События в мире космонавтики 16 января 1969 года

Первая в мире автоматическая стыковка двух космических аппаратов 30 октября 1967 года. Ими стали два корабля типа Союз, официально названные спутниками Космос-186 и Космос-188. 16 января, около 8 часов утра, корабли встретились на орбите. Стыковка была начата в автоматическом режиме, а завершали ее уже в ручном режиме Борис Волынов и Владимир Шаталов. Это была первая в мире стыковка на орбите двух пилотируемых кораблей. 16 января 1969 года состоялась первая стыковка двух пилотируемых кораблей – советских «Союза-4» (пилот – Владимир Шаталов) и «Союза-5» (экипаж – Борис Волынов, Евгений Хрунов, Алексей Елисеев).

16 января 1969 года: главные события, которые изменили мир

Руководитель департамента астрономии Калифорнийского технологического института доктор Джесси Гринстейн Jesse Leonard Greenstein писал: «... Первый в истории беспилотный полет на Луну и обратно, который совершил космический аппарат «Луна-16», — изумительное достижение науки и техники… Мы, ученые, восторгаемся храбростью космонавтов — советских и американских, но с практической точки зрения нас больше интересует эффективность автоматических станций типа «Луны-16». Их преимущества очевидны — они дешевле и не требуют человеческого риска. Луна — ближайшее к нам небесное тело.

Но представьте себе полеты к более далеким планетам. Для того чтобы достать с них образцы пород руками человека, возможно, потребуется затрата львиной доли национальных бюджетов той или иной страны. Выход из финансового тупика иные тупики науке не страшны — управляемые с Земли автоматические станции.

Первый шаг, совершенный вами, окрыляет!.. Однако в любом случае доставка лунного грунта автоматической станцией стала выдающимся научно-техническим достижением мирового уровня, путь к которому был извилистым и драматичным. Вскоре после запуска самых первых спутников Земли она стала основной целью космических аппаратов, покидающих сферу земного притяжения.

Зонды первого поколения — что советские, что американские — были простейшими контейнерами с передатчиком и весьма ограниченным набором научных инструментов. В рамках космической гонки, развернувшейся с октября 1957 года, их основной задачей стало сделать что-либо первыми, опередив конкурента. Прежде всего, попасть в Луну.

Из-за крайней ненадежности средств запуска они на тот момент представляли собой еще весьма несовершенные дальние баллистические ракеты, дополненные верхними ступенями сделать это с первого раза не удалось никому — ни советским «Лунам», ни американским «Пионерам»: в период с 17 августа 1957 года до 25 мая 1961 года обе страны предприняли 18! Из девяти, проведенных с Байконура, лишь две «Луна-2» и «Луна-3» оказались полностью успешными и еще одна «Луна-1» промахнулась мимо цели привела к появлению «первой искусственной планеты». Из девяти, выполненных с мыса Канаверал, достаточно успешным стал один Pioneer-4.

В довесок американцам удалось запустить первый межпланетный зонд Pioneer-5, и он около месяца передавал данные о магнитном поле между Землей и Венерой. Вернер фон Браун в то время директор отдела разработок Агентства по баллистическим ракетам армии США , Джон Казани Лаборатория реактивного движения и доктор Джеймс Ван Аллен профессор физики и астрономии в Университете Айовы осматривают зонд Pioneer-4. Второе поколение зондов было обязано своим появлением специализированным ракетам-носителям, позволяющим нарастить массу и набор функций космических аппаратов, перед которыми стояли более сложные задачи: детальное фотографирование лунной поверхности и посадка на нее.

Работа выполнялась в поддержку пилотируемых лунных программ, которые начали реализовывать обе страны. Кеннеди в своем выступлении перед Конгрессом заявил, что «страна должна приложить все усилия, чтобы до конца десятилетия отправить человека на Луну и вернуть его живым на Землю», дав формальный старт программе Apollo неформальные работы по определению облика миссии начались годом раньше. Углубленному изучению нашего ночного светила была посвящена двухэтапная программа Ranger.

На первом этапе предполагалось использовать аппараты для съемки различных участков лунной поверхности вплоть до момента падения на Луну, на втором — доставить контейнер с научным оборудованием, способный осуществить посадку на поверхность. В период с 23 августа 1961 года по 21 марта 1965 года было запущено девять аппаратов серии Ranger, но задачу съемки смогли решить лишь последние три. Подробно об этой программе можно почитать в статье «Приключения космического робота».

Ranger-7, передавший на Землю первые фотоснимки лунной поверхности высокого разрешения. Фото NASA Для мягкой посадки на Луну и проведения исследований лунной поверхности как в рамках программы Apollo, так и в научных целях реализовывалась программа Surveyor. В период с 30 мая 1965 года по 7 января 1968 года было запущено семь аппаратов данной серии, из них пять успешно выполнили все свои задачи.

Изучение лунной поверхности с селеноцентрической орбиты с особым упором на районы, намеченные для посадки лунного модуля Apollo, проводилось с помощью космического аппарата Lunar Orbiter. В период с 10 августа 1966 года по 1 августа 1967 года было запущено пять аппаратов данной серии, и все они успешно справились с поставленной задачей. Ranger формально относились ко второму поколению аппаратов для изучения Луны, а Surveyor и Lunar Orbiter — к третьему.

Американские автоматические разведчики Луны третьего поколения Surveyor и Lunar Orbiter. Челомея, сроки реализации — с 1966-го по первое полугодие 1967 года и осуществление высадки экспедиции на лунную поверхность с последующим возвращением на Землю головной исполнитель — ОКБ-1 С. Королева, сроки — с 1967 по 1968 год.

В рамках этого решения создавались автоматические станции второго поколения «объект е-6» , предназначенные для отработки мягкой посадки и создания искусственных спутников Луны. Из 20 космических аппаратов этого типа, запущенных в период с 4 января 1963 года до 7 апреля 1968 года, лишь 11 смогли достичь полного или частичного успеха в частности, 3 февраля 1966 года первую в мире мягкую посадку на другое небесное тело совершила советская «Луна-9», а 3 апреля того же года «Луна-10» вышла на орбиту вокруг Селены — остальные потерпели аварию по тем или иным причинам. Макет аппарата типа е-6 с автоматической лунной станцией «Луна-9» на фоне лунной панорамы.

Источник: sneg. Кроме них, в ОКБ-1 разрабатывалась космическая станция третьего поколения «объект E-8» , которая должна была доставить на Луну самоходный автоматический аппарат «объект Л-2» , предназначенный для изучения условий в месте предполагаемой высадки космонавтов и выбора места посадки корабля. Поначалу советское руководство, вероятно, питало надежды обогнать американцев.

Однако вскоре грандиозный объем и сложность пилотируемой лунной программы стали очевидными, как и высокий шанс отстать от Америки в престижной космической гонке. Поэтому в 1965 году акценты сместились, и на первый план вышла задача облета Луны пилотируемым кораблем, которая казалась более простой. К решению задачи подключили С.

Королева, возложив на него создание облетного пилотируемого корабля 7К-Л1 на базе разрабатываемого «Союза» и космического разгонного блока «Д» на базе одной из ступеней ракетно-космического комплекса Н1-Л3 для осуществления высадки космонавтов на Луну.

В 1950 году, в возрасте 16 лет, Алексей Курайтис сменил фамилию и стал Алексеем Елисеевым. В 1957 г. По распределение работал в лаборатории ОКБ-1. В 1962 г. В декабре 1966 стал космонавтом-испытателем. Елисеев проходил подготовку в качестве бортинженера корабля "Союз" по программе "Стыковка". Был членом экипажа "Союз-2", который должен был стартовать 24 апреля 1967 года для стыковки с запущенным ранее кораблём "Союз-1" и перехода вместе с третьим членом экипажа "Союз-2" Хруновым для возвращения на "Союзе-1".

Ввиду неполадок на однотипном "Союзе-1" , полёт которого окончился катастрофой с гибелью космонавта Комарова, старт "Союза-2" был отменен, что спасло жизнь его экипажу. В 1968-69 годах Елисеев входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны и посадке на неё ЛЗ. По этим программам в 1968 году выезжал в командировку в Сомали для изучения южного полушария неба. До декабря 1968 года продолжал подготовку по программе "Стыковка". Первый полёт состоялся 15 января 1969 года на КК "Союз-5". Продолжительность полёта составила 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд. Экипажами впервые в мире была выполнена ручная стыковка пилотируемых кораблей. Второй полёт Елисеева состоялся 13 октября 1969 года на корабле "Союз-8".

Полёт завершился успешно 18 октября 1969 года. Продолжительность полёта - 4 суток 22 часа 50 минут 49 секунд. Ставши старшим лётчиком, летал на самолёте МиГ-17. Примечательно, что в отряд космонавтов Борис Валентинович попал одновременно с Юрием Гагариным и Германом Титовым - 7 марта 1960 года. С ноября 1961-го года по август 1962-го проходил подготовку по программе группового полёта корабля "Восток-3" и "Восток-4" в группе космонавтов. В июне 1963 г. Волынов был дублёром Валерия Быковского во время полёта на космическом корабле "Восток-5". В 1964 г.

В 1965-м году проходит тренировку в качестве командира экипажа космического корабля "Восток-3", однако в мае 1966 года полёт был отменён. С сентября 1966 года по 1967 проходил тренировочную подготовку по программе облёта Луны на космическом корабле "Л-1" в составе группы космонавтов. Мать Волынского была еврейкой. Он считается первым евреем по галахическому определению , побывавшим в космосе. Хотя в его документах было записано: "Национальность - русский". Еврейское происхождение мешало его карьере и участию в полётах, что отражено в дневнике Каманина. Скрытый космос. Вчера всю группу космонавтов, готовящихся к полёту на двух "Союзах", вызывали в ЦК КПСС Сербин, Строганов и Полов, беседуя с ними, особенно интересовались подготовкой к стыковке и переходу двух членов экипажа из корабля в корабль....

У меня были опасения, что Сербин снова будет заниматься "еврейским вопросом", - однажды он уже высказывался против допуска в космический полёт Бориса Волынова только потому, что у него мать - еврейка. Но, судя по докладу генерала Кузнецова, на этот раз все обошлось благополучно. Думаю, Сербину пришлось отступить под влиянием Мишина, Келдыша и Афанасьева, которых я, защищая кандидатуру Волынова, сумел привлечь на свою сторону. Я представил Госкомиссии восемь космонавтов, полностью закончивших программу подготовки к полёту на двух "Союзах", и внес следующее предложение о назначении основного и дублирующего состава экипажа группы космических кораблей: командира корабля "Союз-4" он же командир всего экипажа - В. Шаталов дублёр - Г. Шонин , командир корабля "Союз-5" - Б. Волынов дублёр А. Филипченко , бортинженер - А.

Елисеев дублёр - В. Кубасов инженер - исследователь - Е. Хрунов дублёр - В. Госкомиссия утвердила моё предложение. Так закончился мучительно долгий путь Бориса Волынова к космическому полету. Он начал готовится к полётам вместе с Гагариным, пять раз был дублёром и один раз назначался командиром "Восхода", но перед предстоящим полетом создалась большая угроза, что его не включат в экипаж "Союз-5" только из-за того, что у него мать - еврейка отец - русский. В самые последние дни приходили письма из ЦК с призывом: "Не посылайте евреев в космос! С большим трудом удалось защитить хорошего парня от злобных и глупых нападок.

Когда космический корабль вошел в зону радиосвязи, из Центра управления полётами посоветовали на следующем витке сориентировать корабль вручную. Когда Борис Волынов легко справился с этим и дал автоматам команду на спуск, двигатель отработал положенное время и "Союз-5" устремился к Земле. Через 6 минут от спускаемого аппарата должны были отделиться с помощью пиропатронов - бытовой и приборно-агрегатный отсеки. Космонавт услышал, как над головой грохнуло. Балка, на которой установлен люк-лаз, прогнулась и сразу же встала на место. Видимо, на секунду образовался зазор в люке, и этого было достаточно, чтобы давление в кабине упало на 100 миллиметров ртутного столба. Однако самое страшное было впереди: в иллюминатор Борис увидел торчащие антенны. Это означало, что массовый приборно-агрегатный отсек не отошел.

В такой ситуации Бориса Волынова ждала верная гибель при прохождении плотных слоёв атмосферы. В бортовой журнал записывал самое главное. Когда вошел в плотные слои, в иллюминаторе увидел огненные струи. Мне казалось, что они уже и между стёклами. В кабине запахло дымом. Как потом выяснилось - прела уплотнительная резина на крышке люка. Кабина наполнилась гарью. Паники у меня не было, голова была ясная, но жить очень хотелось".

Волынов вырвал листки, где были записи о стыковки, и положил их в середину бортжурнала. При пожаре у них там больше шансов уцелеть.

Меня резонно спросили: ты что, будешь ездить на Чкаловскую учиться? И все, вопрос был закрыт. В Звездном городке работали как летчики, штурманы, так и те, кто готовил экипажи. К кому относился отец, я не знал. Помню, мы стояли на Чкаловской, ждали маму. К отцу подошел знакомый, поинтересовался: «Как новая работа?

Вот и весь разговор двух профессионалов. Отец всю жизнь мотался по командировкам. Только машину «отрабатывали», как ехали ее «вводить в войска», объясняли, показывали строевым летчикам, как с ней надо работать. Тем более что там были проблемы со стреловидным крылом. В отряде космонавтов командировок тоже хватало, они ездили по предприятиям, с которыми работали. Поэтому, уехал ли отец в поездку или в это время сидит в сурдокамере, мы не знали. Кстати, собираясь в отряд космонавтов, отец сначала обследовался у знакомых медиков, когда подтвердилось, что он проходит по здоровью, он уже пошел на ВЛК. Он был самым старшим в отряде, единственный, кто пришел в него со звездой Героя Советского Союза, имея за плечами боевой опыт.

Как его встретили? И, естественно, отношение космонавтов из первого набора к вновь прибывшим было такое: пока мы не слетаем, вам в космосе делать нечего. Это было понятно, их долгое время готовили, а тут вдруг появляются новые люди. Борис Валентинович Волынов из первого набора, еще в 1960 году был зачислен в отряд космонавтов, а полетел в космос только в 1969 году. А были люди из первого отряда, кто так и не попал в космос. В годы войны Николай Петрович командовал авиакорпусом, в котором воевал Береговой. Но потом все встало на свои места, разобрались, стали называть отца уважительно — Дедом. Подготовка в отряде космонавтов давалась ему непросто?

Что касается тренировок, отец о них ничего не рассказывал. То, что было тяжело, и так было видно. Отец весил 96 килограммов, когда пришел в отряд. Потом его вес стал 84, отец много работал на батуте, выполнял прыжки, за короткий срок сбросил 12 килограммов. Помню, когда мы отдыхали на Кавказе, он каждый день бегал вдоль железной дороги. И я с ним наматывал за компанию по десять километров. В Звездном городке у нас утром выбегал на зарядку весь дом, как взрослые, так и дети. Отцу нужно было проходить морскую подготовку, но тут выяснилось, что он не умеет плавать.

Детство его прошло в небольшом городке Енакиево, на Украине. Водоемов глубоких рядом не было, одно мелководье. После прихода в отряд ему в срочном порядке пришлось учиться плавать. Он знал, что надо делать, помогали тренеры. Справился, поплыл.

Советуем посмотреть, если кто еще не видел. За время пребывания на спутнике астронавты совершили два выхода на поверхность общей продолжительностью 9 часов 23 минуты. Шепард держит флаг. Митчелл и Шепард собрали 42,8 кг образцов лунного грунта. Анализ камней в лабораториях на Земле показал, что их возраст составляет 4,51 млрд лет. На борту «Аполлона-14» к Луне совершили полет около 500 семян пяти видов деревьев. Где были посажены деревья — учета не велось. Но к февралю 2016 года удалось разыскать 75 «лунных деревьев» в 25 штатах. Гольф на Луне Алан Шепард привез с собой на Луну три мяча для игры в гольф с ведома руководителей полета. Используя один из инструментов в качестве клюшки, он устроил небольшую гольф-сессию, сделав три удара. Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток чуть менее 67 часов. Астронавты совершили три выхода на лунную поверхность, общая продолжительность которых составила 18 ч 33 мин. На Луне экипаж впервые использовал первый в истории лунный вездеход луноход , проехав на нем в общей сложности 27,9 км. За время своей работы на спутнике астронавты собрали 77 кг образцов лунных пород, провели несколько научных экспериментов. Кроме того, участники экспедиции расположили на поверхности Луны памятную табличку «Павший астронавт» и алюминиевую скульптуру, изображающую астронавта в скафандре. Перед тем, как покинуть окололунную орбиту, астронавты запустили из модуля научных приборов небольшой искусственный спутник Луны, предназначенный для измерения ее магнитного и гравитационного полей. Скандал вокруг миссии «Аполлон-15» Экипаж миссии вскоре после прибытия на Землю оказался в центре скандала. Выяснилось, что они без разрешения руководства миссией взяли с собой в полет на Луну и привезли обратно 398 конвертов с марками. Оказалось, что астронавты еще до полета договорились с частным лицом о продаже этих конвертов. По условиям сделки , 298 конвертов оставались у астронавтов, а оставшуюся сотню они должны были передать за вознаграждение покупателю. За услуги каждый астронавт получил по 7000 долларов. Вскоре это об этом узнали в NASA. Конверты и марки, которые пытались продать астронавты Поднялась большая шумиха. Дошло даже до Конгресса США. В результате, все 298 конвертов были конфискованы, а астронавты подвергнуты дисциплинарной ответственности и отстранены от подготовки к дальнейшим полетам, а позже вообще уволены из NASA. Джон Янг и Чарльз Дюк стали следующими астронавтами, которым удалось посетить лунную поверхность. Томас Маттингли ждал их на орбите спутника.

Путь к стыковке: серия аварий и первая космическая трагедия

  • 16 января года: ключевые события и достижения
  • Первое событие: запуск ракеты ‘Союз-4’
  • Битва за Луну. Герои шли на риск в космосе, но их едва не убили в Кремле
  • Выбор цветовой схемы:

50 лет первой пилотируемой космической станции

16 января 1969 года состоялась первая стыковка двух пилотируемых кораблей "Союз-4" и "Союз-5". В январе 1969 года впервые в мире на околоземной орбите. Ровно 55 лет назад 16 января 1969 года, произошло знаменательное событие – первая в мире стыковка в космосе пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5», в результате которой появился прототип первой орбитальной станции. 50 лет назад, 30 июня 1971 года, произошла крупнейшая трагедия в истории советской космонавтики. При возвращении из полета в полном составе погиб экипаж космического корабля «Союз-11»: Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Они приняли. События в истории 16 января.

16 января 1969 г - первая в мире стыковка на орбите и создана первая космическая станция

События в истории 16 января События 1969 г. Союз 5 русский : 5 , Союз 5 был миссией Союза с использованием космического корабля Союз 7К-ОК, запущенного Советским Союзом 15 января 1969 года, который состыковался с Союзом 4 на орбите. Это была первая стыковка двух космических кораблей с экипажем любой страны и первый перевод экипажа с одного космического корабля на другой любой страны, единственный раз, когда переход был осуществлен с выходом в открытый космос за два месяца до выполнения миссии Аполлона-9 в США. Миссия, которую пилотировали космонавты Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов, также запомнилась своим драматическим входом в атмосферу.

Зритель не узнал, что в открытом космосе у одного из них отказала система вентиляции и охлаждения скафандра. Разбирались на ходу — помогли годы тренировок. На Земле, правда, не отработали другую деталь: что делать в момент знаковой встречи. Увидели надпись, обрадовались. Я говорю, ну давайте хоть соком обмоем нашу встречу», — вспоминает командир корабля «Союз-4», дважды Герой Советского Союза Владимир Шаталов. За тюбиком сока командиру передали утренние газеты с его же фотографией на передовице. На Земле уже шутили: «Кто стучится в дверь ко мне в гермошлеме с толстой сумкой на космическом ремне». Не до смеха было командиру Волынову в «Союзе-4». На спуске с орбиты отказала автоматика. Вовремя не отделился приборный отсек. Из-за этого на высоте 90 километров взорвались топливные баки. Спускаемый аппарат отбросило, закрутило, он стал падать по баллистической траектории с запредельными перегрузками, вдобавок не полностью раскрылся парашют. А перед самой Землей еще и не сработали двигатели мягкой посадки. Никаких иллюзий, признается Волынов.

Оказалось, отключилась вентиляция в его скафандре. Следующий за ним Алексей тоже не может сдвинуться с места. В радиоэфире наступила тишина — Земля словно язык проглотила смеется , мы тоже не знаем, что делать. А что-то делать надо — ребята зависли над бездной. Мы с Шаталовым и Елисеевым стали по очереди давать советы: глянь туда, проверь приборы и так далее. В общем, Женя быстро разобрался: он своим проводом задел систему вентиляции и сам ее случайно отключил. После того как неисправность была устранена, они с Елисеевым двинулись дальше. В общей сложности они переходили с корабля на корабль в течение часа. Затем еще 3,5 часа корабли летали состыкованными. Расскажите, что за корреспонденцию вы привезли Владимиру Шаталову? Если уж произошла стыковка, надо обязательно что-то передать с корабля на корабль для ознаменования данного события. Поскольку Володя летел первым, письмо от его жены и газеты, которые вышли после старта его корабля, положили в мой корабль. Непосредственными «почтальонами», передавшими их Шаталову, стали Алексей с Евгением. Стыковка кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Вы через несколько суток следом. При посадке возникла нештатная ситуация. Расскажите о ней. Согласно инструкции, я должен был дождаться телефонограммы и проверить, правильно ли стоит мой корабль относительно нашей планеты. Приходит команда, я смотрю вниз, а там темнота, ночь, я ничего не вижу! Ошиблись баллистики, указали не тот виток. Пришлось выключить программу до нового сеанса связи. Так сказала «Земля», когда связь возобновилась, и мне дали правильный виток. Я говорю: «Ну, спасибо! Крутанул сам ручку по самому быстрому, расходному режиму управления. Все получилось четко, до миллиметра, двигатель отработал штатно. Дальше через 6 секунд жду команды на отделение бытового, а затем приборно-агрегатного отсеков. Бытовой отскакивает, задевая мой спускаемый отсек, я получаю сильнейший удар. Но, как потом понял, это были цветочки, потому что приборно-агрегатный отсек словно прирос, не отстреливается, мешает мне развернуться правильно для посадки, и я лечу вперед по вектору скорости не днищем, а входным люком. В этот момент я понял, что все будет как у Комарова. Корабль к тому же начинает сильно закручивать. Я измеряю скорость вращения, записываю на диктофон все, что со мной происходит, что показывают приборы. Когда упал Комаров, я участвовал в расследовании его гибели и знал, как не хватало испытателям информации. К тому же после того случая всем нам стали выдавать диктофоны на случай таких аварийных ситуаций. В общем, у меня была одна мысль: перед тем как погибнуть, я должен собрать максимум информации. Но мне повезло, как потом говорили специалисты, — из-за сильного нагрева баков с горючим произошел сильный взрыв в приборно-агрегатном отсеке и он отлетел в сторону. Это было на высоте 90 километров, при прохождении плотных слоев атмосферы. На протяжении спуска меня длительное время крутило, перегрузки были до 10 G. Я видел горящие струи в иллюминаторе, как металл на глазах переходил сначала в жидкую фазу, а потом в газообразную. Единственная надежда у меня была на парашют.

Ах, это непредусмотренное никакими программами "вдруг"! Вот с такого маленького "вдруг" и начался тот удивительный по сложности полет. После задержки со стартом на орбиту ушел "Союз-4", пилотируемый Владимиром Шаталовым. Через сутки стартовал "Союз-5". В ходе полета "Союзы" маневрировали, сблизились и состыковались вручную. Елисеев и Хрунов перешли через открытый космос из корабля в корабль. Так была создана первая в мире экспериментальная космическая станция и впервые в истории осуществлен такой переход. Тогда, в январе 1969-го, мне довелось провожать экипажи на Байконуре, а потом встречать в заснеженной степи в районе Караганды. Первый "Союз" приземлился штатно. Через сутки планировалась посадка Бориса Волынова. Утром 18 января меня предупредили: "Быстро собирайтесь, перелетаем в Кустанай, самолет забит, всех не возьмут". Расспросы в таких случаях неуместны. Собрал нехитрые журналистские пожитки и в "Ан-24". На место приземления нас не пустили. Но и там, на борту, это произошло не сразу: врачи ссылались на усталость космонавта, на необходимые послеполетные обследования. Борис сам вышел к нам спустя час после взлета. Выглядел он действительно усталым, почему-то прикрывал рот рукой, но держался бодро, весьма скупо рассказал о полете, сдержанно упомянул, что "спуск проходил по программе, техника работала надежно". Признаюсь: тогда не заметил каких-либо следов, оставленных тайной. В самолете царило приподнятое настроение, говорили о стыковке и переходе, о предстоящих торжествах в Москве по поводу очередной удачи. В этой версии, даже если принять ее за истину, ощущалась недосказанность и оставалось неясным: почему Волынов скован, угрюм, не расположен к расспросам? Я протянул Борису его фотографию: "Распишись". Он достал авторучку, аккуратно вывел свою фамилию и поставил дату. Наши глаза встретились. В раздельном полете космонавты выполнили обширную программу экспериментов и наблюдений, проверялась и работоспособность техники. Так прошли сутки, потом вторые. В 3 часа 11 минут - очередной сеанс связи с Землей. Космонавт выполнил ориентацию и доложил: "Все сделано за две минуты, тангаж и крен по нулям". В расчетное время включилась тормозная установка. Двигатель выдал требуемый импульс, и "Союз-5" перешел на траекторию спуска. Шесть томительных минут ожидания "главной команды". Вот он, легкий толчок. Это сработали пиропатроны, разделяющие три корабельных отсека: приборный, спускаемый аппарат и орбитальный. Неведомая сила, вдруг подтолкнувшая его, заставила рвануться вперед. Он не верил своим глазам, крепко сожмурил и открыл снова. За толстым стеклом отчетливо виднелись антенны, что крепятся на солнечной батарее. Сознание обожгла мысль: "Приборный не отошел! Хотел произнести еще что-то, что не умещалось в сердце, но сдержал себя. Самого слова "авария" в докладе не было - режим открытой связи категорически запрещал любые упоминания о технических неполадках. На Земле не сразу поняли, что разделение не произошло. Потом - шок. И тогда вроде бы рядовой полет становится "особым случаем". А главное - космонавт обречен. Ведь никаких шансов на спасение не было. К подробностям происшедшего мы вернулись спустя годы. Борис рассказывал просто, обыкновенно, привычными словами, без "завлекательных" подробностей, без игры в снисходительность к технике, ее создателям, к себе самому. Говорил только правду, понимая, что интонационную иронию мы, журналисты, всерьез не воспринимаем. Не было в этих словах кивка ни в сторону скорби, ни в сторону веселья. Но само упоминание о счастье показалось нелепым. Борис это понял и тут же добавил. Ведь даже цветовая гамма в этом мире делится на черное и белое. Краски - только на переходе, как и в космосе, когда заря зажигает зарю... Спускаемый аппарат в форме автомобильной фары, что в нормальных условиях создает аэродинамическое качество, "тащил" на себе почти трехтонный "довесок" с раскинутыми "крыльями" солнечных батарей. Тяжелая "связка" беспорядочно кувыркалась. С этого и началась спираль космической драмы. Как щелчок в сознании: "Конец тебе! И всему конец". А потом... Нет, им овладело совсем иное - паника. По его словам, это много страшнее и хуже. Когда человек идет по краю бездны, ему тоже страшно. Но он идет. И пытается как-то устоять, удержать равновесие, осознанно делает осторожный шаг вперед. Паника лишает всего - мыслей, действий. Смертельный конец очевиден, и от него не уйдешь. Те, кто приучали нас к "триумфальным победам в космосе" и убеждали, что о трудностях и говорить-то не стоит, убивали в нас сознание того, что на орбите - живой человек, а вместе с ним и все человеческое - боль, тоска, испуг, уныние, растерянность, малодушие.

Космос ближе: от первого космонавта до космических туристов

20 июля 1969 года в ходе миссии «Аполлон-11» состоялась первая высадка людей на Луну. Нил Армстронг попал в историю, как первый человек, ступивший на поверхность спутника. 50 лет назад, 30 июня 1971 года, произошла крупнейшая трагедия в истории советской космонавтики. При возвращении из полета в полном составе погиб экипаж космического корабля «Союз-11»: Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Они приняли. летию первой стыковки двух пилотируемых кораблей посвящается презентацию выполнила Миллер Л.В., учитель МБОУ «Школа №3». 16 января 1969 года произошла первая в мире стыковка в космосе двух пилотиру. в мире орбитальная космическая станция, образованная в результате стыковки космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» 16 января. 16 января 2023. 16 января 1969 года впервые в мире осуществлена стыковка в космосе. Была осуществлена стыковка космических аппараты Союз-4 и Союз-5. Фотоархив 1969 года. Дальше — больше. 14 января стартует космический корабль «Союз-4», управляемый Владимиром Шаталовым, 15 января отправляется в полет «Союз-5» (экипаж Алексей Елисеев, Борис Волынов и Евгений Хрунов).

Союз 5 - Soyuz 5

Первый в мире космонавт — Юрий Гагарин, 12 апреля. Первый пилотируемый суборбитальный полёт — «Меркурий-3», Алан Шепард, 5 мая. Первый суточный полёт — «Восток-2», Герман Титов, 6 августа. Первый гражданский специалист в космосе — Константин Феоктистов, 12 октября 1964 года. Первый врач в космосе — Борис Егоров, 12 октября 1964 года. Первый выход космонавта в открытый космос — Алексей Леонов, 18 марта 1965 года. Первый полёт американского двухместного космического корабля — «Джемини-3», Вирджил Гриссом, Джон Янг, 23 марта 1965 года. Первый выход американского астронавта в открытый космос — Эдвард Уайт, 3 июня 1965 года. Первый полёт продолжительностью более недели — «Джемини-5», Гордон Купер, Чарлз Конрад, 21 августа 1965 года.

Первый астронавт совершает два космических полёта — Гордон Купер, «Джемини-5», 21 августа 1965 года. Первый групповой полёт американских космических кораблей — «Джемини-7» и «Джемини-6А», 15 декабря 1965 года. Первый советский космонавт совершает два космических полёта — Владимир Комаров, «Союз-1», 23 апреля 1967 года. Первый космонавт погибает при выполнении космического полёта — Владимир Комаров, «Союз-1», 24 апреля 1967 года. Первая в мире автоматическая стыковка двух космических аппаратов 30 октября 1967 года.

Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.

Этот магнитофон при спуске как раз находился у меня над левым плечом. Кстати, вы полетели, когда конструкторы решили: можно летать без скафандров? Борис Волынов: В "Востоке" отказались от катапульты, чтобы разместить трех космонавтов. Но ведь надо было найти способ, как это сделать, какие должны быть кресла, чтобы выдержать удар 5 метров в секунду при посадке. Мы участвовали в эксперименте вместе с Комаровым. Отпиливали четвертушку от спускаемого аппарата, на нем укладывались плиты из свинца, чтобы сымитировать вес. На эту площадку устанавливалась ферма, а на нее - сиденье. Укладывался человек. Конструкция поднималась, а потом - свободное падение. Удар на бетонную подушку. Все обрывалось внутри. Но, слава богу, у нас закончилось благополучно. Хотя у некоторых испытателей трещали позвонки. Цель эксперимента была как раз - сымитировать скорость посадки аппарата 5 метров в секунду. Борис Валентинович, но вы при приземлении тоже чуть не погибли? Борис Волынов: Мне дали телефонограмму: проверить перед запуском двигателя, правильно ли стоит корабль относительно Земли. Я должен был видеть движущиеся ориентиры, чтобы не запустить двигатель на разгон против вектора скорости. Иначе бы ушел на другую орбиту. Приходит время запуска, смотрю в оптический прибор, а на Земле - ночь. Кромешная тьма. Ошиблись в расчете. Куда запускать двигатель? Всю автоматическую программу выключил. На Земле решили, что я уже сажусь: "Байкал, привет! Теперь вручную, сам". Крутнул вручную, включил, поехали. Все как по писаному, до миллиметрика. А через шесть секунд после работы двигателя идет команда на разделение. Была такая взрывная волна, что крышка люка приоткрылась и захлопнулась, я даже видел зазор. Слава богу, здесь обошлось. А вот приборный агрегат, солнечные батареи и двигательная установка не отделились. Когда я увидел антенну - она располагается на солнечной батарее, понял: дальше будет примерно как у Комарова. Что получилось? Борис Волынов: Спускаемый аппарат овальный, у него есть днище, наиболее защищенная часть. Он должен идти по вектору скорости, но не идет. Потому что сзади еще приборный агрегат и солнечные батареи.

Елисеев и Е. Хрунов через открытый космос перешли в другой корабль. На борту космического корабля находились: командир корабля подполковник Волынов Борис Валентинович и члены экипажа — бортинженер, кандидат технических наук Елисеев Алексей Станиславович и инженер-исследователь подполковник Хрунов Евгений Васильевич. Это была первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей. Во время стыковки, активным кораблем был «Союз-4», стыковочный узел которого был оборудован штырём, стыковочный узел «Союза-5» был оборудован конусом. На 35-м витке космонавты Хрунов и Елисеев вышли в открытый космос из корабля «Союз-5» и перешли в корабль «Союз-4». Этот переход был элементом подготовки к предполагаемому полёту на Луну.

Этот день в истории: 1969 год — человек впервые ступил на Луну

16 января, около 8 часов утра, корабли встретились на орбите. Стыковка была начата в автоматическом режиме, а завершали ее уже в ручном режиме Борис Волынов и Владимир Шаталов. Это была первая в мире стыковка на орбите двух пилотируемых кораблей. 51,67 град.; период обращения - 88,7 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 200 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 230 км. 16.01.1969. Юлия Нельская-Сидур: “На многих людей произвел впечатление не столько сам факт полета в космос, стыковки и расстыковки, сколько то, что мать командира корабля подполковника Волынова зовут Евгения Израилевна. Все это заметили.

КАЛЕНДАРЬ КОСМИЧЕСКИХ ДАТ

Стыковочный узел «Союза-5» был оборудован приёмным конусом. На 35-м витке космонавты Хрунов и Елисеев вышли в открытый космос из корабля «Союз-5» и перешли в корабль «Союз-4». Этот переход был элементом подготовки к предполагаемому полёту на Луну. После стыковки агентство ТАСС объявило, что впервые на орбите создана экспериментальная космическая станция с четырьмя космонавтами на борту. Советское телевидение вело прямую трансляцию перехода космонавтов Хрунова и Елисеева.

Космонавты Хрунов и Елисеев использовали скафандры «Ястреб», командир корабля Борис Волынов помогал им облачаться в скафандры, проверял системы жизнеобеспечения и коммуникаций скафандров.

Армстронг в рамках лунной экспедиции корабля Аполлон-11, доставившей на Землю, в том числе и первые пробы лунного грунта. Она же — первый беспилотный космический аппарат, доставивший на Землю пробы породы с другого космического тела то есть, в данном случае, с Луны. Производство и запуск Россия.

Они сообщили, что при переходе не встретили значительных затруднений, выполнили его уверенно, так как все операции были хорошо отработаны при тренировках на Земле и в полетах на самолете-лаборатории в условиях кратковременной невесомости. В 18 часов 30 минут московского времени космонавты Хрунов Е. Шаталов В. Командир корабля «Союз-5» Волынов Б.

По данным телеметрии и докладам космонавтов, самочувствие экипажей отличное, системы кораблей функционируют нормально. Групповой полет космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» продолжается. К 17 часам 32 минутам московского времени корабли вышли из зоны радиовидимости с территории Советского Союза. После хорошего сна, выполнив необходимый комплекс физических упражнений, гигиенический туалет и с аппетитом позавтракав, экипажи обоих кораблей проверили состояние бортовых систем, провели сверку времени и приступили к выполнению программы, намеченной на третьи сутки группового полета. Командиры кораблей «Союз-4» и «Союз-5» выполнили ряд предусмотренных программой экспериментов, наблюдений и фотографирование. По докладам командиров кораблей самочувствие всех членов экипажей отличное, системы кораблей работают нормально. На 9 часов московского времени космический корабль «Союз-4» совершил 48 оборотов вокруг Земли, «Союз-5» — 32 оборота. Экипаж корабля «Союз-4» выполнил кино— и фотосъемки, эксперименты по программе полета и провел репортаж с борта корабля.

Командир корабля «Союз-5» проводил испытания систем управления и ориентации корабля. Системы кораблей функционируют нормально. Давление, температура и относительная влажность в обитаемых отсеках кораблей находятся в заданных пределах. Самочувствие космонавтов отличное, настроение бодрое. С ними регулярно поддерживается устойчивая радиосвязь. Качество связи хорошее. Космонавты обоих кораблей ведут переговоры между собой, они веселы, шутят. Советская космонавтика осуществила одну из самых важных задач, связанных с созданием станций на орбите вокруг Земли: жесткую стыковку космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» и переход космонавтов из одного корабля в другой.

Была создана первая орбитальная обитаемая станция. Этот полет следует расценивать как прелюдию к созданию новых станций на орбите вокруг Земли, с которой будут осуществляться полеты космических кораблей. ШИРЕНДЫБ Академик, президент Академии наук МНР Весь мир был свидетелем поистине волнующего исторического события: маневрирования, сближения и стыковки советских космических кораблей, что означало создание первой в мире экспериментальной космической станции. Отважные герои космоса совершили переход из одного корабля в другой. Эти успехи науки и техники Страны Советов открывают перед человечеством невиданные перспективы для дальнейшего мирного освоения космического пространства. УЭЛШ Исполнительный секретарь Национального совета по аэронавтике и исследованию космического пространства США Советский Союз следует поздравить с новым достижением в области изучения космоса. Стыковка «Союза-4» и «Союза-5 представляет собой «интересный и значительный шаг вперед». Шаталова, А.

Устройство аппаратов не предполагало люка для перехода с одного корабля на другой — перебраться можно было только через открытый космос. В качестве шлюзов использовались орбитальные отсеки. С Союза 5 на Союз 4 перешли Алексей Елисеев и Евгений Хрунов — они стали первыми комическими почтальонами, передав Владимиру Шаталову номер газеты с репортажем о старте Союза 4 и письма. Корабли были состыкованы больше четырех с половиной часов. Союз 4, на котором было уже трое космонавтов, приземлился 17 января. Союз 5, с Борисом Волыновым на борту — еще через сутки, утром 18 января.

Список космических запусков СССР в 1969 году

Спускаемый аппарат отделился только в плотных слоях атмосферы на высоте 90 километров из-за взрыва в приборно-агрегатном отсеке, где перегрелись баки с горючим. Корабль приземлился в 600 километрах от запланированной точки, Борис Волынов остался жив, но получил серьезные травмы, в том числе и перелом корней зубов верхней челюсти. Со временем Борис Волынов восстановился и продолжил полеты в космос. Он остается единственным космонавтом из первого отряда, который жив и сегодня.

Фото на главной странице: aviator.

Крикалёв поздравил космонавтов-ветеранов со знаменательной датой и вручил памятные подарки и Дипломы имени Ю. Гагарина за большой личный вклад в дело освоения космического пространства, в развитие отечественной пилотируемой космонавтики. На встречу с героями-космонавтами также были приглашены инструкторы, проводившие подготовку к этому космическому полёту - Воронин Александр Анатольевич и Паначёв Валерий Александрович. Волынов, А. Елисеев и В.

В этот раз сценарий тот же, а значит ему — не спастись. А листы с записями из бортжурнала спасти можно: Борис Валентинович вырвал их, положил в середину, ближе к переплету, чтобы прочитали те, кто будет расследовать его гибель. Волынов позывной «Байкал-1» Слайд 10 Но в последний момент не то отстрелился, не то отлетел от взрыва приборный отсек. Парашют начал раскручиваться. Корабль стал тормозить. От удара о землю сломались зубы, но главное — Борис Валентинович Волынов остался жив! А значит — миссия выполнена.

Армстронг в рамках лунной экспедиции корабля Аполлон-11, доставившей на Землю, в том числе и первые пробы лунного грунта. Она же — первый беспилотный космический аппарат, доставивший на Землю пробы породы с другого космического тела то есть, в данном случае, с Луны. Производство и запуск Россия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий