying of obligatory fees and taxes for the benefit of church or religious societies is forbidden. These organizations are forbidden also to coerce or punish their members. Church and religious societies have no right to own property. They do not have the rights of a legal person.

Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии. Линии и углы. Треугольники Поезда.

Съезд обратился ко всем воюющим правительствам и народам с предложением всеобщего мира без аннексий и контрибуций. В основу Декрета о земле были положены 242 местных крестьянских наказа I съезду Советов, в которых излагались представления крестьян об аграрной реформе.

Декрет о власти провозглашал повсеместный переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В него вошли 62 большевика и 29 левых эсеров. Определенное количество мест было оставлено и другим социалистическим партиям. Исполнительная власть передавалась временному правительству — Совету народных комиссаров СНК — во главе с В. При обсуждении и принятии каждого декрета подчеркивалось, что они носят временный характер — до созыва Учредительного собрания, которое должно будет законодательно закрепить принципы государственного устройства. В ней были сформулированы важнейшие положения, определявшие национальную политику советской власти: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи объявил о создании Российского коммунистического союза молодежи РКСМ.

В декабре 1917 г. Ее возглавил Ф. Судьба Учредительного собрания.

Заседания проходили под руководством одного из ближайших помощников Ленина, управляющего делами Совета народных комиссаров СНК Владимира Бонч-Бруевича. Он еще до революции серьезно занимался религиозным вопросом, был крупнейшим специалистом в области сектантства. Вопрос был настолько острым, что вскоре в недрах СНК возникла идея создать особый комиссариат по религиозным делам. Однако, не желая демонстрировать народу значимость религиозной проблемы, правительство ограничилось лишь созданием особого отдела в ведомстве наркомата юстиции НКЮ.

Это решение было оформлено на заседании правительства 8 мая 1918 года. Орган получил название 8-й отдел НКЮ. Другое название — «ликвидационный» отдел. То есть он должен был ликвидировать прежние отношения между Церковью и государством. Важность данного органа подчеркивалась тем обстоятельством, что местом его пребывания стал Кремль. Уже 10 мая на заседании, проходившем под председательством Бонч-Бруевича, были очерчены основные задачи нового ведомства. Основные его аспекты касались «разработки документов, дополняющих и разъясняющих положения Декрета об отделении Церкви от государства» и «помощи в разрешении различных спорных случаев, возникающих при проведении церковной реформы на местах».

Становление ведомства проходило довольно интенсивно. Из Петрограда, из бывшего департамента иностранных исповеданий, были вывезены документы по религиозным делам. Наибольший интерес представляли материалы, касающиеся законодательства по церковным вопросам в зарубежных странах. На работу в 8-й отдел пригласили ряд специалистов по вероисповедным делам, ранее служивших в подобном ведомстве при царском правительстве. На должности экспертов и инструкторов приглашены люди, так или иначе связанные с религиозной проблемой. Первой важнейшей задачей отдела стала работа по подготовке разъясняющей инструкции к Декрету об отделении Церкви от государства, которая была подписана народным комиссаром юстиции Дмитрием Курским 24 августа 1918 года. Здесь даны определенные уточнения по ряду проблем, не полностью раскрытых в декрете.

В частности, оговаривались детали передачи храма прихожанам. Договор на передачу Церкви и богослужебной утвари подписывался не с духовенством, которое теперь не имело юридических полномочий, а с группой верующих из 20 человек «двадцатка». Ропот и бунты Реакция Церкви на декрет была очень острой. Документ был рассмотрен на заседании проходившего в то время Поместного Собора Российской Православной Церкви, на котором после 200-летнего перерыва был избран Патриарх, а также органы высшего управления. Специальная комиссия разработала проект документа об отношении Церкви к этому акту. По ее мнению, «Декрет об отделении Церкви от государства представляет собой злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения». Новое руководство Церкви пыталось призвать верующих на свою сторону явными угрозами.

Дескать, всякое участие «в попытках повести его в жизнь… навлечет на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви». Газета «Церковные ведомости» составила обзор прессы, где все издания, кроме большевистских, осуждали действия советской власти. По мнению большинства авторов этих изданий, русский человек «изначально» является православным и религиозные воззрения составляют самую суть его личности. Мнение православного населения отражает многочисленная корреспонденция в СНК с оценкой проводимых советской властью мероприятий в области церковной политики. Население высказывало множество далеко не самых лестных мнений о церковных преобразованиях. Ободренная поддержкой своих прихожан, Церковь предприняла ряд наступательных шагов.

Декрет 28 ноября 1917 г. — партию кадетов.

Первые декреты Советской власти (октябрь 1917-март 1918 г.). Судьба Учредительского собрания нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере.
Декрет об отделении церкви от государства | Омское областное отделение КПРФ Из препровожденных при отношении, от 19 марта 1919 г. за № 1175, ответов на анкету VIII отдел усмотрел бездеятельность Епифанского Исполкома в отношении проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства.
Первые Декреты советской власти. 23 января 1918 года вступил в силу «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет, лишавший церковь всего имущества и юридических прав, по сути, поставил ее вне закона.
Декрет об армейских революционных комитетах кратко 1. Первые декреты новой власти 23 января 1918 г. был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. С 1 (14) февраля 1918 г. произошёл переход на григорианский календарь. С начала 1918 г. стали использовать новое правописание русского языка.
Декрет об отделении церкви от государства | Омское областное отделение КПРФ 4. «Декрет об уничтожении сословий, званий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 года – бывшие подданные Российской империи объявлялись гражданами Российской республики. 5. 23 января 1918 года – издание «Декрета об отделении церкви от государства».

Первые декреты Советской власти (октябрь 1917-март 1918 г.). Судьба Учредительского собрания

По смыслу декрета об отделении церкви от государства существование «церковной иерархии», как таковой было невозможно. Декрет предусматривал только существование отдельных, не объединённых между собой никакой административной властью, религиозных общин. ДЕКРЕТ. от 23 января 1918 года. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Для всего населения России вводился статус – гражданин Российской Советской Республики. Мужчины и женщины уравнивались в правах. 23 января 1918 года появился Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Декрет об отделении

Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению, 8 22 ноября. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, 11 24 ноября. Декрет о суде, 22 ноября 5 декабря. Декреты о признании независимости Финляндии 18 31 декабрь 1917 г.

Декрет об отмене права частной собственности на городские недвижимости, 23 ноября 6 декабря. Декрет о рабочем контроле, 27 ноября 1917 г. Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции, 28 ноября 11 декабря.

Декрет об учреждении ВСНХ - Высшего совета народного хозяйства, высшего органа регулирования экономики. Декрет о создании ВЧК Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем , 7 декабря 1917 г. Декрет о национализации банков, 14 27 декабря.

Патриарх Тихон и митрополит Вениамин Казанский в Петрограде в 1920 году Несмотря на резкие выражения, к которым прибегал Патриарх, в послании нет суждений политического характера, нет оценок нового государственного строя с точки зрения его политической целесообразности; в нем выражены лишь озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Воззвание призывало к ненасильственной защите Церкви: «Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противопоставьте им силою веры вашего всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной». Воззвание заканчивалось грозным предостережением: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властию, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Патриарх предает анафеме не советский строй, как поняли этот документ многие современники, а также позже церковные и нецерковные историки, а участников расправ над невинными людьми, никак не определяя при этом их политическую принадлежность. Издание декрета и его содержание Слова: «Религия есть частное дело каждого гражданина» — Ленин заменил на: «Церковь отделяется от государства» Между тем 20 января Совнарком рассмотрел уже опубликованный проект декрета, в который Ленин внес ряд поправок, так что впоследствии в советской публицистике этот акт именовался ленинским декретом, что, вероятно, призвано было наделить его ореолом своеобразной «сакральности». Поправки Ленина клонились к ужесточению его положений. Так, формулировку 1-й статьи проекта: «Религия есть частное дело каждого гражданина Российской республики» — он заменил на: «Церковь отделяется от государства», что дало основание для позднейшего изменения самого названия этого документа. В первой редакции оно было иным и скорее нейтральным: «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах».

К 3-й статье, в которой говорилось: «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются», — Ленин добавил в качестве примечания следующее положение: «Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность или непринадлежность граждан устраняется». Ему же принадлежит и часть текста 13-й статьи, в которой все имущество церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием, а именно: «Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ». Совнарком утвердил окончательный текст документа. Под этим актом поставили подписи члены правительства во главе со своим председателем: Ленин, Подвойский, Алгасов, Трутовский, Шлихтер, Прошьян, Менжинский, Шляпников, Петровский и управляющий делами Совнаркома Бонч-Бруевич.

Это число и принято считать датой издания декрета, а вот окончательную редакцию своего наименования он получил несколько позже — 26 января, когда он вышел в 18-м выпуске «Собрания узаконений РСФСР» с названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», воспроизводящим текст первой и последней статьи документа. Декрет декларировал, в частности, следующие положения: «2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан… 4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской республики.

Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.

Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений». В основном эти нормы соответствовали тем, что действовали в ту пору в некоторых государствах Запада: в США, Франции, Швейцарии, а ныне вошли в правовую систему ряда других стран в разных частях света. Принципиальная новизна советского, или, как его обыкновенно называли, ленинского декрета заключалась в его последних статьях: «12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием».

Церкви пресекается самая возможность воспитывать пастырей. Объявляя, что «действия государственных или иных государственно-правовых и общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями», декрет тем самым кощунственно разрывает связь государства с какой бы то ни было святыней веры. На основании всего вышеизложенного Священный Собор постановляет: 1 Изданный Советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от Государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения. Апостол и 13 правилу 7-го Вселенского Собора. Памятуя о молитвах святых подвижников, коими неоднократно в дни тяжких испытаний народных спасалась Россия, Собор призывает весь народ православный ныне, как и встарь, сплотиться вокруг храмов и монастырских обителей для защиты попираемой святыни. Терпят поругание и пастыри и овцы стада Христова; но Бог поругаем не бывает. Да совершится же праведный суд Божий над дерзновенными хулителями и гонителями Церкви.

И пусть помнят все верные ее сыны: нам приходится вести борьбу против темных деяний сынов погибели за все то, что нам православным и русским дорого и свято, за все то, без чего и самая жизнь не может иметь для нас цены.

Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другой, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

Главная навигация

  • Декретное время борьбы с Церковью / / Независимая газета
  • Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви
  • Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» / [HOST]
  • Первые революционные преобразования большевиков

23 января 1918 — вышел Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»

Первые революционные преобразования большевиков 4. «Декрет об уничтожении сословий, званий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 года – бывшие подданные Российской империи объявлялись гражданами Российской республики. 5. 23 января 1918 года – издание «Декрета об отделении церкви от государства».
Первые декреты Советской власти (октябрь 1917-март 1918 г.). Судьба Учредительского собрания Для воплощения Декрета в жизнь Народный комиссариат юстиции (НКЮ) принимает «Инструкцию об отделении церкви от государства», которая стала основным документом при национализации церковного имущества.
5 февраля г. - Вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви Цель работы состоит в выявлении сущности и юридических особенностей Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви 1918 г., его значения для становления советской государственно-правовой системы.

Первые Декреты советской власти.

Во исполнение этого сатанинского умысла ныне Советом народных комиссаров издан декрет об отделении Церкви от Государства, коим узаконяется открытое гонение как против Церкви Православной, так и против всех религиозных обществ христианских и нехристианских. Не гнушаясь обманом, враги Христовы лицемерно надевают на себя личину ревнителей полной религиозной свободы. Приветствуя всякое действительное расширение свободы совести, Собор в то же время указывает, что действием упомянутого декрета свобода Церкви Православной, а равно и свобода всех вообще религиозных союзов и общин превращается в ничто. Под предлогом «отделения Церкви от Государства», Совет народных комиссаров пытается сделать невозможным самое существование церквей, церковных учреждений и духовенства. Под видом отобрания церковных имуществ упомянутый декрет стремится уничтожить самую возможность церковного богопочитания. Он провозглашает, что «никакие церковно-религиозные общества не имеют права владеть собственностью».

Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ являются, согласно декрету, «народным достоянием». Тем самым православные храмы и монастырские обители, где покоятся почитаемые всеми православными мощи святых, становятся общей собственностью всех граждан без различия вероисповедания — христиан, евреев, магометан и язычников.

Первоначально ею обсуждалась передача церковно-приходских школ в управление земских учреждений, однако с 8 декабря речь зашла уже о передаче вообще всех учебных заведений, подчинённых Святейшему Синоду , в Наркомат просвещения. С ноября 1917 года прекратилось государственное финансирование духовных учебных заведений. В декабре 1917 года было издано Постановление Совета народных комиссаров «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению». В основу этого документа лёг проект, разработанный В.

В Комиссариат было предписано передать все учебные заведения духовного ведомства церковно-приходские школы, учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии «и все другие, носящие различные названия низшие, средние и высшие школы и учреждения» вместе с их штатами, ассигновками, движимым и недвижимым имуществом зданиями, надворными постройками, земельными участками , а также библиотеками, ценностями, капиталами и ценными бумагами и процентами с них. Исключение было сделано для храмов при этих учреждениях, вопрос о которых откладывался до принятия декрета об отделении церкви от государства. Комиссариат принял меры по исполнению этого Постановления - уже 12 декабря 1917 года им на места была послана телеграмма, требующая «ускорить приём церковно-приходских школ». На местах передача уже кое-где шла полным ходом. Так, инспектор народных училищ из Вытегры сообщил в ответ на эту телеграмму, что из 40 церковно-приходских школ города и уезда в ведении местной земской управы уже находятся 30, а в остальных продолжается опись и передача имущества. Семейное законодательство В декабре 1917 года в России была введена гражданская регистрация браков и разводов : вышли декреты «О расторжении брака» 16 декабря 1917 , «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» 18 декабря 1917 , которые лишили церковный брак юридической силы и передавали акты гражданского состояния в ведение государственных органов.

Взгляд Собора на правовое положение Российской Православной Церкви Церковь в начале 1918 года Закрытие храмов Ещё до издания декрета, в связи с падением дома Романовых и проведённой Временным правительством национализацией их дворцов прекратили действовать расположенные в них домовые храмы царской семьи , ранее находившиеся в ведении придворного ведомства - дворцовая церковь в Гатчине, церковь Аничкова дворца , собор Петра и Павла в Петергофе временно , Большая церковь Зимнего дворца , а также храмы при бывшем градоначальстве и МВД их священники получили уведомление об освобождении от службы. Флаксерман подписал постановление, которым упразднялось придворное духовенство, а имущество и помещения придворных церквей конфисковывались, при этом в них разрешалось проводить богослужения. Изъятие церковной собственности Кроме того, с января 1918 года началось изъятие церковной собственности. Прежде всего советскую власть интересовали типографии Церкви, контроль над которыми одновременно мог ограничить возможности Собора по воздействию на верующих и дать большевикам мощности для усиления антирелигиозной пропаганды. Ещё до разгона Учредительного собрания , 2 января 1918 года правительственный комиссар при Наркомпросе П. Лебедев-Полянский направил отношение управляющему синодальной типографией, в котором сообщил, что она с 1 января 1918 года переходит в ведение Технического совета по управлению государственными типографиями при Наркомпросе.

Уже 3 января того же года в типографии прошло собрание рабочих с участием П. Лебедева-Полянского, в результате которого она перешла под контроль государства. Типографии было запрещено принимать какие-либо заказы без согласия Хозяйственной комиссии при Техническом совете по управлению государственными типографиями при Наркомпросе, а хранящиеся на её складе уже отпечатанные книги богословского, религиозного и священного содержания было предписано выдать Синоду это предписание фактически исполнено не было. Примерно в то же время началась конфискация армейского имущества Церкви. Положение военного духовенства было определено Приказом Наркомата по военным делам от 16 января того же года, который предписал уволить военных священнослужителей всех вероисповеданий, имущество и капиталы войсковых церквей передавались специальным комиссиям. При этом было предусмотрено, что войсковой комитет может оставить священнослужителя.

При этом военному духовенству по Росписи было назначено выплата только за январь - февраль 1918 года на общую сумму 50 тыс. Всё перечисленное привело к резкому обострению отношений новой власти и Церкви, и 19 января 1918 года Патриарх Тихон обратился со знаменитым Воззванием, в котором анафематствовал гонителей Церкви хотя большевики не были в нём прямо названы. Подготовка и принятие декрета Разработка декрета Исследователь А. В ноябре 1917 года этот священник направил письмо в Совнарком с жалобой, что живёт «с тяжёлым камнем полного неверия в политику официальной церкви», и просьбой привлечь его к активной работе. Он предложил целый ряд мер, которые включали конфискацию церковных ценностей, введение гражданского брака и григорианского календаря , лишение духовенства льгот и т. Советская власть поддержала это начинание - уже 3 декабря 1917 года его предложения были опубликованы в «Правде ».

Для выработки проекта декрета 11 декабря Совнарком создал специальную комиссию, в состав которой вошли: Пётр Стучка - нарком юстиции , Анатолий Луначарский - нарком просвещения , Пётр Красиков - член коллегии Народного комиссариата юстиции, Михаил Рейснер - известный юрист, профессор права Петербургского университета, и священник Михаил Галкин. Точное название этой комиссии неизвестно. Результат работы комиссии - проект декрета - был опубликован 31 декабря 1917 года в право-эсеровской газете «Дело народа» а представители левого крыла этой партии входили в состав правительства. Опубликованный проект декрета предусматривал: установление свободы совести, введение светской регистрации актов гражданского состояния, отмену официальных обрядов в государственных учреждениях , замену религиозных клятв и присяг торжественным обещанием, прекращение преподавания «религиозных предметов» в учебных заведениях, запрет религиозным обществам владеть собственностью и иметь права юридического лица, передачу государству всего имущества религиозных обществ, предоставление религиозным организациям зданий для общественных богослужений «лишь с разрешения представителей по заведыванию религиозным имуществом». Реакция на проект После появления в печати проекта декрета митрополит Петроградский Вениамин Казанский обратился в Совнарком с письмом, в котором говорилось : Официального ответа не последовало, но В. Ленин , ознакомившись с письмом, своей резолюцией призвал коллегию при Народном Комиссариате юстиции поскорее подготовить декрет об отделении Церкви от государства.

Название, даты принятия и публикации «В тот же день, 20 января, Совнарком утвердил законопроект в ленинской редакции», причём название не поменялось. В советское время особо подчеркивалось, что Реализация декрета Образование «К 1917 г. Отношение к этому предмету было неоднозначным: «современники единодушно отмечали укрепление в обществе неверия», и всё же «подавляющее большинство населения России выступало за сохранение обязательности преподавания Закона Божия в учебных заведениях» даже после Февральской революции. Вскоре после издания Декрета началась активная борьба с духовным образованием. Его положения дополнялись частными ужесточающими инструкциями, распоряжениями и постановлениями. В частности, в феврале 1918 года вышло распоряжение Наркомпроса , упразднившее задним числом, с 1 января того же года, должности законоучителей всех вероисповеданий.

Также в феврале 1918 года появилось постановление Государственной комиссии по просвещению «О светской школе», которое установило, что «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, состоящих в ведении Народного комиссариата по Просвещению, и исполнение каких-либо религиозных обрядов в стенах школы не допускается». За передачей церковных школ Наркомпросу и запрещением на преподавание Закона Божия в общеобразовательных учебных заведениях «последовали запреты на преподавание Закона Божия вне школы - в храмах, частным образом на квартирах,- на обучение религии детей до 18 лет, запрет на групповые занятия». Реакция православных верующих была негативной. В адрес Поместного Собора поступали многочисленные «резолюции и протоколы приходских собраний и советов, возмущенные обращения и письма духовенства и мирян». Попытки родителей в первые советские годы давать религиозное образование своим детям в храмах и на дому вскоре были пресечены : …антирелигиозная кампания стала всеобъемлющей, родителей обязывали воспитывать детей в коммунистическом духе; в противном случае следовало лишение родительских прав, а детей отправляли в детские дома. Помимо того, статья 121 Уголовного кодекса РСФСР от 1 июня 1922 года предусматривала наказание принудительными работами на срок до 1 года за «преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах».

За счёт расширительного толкования статьи 121 можно было, однако, отправлять на принудительные работы всякого неугодного священнослужителя или мирянина. К примеру, если «священник спонтанно беседовал с детьми на религиозную тему», ему вполне можно было инкриминировать нарушение закона. Однако примеры преследования за преподавание религиозных дисциплин наблюдались и ранее. Например, в марте 1921 годе за нарушение декрета и содержание незарегистрированного учреждения ЧК арестовала ректора Казанской духовной академии епископа Анатолия Грисюка , профессора академии Н. Виноградова и ещё 18 преподавателей после национализации зданий академии лекции студентам читались частным образом на квартирах , а 5 октября того же года профессора Виноградова вместе с другими преподавателями приговорили к 1 году заключения в лагерь условно. Церковное имущество Реализация декрета в плане конфискации церковного имущества началась уже в конце января 1918 года.

Дижбит реквизировал здание Синода и ночью вывез на автомобиле церковные капиталы более чем на 46 млн рублей по составленному акту. Значительная часть конфискованных средств была в виде банковских расписок, собственно наличных средств изъяли мало 1706,9 руб. Церковь в ответ перестала давать типографии заказы. Служащим ликвидируемых церковных учреждений по крайней мере центральных было выплачено своего рода выходное пособие. Поскольку в Декрете этот вопрос не был никак урегулирован, то власти фактически руководствовались приказом наркома А. Коллонтай , изданным 20 января 1918 года незадолго до публикации декрета.

Этим приказом предписывалось «выдачу средств на содержание церквей, часовен и совершения церковных обрядов прекратить с момента опубликования этого приказа, выдачу же содержания священнослужителям и законоучителям прекратить с 1 марта сего года согласно постановлению Комиссариата труда о выдаче четырёхнедельного заработка при закрытии предприятий». Увольняемые чиновники Синода и Министерства исповеданий получили жалованье по 2 марта. На местах отчуждение церковной собственности шло постепенно. Даже московский епархиальный свечной завод по состоянию на июнь 1918 года не был отчуждён в пользу государства, хотя на нём был введён рабочий контроль и предприятие было под надзором властей. Новый этап изъятия церковной собственности начался после того, как была опубликована выпущенная 24 августа 1918 года Наркомюстом «Инструкция по проведению в жизнь декрета от 23 января 1918 года». Храмы и богослужебные предметы было разрешено передавать в пользование «общинам верующим» по описи на основании договора с советом, образец которого прилагался.

Все кредиты на преподавание религии в школах приказывалось немедленно закрыть, так как «ни одно государственное и иное публично-правовое установление не вправе производить преподавателям религии каких-либо выдач денежных сумм как за настоящее, так и за истекшее с января месяца 1918 года время». К Инструкции прилагалась неопубликованная в газетах «Примерная ведомость капиталов и сборов бывшего ведомства православного исповедания», где подробно расписывалось куда и какие церковные капиталы следовало передать. Местные причтовые капиталы, капиталы с доходных домов и торговых предприятий , кладбищ и сборы на содержание Поместного Собора были оставлены в распоряжении отдельных Советов рабочих и крестьянских депутатов. Капиталы духовно-учебных заведений и церковных школ переходили Наркомату просвещения, страховые сборы - Комиссариату по делам страхования и борьбы с огнём. Свобода вероисповедания Регистрация актов гражданского состояния Следствием издания Декрета стало изъятие у религиозных организаций функции регистрации актов гражданского состояния.

Отмена православного образования в Советском государстве в 1917—1929 годах [2] Помимо того, статья 121 Уголовного кодекса РСФСР от 1 июня 1922 года предусматривала наказание принудительными работами на срок до 1 года за «преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах». За счёт расширительного толкования статьи 121 можно было, однако, отправлять на принудительные работы всякого неугодного священнослужителя или мирянина. К примеру, если «священник спонтанно беседовал с детьми на религиозную тему», ему вполне можно было инкриминировать нарушение закона [2]. Однако примеры преследования за преподавание религиозных дисциплин наблюдались и ранее. Например, в марте 1921 года за нарушение декрета и содержание незарегистрированного учреждения ЧК арестовала ректора Казанской духовной академии епископа Анатолия Грисюка , профессора академии Н.

Виноградова и ещё 18 преподавателей после национализации зданий академии лекции студентам читались частным образом на квартирах , а 5 октября того же года профессора Виноградова вместе с другими преподавателями приговорили к 1 году заключения в лагерь условно [48]. Церковное имущество[ править править код ] Реализация декрета в плане конфискации церковного имущества началась уже в конце января 1918 года. Дижбит реквизировал здание Синода и ночью вывез на автомобиле церковные капиталы более чем на 46 млн рублей по составленному акту [49]. Значительная часть конфискованных средств была в виде банковских расписок, собственно наличных средств изъяли мало 1706,9 руб. Церковь в ответ перестала давать типографии заказы [50]. Служащим ликвидируемых церковных учреждений по крайней мере центральных было выплачено своего рода выходное пособие. Поскольку в Декрете этот вопрос не был никак урегулирован, то власти фактически руководствовались приказом наркома А. Коллонтай , изданным 20 января 1918 года незадолго до публикации декрета. Этим приказом предписывалось «выдачу средств на содержание церквей, часовен и совершения церковных обрядов прекратить с момента опубликования этого приказа, выдачу же содержания священнослужителям и законоучителям прекратить с 1 марта сего года согласно постановлению Комиссариата труда о выдаче четырёхнедельного заработка при закрытии предприятий» [51]. Увольняемые чиновники Синода и Министерства исповеданий получили жалованье по 2 марта [52].

На местах отчуждение церковной собственности шло постепенно.

Декрет об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев, 8 21 ноября. Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению, 8 22 ноября. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, 11 24 ноября. Декрет о суде, 22 ноября 5 декабря. Декреты о признании независимости Финляндии 18 31 декабрь 1917 г. Декрет об отмене права частной собственности на городские недвижимости, 23 ноября 6 декабря. Декрет о рабочем контроле, 27 ноября 1917 г. Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции, 28 ноября 11 декабря.

Декрет об учреждении ВСНХ - Высшего совета народного хозяйства, высшего органа регулирования экономики. Декрет о создании ВЧК Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем , 7 декабря 1917 г.

Когда церкви грозил хаос

Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен. А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики, ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению ее, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся. Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов. Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учредительное собрание распускается. Учредительное собрание.

Таким образом, декрет от 23 января 1918 года не только отделял церковь от государства, но и лишал ее юридических прав, ставя вне закона всю церковную организацию, включая систему епархиального управления, духовно-учебные заведения, миссионерские, благотворительные и просветительские общества и организации. Без сомнения, Ленин придавал огромное значение принятому декрету. В составленной им 22 января радиограмме «всем всем», заявляя о победах Советской власти на всех направлениях, он не без гордости сообщил: «вчера, 21.

Но православный народ ответил на это праведным возмущением. Многотысячные крестные ходы прошли по городам и сёлам, в иных местах безбожники устраивали кровавые расправы над верующим народом. Крестный ход в Москве.

Крестный ход в Петрограде. Но не только штыками и винтовками советская власть встала на защиту узаконенного разграбления и уничтожения Церкви в России, на помощь пришли и печатные издания большевиков. В упоминаемой уже нами работе Соколова на этот счёт читаем: «Например, «Известия ЦИК Советов» писали, что «руководители православной церкви, патриарх и епископы, сановное столичное духовенство и монастырские иерархи, подняли стяг войны против Советской власти.

С церковного амвона, с лобного места... Для создания антицерковных опусов петроградские и московские «Известия» привлекли целую плеяду публицистов. Так, Н.

Антонов сообщал, что Тихон в своем послании «клевещет» на Советскую власть, и контрреволюция пытается действовать под знаменем религии. Норов заявлял, что церковь — феодальный пережиток и верный союзник имущих классов, но «декрет Совета Народных комиссаров проведут в жизнь сами рабочие и крестьяне». Другая анонимная статья в том же номере газеты, ссылаясь на воззвание патриарха от 19 января, убеждала, что церковь — последняя ставка «черной камарильи».

Летин объявлял, что церковь, выступая под знаменем контрреволюции, сама роет себе пропасть, которая «навсегда похоронит этот живой труп, душивший в своих мертвых объятиях сознание, веру и совесть трудового народа». Рюрик Ивнев добавлял, что «реакционные группы, объединившись вокруг церкви, делают последнюю ставку на духовенство», но патриарх предал анафеме громадную часть населения, так как «большинство трудящихся и обездоленных или сами большевики, или «общаются» с большевиками». А некий Степан Данилов поместил в «Известиях ЦИК Советов» три пространных статьи, в которых проанализировал хозяйственное положение духовного ведомства, приведя конкретные цифры из опубликованных до революции источников.

Автор резюмировал, что теперь все эти богатства возвращаются народу. Комментируя открывшиеся заседания второй сессии Поместного Собора, советские авторы подчеркивали якобы наметившееся стремление части делегатов к реставрации монархии. Собор принимает какие-то конспиративные решения, избирает тайного заместителя патриарху, которому будто бы угрожает арест...

Продолжал генерировать статьи и автор, подписывавшийся псевдонимом «Вениамин Славский»: он обличал стяжательство церкви и оторванность от народа иерархии.

Представляется, однако, отнюдь не случайным, что на эту реформу решились как раз большевики. Это объясняется отнюдь не "революционной смелостью" этой власти, а совершенно иными причинами. Для большевиков оказалось гораздо легче ввести в России одинаковое почти со всеми культурными народами исчисление времени, так как при той разрухе, до которой они довели Россию, в значительной степени потеряли свою остроту обстоятельства, до сих пор препятствовавшие проведению реформы... Давно была пора... Описание подготовлено по материалам статьи издания « Российская газета ». Дело 78. Мультимедиа Декрет о введении в Российские республики западноевропейского календаря. Машинопись на бланке. Подписи В.

Ульянова Ленина , Г. Чичерина, А. Шляпникова, В. Алгасова, В. Оболенского, Г. Петровского, В. Бонч-Бруевича, Н.

Вся земля делилась в равных мерах между трудящимися на ней.

Право на землю по Декрету получили все трудоспособные граждане без различий по половому признаку. Земельные наделы периодически требуется делить с увеличением населения. Земля закрепляется за человеком пока тот в состоянии ее обрабатывать. После - земельный участок изымается, а нетрудоспособный человек получает пенсию. Историческая справка Собрание по земле в селе 1917 год Что все это означает? Внешне - все очень красиво: земля народу. По факту принципы деления земли не прописывались. Но куда важнее - земля периодически делилась.

Смысла развивать хозяйство не было - в любой момент мог прийти Председатель и попросить отдать кусок земли для «нового» претендента. Поэтому важно четко понять - земельный вопрос большевики не решили. Решать этот вопрос придется в первых пятилетках, загоняя людей в колхозы. Декрет устанавливал, что этот орган обладает всей полнотой власти и подчиняется только Всероссийскому съезду Советов. Состав совета народных комиссаров утверждался 28 октября 1917 года: Председатель - Ленин В. По делам армии и флота - Дыбенко Ф. Народное просвещение - Луначарский А. Торговля и промышленность - Ногин В.

По делам иностранным - Бронштейн Л. Троцкий Продовольствие - Теодорович И. По делам национальностей - Джугашвили И. Сталин Почта и телеграф - Глебов Н. По делам железнодорожным - временно вакантный пост Состав СНК по первым декретам совесткой власти Независимость городов в продовольственном деле Директива «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле» полностью подорвала остатки предпринимательства и создало социально опасную обстановку в городах. Ниже перечислены основные пункты этого Декрета: Все продовольственные грузы конфискуются в пользу городского самоуправления. Посылки, проезжающие через город, помощь Красного Креста и других организаций - все конфисковывалось.

Декрет о роспуске Учредительного собрания, 1918

Нечто подобное может совершить сегодня и тот, кто обратится к объемному и разнообразному наследию раннего периода правления большевиков, больше известному как декреты советской власти. Взяв за основу 1033 документа, принятых до конца 1918 года, мы выбрали из них самые интересные, важные положения которых действуют и столетие спустя. Время пошло Заметим, что вековое испытание выдержали, как правило, не мероприятия ленинцев из области классовой борьбы и сферы собственности, а реально назревшие к осени 1917-го преобразования повседневной жизни. Так, уже на пятый день новой власти, 29 октября по старому стилю, был введен восьмичасовой рабочий день: "Рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятий [... За сто лет в рабочем дне ничто не изменилось, рабочую неделю действующий Трудовой кодекс ограничивает 40 часами. Дело семейное Опубликованный 19 декабря "Декрет о расторжении брака" разом снимал проблемы многих тысяч бедолаг, вынужденных до революции подчиняться более чем суровому семейному праву, при котором развод был редким исключением. Отныне все просто и ясно: "1. Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или хотя бы одного из них. Означенная просьба подается, согласно правилам о местной подсудности, в местный суд. Действие этого закона распространяется на всех граждан Российской Республики, вне зависимости от принадлежности их к тому или иному вероисповедному культу".

Вот так и разводятся уже сто лет, разве что забавный термин из п. От развода и до свадьбы совсем недалеко - уже на следующий день, 20 декабря, был официально опубликован "Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния". Жениться тоже стало проще некуда: "Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской районной, уездной или волостной земской управе.

Декрет о роспуске Учредительного собрания, 6 19 января. Декрет о комиссиях для несовершеннолетних, 9 22 января. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, 20 января 2 февраля. Декрет об аннулировании государственных займов, 21 января 3 февраля. Декрет о конфискации акционерных капиталов бывших частных банков, 23 января 5 февраля. Декрет о национализации торгового флота, 23 января 5 февраля.

Декрет о введении западноевропейского календаря, 24 января 6 февраля. Декрет о порядке изменения границ губерний, уездов и волостей, 27 января 9 февраля. Декрет о Революционном трибунале печати, 28 января 10 февраля. Декрет о третейском суде ,16 февраля.

В июле 1918 года делается еще один важный шаг: все образовательные учреждения передаются в ведение Наркомата просвещения, то есть становятся государственными.

Параллельно закрываются частные учебные заведения, отменяются все национальные, сословные и религиозные ограничения в образовании. Однако наиболее значительным успехом в реформировании школьного образования принято считать создание в октябре 1918 года проекта «единой трудовой школы». Отныне провозглашалось право всех граждан независимо от расовой, национальной принадлежности или социального статуса на получение бесплатного образования. Новая орфография Октябрь 1918 года отметился также появлением декрета «О введении новой орфографии», который, с одной стороны, предусматривал упрощение правописания, а с другой — создание письменности для народов прежде ее не имевших. Справедливости ради следует отметить, что реформа правописания планировалась еще в 1904 году комиссией Императорской Академии наук под председательством А.

Побочным эффектом реформы орфографии стала некоторая экономия при письме и типографском наборе. Национализация Важнейшим мероприятием советской власти стала «социалистическая национализация», проводимая в интересах трудящихся и «эксплуатируемых масс деревни». Так, национализация земли стала экономической основой кооперирования крестьянских хозяйств. С овладением Государственным банком России большевики взяли контроль над всеми частными банками страны. В таком контроле Ленин видел переходную форму национализации, которая бы позволила трудящимся освоить управление финансами.

Но вследствие саботажа банкиров советская власть вынуждена была в кратчайшие сроки экспроприировать банковскую сферу.

Все граждане имеют как равные права, так и равные обязанности. Все религиозные организации превращены в частные общества верующих, содержащиеся на средства самих верующих, но не государства. Запрещались принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ. Важнейшим положением декрета являлось отделение школы от церкви, запрещавшее вмешательство церкви в воспитание молодёжи, принудительное приобщение учащихся к религии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий