Какой из способов выступления требует не только подготовки но и большого опыта эрудиции

Филология Профиль подготовки: Прикладная филология: русский язык и литература Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очное Язык обучения.

Тест с ответами: «Публичное выступление»

Итак, важно помнить, что для того, чтобы захватить аудиторию во время начала публичного выступления есть немало взаимодействующих факторов, воздействующих на психику, подсознание и внимание слушателей, которые должен знать каждый оратор. Тест 32. Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции? 1) Чтение текста; 2) воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов. D. принимать в расчет, во внимание. 33. Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции? B. воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов. Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей, молодых специалистов это обязательное требование.

Методичка «Подготовка к публичному выступлению»

Так вы привыкнете стоять в передней части комнаты и визуально представлять себя на олимпиаде. Внешняя обстановка играет большую роль, и чем раньше вы привыкните к такому формату положения себя в аудитории, тем лучше. Визуализируйте уверенность Помимо аудитории, в которой будет проходить выступление, визуализируйте себя, уверенно произнося речь. Просто представьте, что вы чувствуете себя спокойно, ваша речь красива и грамотна, тема выступления вызывает у вас живой интерес, а все это в совокупности — интерес к вашей речи членов жюри. Визуализация — это мощный инструмент для изменения ваших ощущений. Даже знаменитые спортсмены используют эту стратегию для повышения своей продуктивности на соревнованиях. Осознайте, что жюри на вашей стороне Члены олимпиадного жюри прекрасно понимают, как участник может волноваться во время выступления. Они хотят, чтобы ученик чувствовал себя комфортно и смог успешно справиться с этим испытанием. Для вас будут созданы все условия, чтобы вы могли проявить себя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Примите эту мысль — она поможет вам быть спокойнее. Будьте предельно сосредоточены на стоящих перед вами задачах.

Неопределённость формулировки тезиса может привести и к другой ошибке: потеря тезиса, тогда оратор теряет главную нить выступления и начинает говорить «вообще». Разновидностью подмены тезиса является «фигура умолчания», т. Таким образом, любое доказательство состоит из трёх элементов: тезиса, аргументов, логической связки между тезисом и аргументами.

Аргументы необходимо не только подобрать, но и правильно использовать для доказательства выдвигаемого положения. Различают прямое и косвенное доказательство. Прямое доказательство строится так: даны аргументы — из них выводятся истинные суждения — истинное суждение доказывает выдвигаемый оратором тезис.

Такое доказательство называется индуктивным доказательством. Оно продуктивно тогда, когда оратор располагает яркими неопровержимыми фактами. Это доказательство имеет действие на аудиторию, т.

Дедуктивный метод используется чаще всего тогда, когда есть известные аудитории общие положения, истинность которых несомненна. Такое доказательство состоит из известного общего положения, связанного с ним суждения, ведущего к его применению, и заключению. Например, ни один нечестный человек не будет избран старостой, Х — нечестный человек, следовательно, Х не будет избран старостой.

Косвенное доказательство заключается в том, что оратор обосновывает ложность противоположного тезиса. Во-первых, это делается или методом доказательства от противного, или методом исключения алиби. Метод доказательства от противного часто используется в науке.

Метод исключения часто используется в судебной практике. В этом случае истинность тезиса доказывается путём выявления ложности всех возможных альтернатив. В связи с этим распространены методы опровержения тезисов.

Наиболее простой и надёжный способ — это опровержение ложного тезиса фактами. Во-вторых, подвергаются критике аргументы противника, в результате рушится вся система доказательства, в-третьих, обосновывается нелогичность вывода противника из ложного тезиса. Способы доказательства и аргументы подробно рассмотрены в книгах А.

Михальской «Основы риторики», Е. Ножина «Мастерство устного выступления». Процесс подготовки выступления включает несколько стадий: подготовка материала, формулировка темы, составление плана, словесное оформление речи, репетиция, собственно выступление, исправление речи.

Каждый из этих этапов связан с предыдущим и последующим. Осуществление того и другого из них выливается в опыт ораторской деятельности и речевое мастерство. Публичное выступление требует большой подготовки.

Вдохновение приходит и уходит, но для того, чтобы речь была эффективной, она, в конечном счёте, должна быть речью выступающего, и только его. С этой целью необходимо выделить достаточное количество времени на подготовку публицистического вступления. То, что годится для одного оратора, не подойдёт для другого.

Мы можем отметить наиболее существенные правила подготовки публицистического выступления. Прежде чем что-либо писать, познакомьтесь в общих чертах с тем, что есть на эту тему в специальной литературе. Затем необходимо собраться с мыслями и изложить всё прочитанное в общих чертах, придерживаясь избранной темы выступления.

Эффективного выступления не получится, если оно посвящено чему-нибудь и излагается как-нибудь. Оно должно быть целенаправленным, чтобы до слушателей дошла главная мысль оратора. Можно составить несколько вариантов плана, затем выбрать из них оптимальный вариант и написать в соответствии с ним речь.

При редактировании текста речи следует оставить в нём эффект разговорности языка и ритмичности. Если речь будет подготовлена без текста, тогда следует заучить план и ключевые предложения из каждой части. Следует помнить план выступления, так как при произнесении речи это поможет логично выстроить речь и удержать внимание слушателей.

Для достижения максимального воздействия на слушателей сконцентрируйте своё внимание на вступлении и заключении. Произнесение речей по памяти требует большой тренировки. Однако при любом подходе выступление должно быть интересно, прежде всего, самому говорящему, так как нельзя привлечь внимание аудитории к слову, которое не имеет значение для самого оратора.

Необходимо придать значение всему, что произносится. Главный психологический настрой заключается в установке на то, что сообщение ново и интересно для слушателя. Следует сказать себе: «Я знаю то, чего не знают остальные, и я скажу им это».

Тогда возникнет эффект важности произносимой речи. При подготовке к выступлению необходимо пользоваться рядом рекомендаций, которые выработала риторика: выбирайте тему, связанную с вашим личным опытом; тема должна быть интересна вам и вашим слушателям; речь должна соответствовать конкретной теме. Ответьте себе на вопрос перед выступлением: вы желаете что-то описать, рассказать, доказать, убедить.

Изложите своё намерение перед слушателем в начале речи. Это поможет сформировать цель восприятия речи, сделать присутствие слушателей осмысленным. Для подготовки речи используйте не один, несколько источников, дополните свои впечатления, мнениями других авторов.

Однако при этом не стоит перегружать выступление цитатами. Достаточно перечислить те издания, которые посвящены затрагиваемым вопросам. При построении главной части сделайте всё возможное, чтобы план и вспомогательные данные были ясны и интересны.

Организуйте главные идеи в виде конкретного, чёткого плана. Выбрасывайте всё, не имеющее отношение к вашей цели. Дайте определение непривычных терминов; используйте конкретные примеры, приводите в случае надобности высказывания сведущих лиц, задавайте вопросы.

Будьте учтивы и не злоупотребляйте указанным вам вниманием. Цитируйте правильно и не нарушайте доверия при использовании полученной информации. Работа над каждой темой требует обращения к книгам.

При чтении помните, что речи привлекают внимание, если в них обнаруживается полнота знания. Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать нужные факты. Когда собраны минимальные сведения, то слушатель это сразу замечает, и интерес к речи пропадает.

Не повторяйте слово в слово, старайтесь пересказывать своими словами. Сделайте это столько раз, сколько вам необходимо, чтобы без труда воспроизводить последовательность блоков, факты и метафоры. А затем ещё столько же, но уже без карточек. Чтобы не терять нить повествования во время выступления, можно опираться на слайды презентации или взять с собой небольшую шпаргалку. А если речь очень сложная или совсем нет времени на подготовку, текст лучше зачитывать. Только не стойте с опущенными в бумажку глазами: посмотрели — остановились — сказали. Шаг 5. Поработайте над звучанием Интонации, чистота произношения, темп и громкость голоса — всё это имеет не меньшее значение, чем содержание выступления.

Если спикер говорит невнятно и монотонно, его не будут слушать, какую бы гениальную мысль он ни пытался донести. Запишите себя на аудио и проанализируйте свои ошибки. На что конкретно обратить внимание подскажут статьи и книги по технике речи. Посмотрите выступления лучших спикеров современности. Например, Стива Джобса или Роберта Кийосаки. Практикуйтесь как можно чаще! Не упускайте ни одной возможности блеснуть ораторским мастерством. Выступите перед родителями и друзьями, во время прямых эфиров в Instagram, участвуйте в дискуссионных клубах, высказывайтесь на уроках.

И последнее. Все спикеры волнуются. Больше всего за 10—15 минут до выхода на сцену. От этого никуда не деться, поэтому нужно просто пересилить себя и сделать шаг вперёд. При хорошей подготовке волнение утихнет, как только вы начнёте говорить.

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Композиция от лат. Композиция — это: 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план.

Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т. Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется. Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Структура устного выступления включает вступление, главную часть, заключение.

Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания. Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии.

Первая группа слушателей с самого начала готова слушать оратора. Слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами читать, разгадывать кроссворды и т. Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей. Это трудное и ответственное дело. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Эффективный прием — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. Прием парадоксального цитирования используется для создания определенного эмоционального настроя слушателей.

Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий. Каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить.

К числу речевых клише относятся словосочетания

Тест 6. Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции? Тест 7. Что призван подчеркнуть внешний вид оратора? Тест 8. Отметьте утверждение, не соответствующее действительности. Способов привлечения внимания много, поэтому при подготовке вдумчивый преподаватель, сообразуясь с целью и содержанием лекции, найдет наиболее подходящий способ. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится. А по существу, всегда выступайте с. Говорить аудитории комплименты. Тест 6. Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции? Чтение текста; воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов.

Тест 6. Публицистическому стилю присуще

Сейчас я должна пояснить, что ваше выступление аудитория наблюдала с позиции внешних проявлений уверенности и неуверенности во время выступления. Совпадают ли ощущения выступавших с тем, что увидели вы? При расхождении ответов выступавших и результатов наблюдения аудитории следует вывод, что мы не всегда можем оценить и осознать внешние проявления нашего внутреннего состояния. Наше занятие подошло к концу.

Как бы вы обозначили итог занятия? Было ли оно полезным, важным, интересным и на сколько? Ваши личные ощущения от занятия оцените по десятибалльной шкале и по моей команде выбросьте вверх руки с открытым количеством баллов.

Спасибо всем. Завершая занятие, я вернусь к его началу. Сегодня мы затронули только одну часть - внешние проявления в выступлении.

Следующие занятие будут посвящены содержанию выступления и его структуре, эмоциональной окраске и особенностях воздействия на слушателей, другим тонкостям искусства подготовки и произнесения речи перед другими людьми с целью оказать на них желаемое воздействие. Всем спасибо! И удачи!

Ирина Баржак, Краткое содержание «Волшебная кнопка против волнения» Это одна из главных причин, почему несмотря ни на что необходимо продолжать получать опыт выступлений. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.

Постарайтесь не употреблять «дежурные» фразы. Помните, что цель торжественной речи — это создание праздничного настроения и желание доставить удовольствие тому, кому она предназначена. Какое утверждение соответствует действительности?

Подготовка речи начинается… a С определения темы; c с составления плана; d с набросок тезисов.

Какой документ относится к частным деловым бумагам: а Автобиография б Отчет в Деловое письмо г Инструкция д Ходатайство 20. Доверенность является жанром стиля … а Публицистического. Билеты по профессиональному русскому языку Ищем педагогов в команду «Инфоурок» 1.

Тема №10. Публичная речь. Законы построения публичного выступления

  • Методичка «Подготовка к публичному выступлению» | Контент-платформа
  • Как подготовить публичное выступление
  • 1. Какое утверждение соответствует действительности? - id37660734 от alena250880 16.06.2022 02:25
  • Как подготовиться к публичному выступлению: секреты профессионала
  • Удержание внимания аудитории - важное условие успешного публичного выступления.

Популярно: Русский язык

  • Тест 14. Оратор, употребляющий в речи слова-паразиты, нарушает
  • Методика подготовки публичного выступления
  • Какое нарушение допускает оратор, употребляющий в речи слова-паразиты? — МегаЛекции
  • Уверенность
  • Какое нарушение допускает оратор, употребляющий в речи слова-паразиты?
  • Лектор и ораторское искусство печатный вариант

Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления

Такая практика нужна не только оратору, но и аудитории. Оратор понимает, на что и как реагирует публика. Аудитория активизируется и начинает реагировать, постепенно вырабатывая отношение к выступающему. Оратор должен внимательно следить за откликом па такие сигналы, как анекдот или бытовая история, стихотворная цитата или остроумный афоризм, разговорное или даже просторечное слово или выражение. В публичной речи необходимо соблюдать правила цитирования. Следует быть безукоризненно точным при передаче чужих слов, в том числе слов своих оппонентов, не допуская передергивания мыслей, препарирования чужого текста. Искажение чужих слов — показатель недобросовестности выступающего. Намеренное искажение чужих слов — одно из средств речевой манипуляции.

В случае если оратор лишен возможности дословно привести ту или иную цитату, он может вкратце передать ее содержание. Однако делать это следует бережно, чтобы не исказить сущность цитируемого. При свободном пересказе цитат необходима оговорка, например: «Основное содержание статьи сводится к следующему», «Цитирую по памяти», «Мысль автора сводится приблизительно к следующему» и т. В цитировании следует соблюдать умеренность. Цитаты должны быть по возможности краткими, чтобы не утомлять слушателей. Если мнение авторитета настолько необычно или спорно, что может вызвать сомнение в достоверности или точности, необходимо привести полную цитату и подробную ссылку на источник. Современные возможности электронных презентаций, сопровождающих публичное выступление, позволяют точно представлять цитируемый материал, предъявлять аудио- и видеоматериалы.

Когда нет смысла полностью указывать источник или когда дается небольшая выдержка, в речи приводится только имя автора или же его имя вместе с названием книги или статьи. Например: «По словам Л. Толстого, счастье есть удовольствие без раскаяния». Нежелательна излишняя интимизация при цитировании, использование только имени и отчества писателя или ученого, например: «Вспомним известные слова Антона Павловича…» Следует избегать неопределенных ссылок типа: «Один авторитетный товарищ считает…», «Ведущие экономисты придерживаются мнения, что…», «Лучшие умы полагают…» и т. Такого рода конструкции очень часто воспринимаются либо как показатель низкого уровня образованности, либо как речевая манипуляция. Неправильно приводить в выступлении только название книги или статьи без указания автора. Например: «В книге «Лектор и аудитория» говорится…» Подобным образом можно ссылаться на источник только в том случае, если он уже был упомянут.

Часто бывает целесообразно привести точную дату того или иного высказывания, а также указать обстановку, в которой оно было сделано. Ссылаясь на чьи-то слова, следует выделить их изменением голоса или темпа речи обычно снижением темпа так, чтобы слушатели сразу почувствовали, что это цитата, а не собственные мысли оратора. В последнее время стало модно пользоваться и заимствованным невербальным показателем цитации — жестом поднятых рук, имитирующим кавычки. Выдержки из художественных или публицистических произведений желательно передавать в соответствии с правилами художественного чтения. Текст любой цитаты необходимо воспроизводить без ошибок и запинок. Неумело воспроизведенная цитата демонстрирует плохое знание материала, несамостоятельность оратора и может нанести ущерб его облику. Реакция аудитории позволяет оратору определить стратегию общения и способы подачи материала.

Проверить аудиторию на гибкость, готовность к неожиданным, а иногда и парадоксальным выводам поможет методика продолжи фразу: если никто не пытается завершить общеизвестное высказывание, приведенное оратором, это свидетельство ригидной негибкой аудитории. И наоборот, шутки, нестандартные замечания являются показателем гибкости аудитории, ее готовности к контакту с выступающим. Опытный оратор подмечает отношение аудитории, выделяет отзывчивых слушателей и адресует свою речь прежде всего им. В то же время в определенных ситуациях оратор должен уметь и дистанцироваться от аудитории, не давая вывести себя из состояния равновесия. Выдающийся актер Аркадий Райкин говорил: «Я никогда не говорю с залом, я говорю с темнотой, неясными очертаниями людей, а каждый думает, что я с ним разговариваю. Но если я их увижу, это чудовищно меня отвлечет: вдруг человек зевнет, а я ему говорю самое сокровенное, или он зашепчет на ухо рядом сидящему, а я буду думать, что он про меня что-то плохое говорит…» В начале выступления используются разнообразные способы привлечения внимания слушателей: точно выбранное обращение, апелляцию к ситуации «здесь и сейчас». До того как начать доклад или лекцию, обычно обращаются к слушателям с вопросами, привлекая внимание, например: «Все собрались?

В середине речи, когда наблюдается некоторое утомление аудитории, для привлечения ее внимания можно сделать длительную паузу.

Сперанский пишет: "Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Первое последствие сего определения есть то, что… обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром...

И вот то, что собственно называется риторикою…" Вслед за Цицероном и Ломоносовым указывает Сперанский на важность композиции речи, на роль каждой части выступления. Он отмечает, что "вступление должно быть просто", т. Слишком пышное и многообещающее вступление опасно - замечает Сперанский. Вместе с тем "делать заключения сухие и холодные, значит терять плод своего слова...

Речь не что иное есть как приготовление слушателей к совершенному убеждению. Слушатель в продолжение ее был движим вместе с вами страстию. Сердце его, ослабевшее от сего потрясения, готово уже сдаться - для чего не пользуетесь вы его расположением? Для чего погашаете вы огонь в то самое время, как он должен быть в величайшей своей силе?

Вот что значит разрушить своими руками собственное свое творение". Сперанский исходит из триединой задачи оратора: изобретение, расположение и изложение речи. Расположение мыслей в речи подчиняется двум правилам: 1 все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить внимание слушателей, легко переходить от одного предмета к другому; 2 все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей. Доказательства в речи - "суть то же, что кости и жилы в теле".

Их надо построить так, чтобы одно поддерживало другое, создавая единое целое. Все доказательства должны быть не только связаны между собой точными переходами, но и выстроены в перспективе так, чтобы в каждой части ясно виделась цель всего выступления. Содержанию должна соответствовать ясная и четкая речевая форма выступления. Большое внимание удаляется внешнему виду оратора, его позе, жестам и мимике, а также эмоциям, т.

Основная идея трактата - научить потенциального оратора нравиться публике, заинтересовать ее, и доказать ему, что для этого мало только обладать природным даром, необходимо еще и хорошо разбираться в предемете своего выступления, уметь ответить на любой, порой даже самый неожиданный вопрос слушателей по данной теме. Среди учебников 18-19 вв. Мерзлякова 1778-1830 - видного русского поэта и критика, возглавлявшего кафедру российского красноречия и поэзии и Московском университете. Его "Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических" выдержала четыре издания с 1809 по 1828 г.

Она была предназначена для воспитанников Московского университетского пансиона. В этот период там учился А. Грибоедов, лекции Мерзлякова слушал Ф. Тютчев, готовясь к поступлению в университет, у Мерзлякова брал домашние уроки М.

В основу своей теории Мерзляков положил учение о слоге и стиле, полагая найти в стилистических характеристиках речи общие правила для всех родов сочинений. Он пишет: "Слово, речь в тесном смысле означает рассуждение, составленное по правилам искусства и назначенное к изустному произношению. Сие рассуждение заключает в себе одну какую-нибудь главную мысль, которая объясняется или доказывается для убеждения слушателей". Именно Мерзляков первым представил роды и виды словесности в следующем разнообразии: письма; диалоги; учебные сочинения; история характеры, биография, романы, подлинная история ; речи духовные, политические, судебные, похвальные и академические.

Мерзляков отмечал, что "риторика подает правила к последовательному и точному изложению мыслей, к изящному и пленительному расположению частей речи…риторика включает полную теорию красноречия, под которой понимается способность выражать свои мысли и чувства в письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целью оратора. Для образования истинного оратора не достаточно одних только общих правил риторики. Нужно познакомиться с лучшими образцами искусства древними и новейшими. В любой ораторской речи может быть три намерения: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя.

Оратор действует не только на разум, но и на душевные силы слушателей. Самым действенным способом считается новость, красота, возвышенность мыслей и одежды. Оратору важно возбуждать страсти, а для этого необходимо глубокое познание человеческого сердца. Оратор и писатель, по Мерзлякову, имеют одну цель: учить, занимать, трогать, доказывать.

Красноречие пленяет наши сердца, возбуждает воображение, способствует распространению познания, открытию новых истин, при его помощи прошлое становится достоянием настоящего. Оно должно обязательно иметь благородную цель. Врожденными дарами оратора являются гений, наблюдательный взор, остроумие, вкус, воображение, память. Здравая философия, опыт в риторических правилах, знание истории и литературы, познание человеческой природы относятся к необходимым приобретаемым качествам успешного оратора.

Творчество Н. Кошанского 1785-1831 можно отнести к периоду расцвета русской риторики. С 1811 по 1828 г. Его лекцией "О преимуществе российского слова" открылись занятия в лицее; как педагог он поощрял поэтические занятия лицеистов, приобщая их к античной поэзии.

По этим учебникам учились несколько поколений российских учащихся. Живость изложения, множество дополнительных сведений по логике и эстетике, иллюстрация риторических указаний многочисленными примерами из древней и новой литературы снискали Кошанскому славу замечательного писателя-педагога. Если общая риторика излагала общие правила составления сочинений, то частная риторика предлагала правила к отдельным видам: как писать письма, как вести разговоры, как пишется художественная изящная проза, как строить учебные и ученые сочинения, каковы разновидности ораторского красноречия. Риторика Кошанского носит ярко выраженный прикладной характер.

В первом разделе Кошанский стремится развить в своих учениках умение с разных сторон, как бы в разных аспектах увидеть или "хорошо понять" избранный предмет описания. Во втором разделе он ставит своей целью научить "располагать", то есть строить, формировать, составлять сочинения. В основе третьего раздела лежит категория стиля, определяемого как "способ выражать мысли, как искусство писать". Здесь же автор рассматривает все "роды риторических украшений" - тропы и фигуры.

Предостерегает от чрезмерного, излишнего употребления украшений в любых сочинениях, они не должны становиться самоцелью в речи. Общая цель риторики как учебного предмета, по мнению Кошанского, "состоит в том, чтобы, раскрывая источники изобретения, раскрыть все способности ума, - чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, - чтобы, уча выражать изящное, возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному". Предпосылки и сущность красноречия состоят в работе мысли и нравственном чувстве. Еще один прекрасный теоретик риторики - Зеленецкий К.

В 1846 г. По мнению Зеленецкого, "ораторское красноречие состоит в искусстве действовать даром слова на разум и волю других и побуждать их к известным, но всегда высоким и нравственным целям. Оратор достигает этого двумя средствами: силою и очевидностью доказательств он склоняет на свою сторону умы слушателей, а жаром чувства и красноречием, исходящим из душевного убеждения, побуждает их сочувствовать себе. Задача оратора состоит в том, чтобы согласить различные мнения в одну мысль и различные желания в одну волю".

Ученый считает, что "основой ораторского красноречия может служить стремление ко благу человечества. Цели корыстные лишают оратора глубины собственных убеждений, а это не позволяет слушателям сочувствовать его основным мыслям и чувствам. Приступ своей целью имеет, во-1-х, объяснить причину, по которой оратор начинает говорить об известном предмете, во-2-х, расположить слушателей к убеждению и привлечь внимание и благосклонность к себе. Приступ может быть естественный "прямо начинает свой предмет и объясняет дело" и искусственный "мало-помалу склоняет слушателей на свою сторону, побуждает внимание и приготавливает их к убеждению".

В предложении кратко, но ясно излагается основная идея, тезис речи. Изложение обстоятельств предмета принимает характер повествования или описания. Далее доказательство "доводы должны возрастать и усиливаться… не следует слишком увеличивать число доводов… иначе они теряют силу и убедительность" и опровержение основной мысли речи особенно в тех случаях, когда "противное мнение слишком укоренено в умах слушателей". Патетическая часть обращена к чувствам, эмоциям слушателей, она должна основываться на истинном убеждении.

Наконец, в заключении своей речи "оратор или выводит следствия из доказанной истины, или вкратце приводит основные мысли всего доказанного, или возбуждает сочувствие слушателей к истине, которую старался раскрыть". В 19 веке значительных успехов достигает академическое красноречие, оно становится ведущей разновидностью русского ораторского искусства. Грановский Т. Обладая ораторским даром, они не были похожи друг на друга, и в этой неповторимости заключалась одна из причин их успеха.

Плеяда русских юристов 19 века. Расскажите об одном из них. Необходимо отметить значение и судебного красноречия, которое достигло высокого совершенства как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства. Его расцвет связан с судебной реформой 1864 года и введением суда присяжных.

Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Плевако Ф. Русское судебное красноречие своей практикой служило общественным интересам, оно было источником, из которого должны были "выносится уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству".

Речи известных русских судебных ораторов характеризует не только красочность языка, точность и меткость слова, мягкость и певучесть слога, но также стройность, логичность в изложении и анализе материала, глубина юридического исследования доказательств и всех обстоятельств дела. Всякие излишества, преследующие цель украшательства речи ради ее внешнего эффекта, отсутствовали в речах лучших представителей этого жанра. Говоря о Ф. Плевако, В.

Вересаев в своих воспоминаниях пишет: "Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, которыми он умел зажечь слушателя… Судили священника, совершившего тяжкое преступление, в котором он полностью изобличался, не отрицал вины и подсудимый. После громовой речи прокурора выступил Плевако. Он медленно поднялся, бледный, взволнованный. Речь его состояла всего из нескольких фраз… "Господа, присяжные заседатели!

Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них сознался. О чем тут спорить?

Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал на исповеди все ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех". И сел.

Священника оправдали. Рассказывая о другом случае, Вересаев передает его так: "Прокуроры знали силу Плевако. Старушка украла жестяной чайник, стоимостью дешевле 50 копеек. Она была потомственная почетная гражданка и, как лицо привилегированного сословия, подлежала суду присяжных… Поднялся Плевако: "Много бед, много испытаний пришлось перенести России за ее больше чем тысячелетнее существование.

Печенеги терзали ее, половцы, татары и поляки. Двунадесять языков обрушилось на нас, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник, стоимостью в 30 копеек.

Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно! Овсяннико-Куликовского "Теория поэзии и прозы", в России было издано 175 названий учебников, учебных пособий, исследовательских работ по различным аспектам риторики и ораторского искусства. Некоторые учебники переиздавались десятки раз, вплоть до 1917 года. Риторика читалась повсеместно, практически во всех учебных заведениях России: в торговых школах и низших технических училищах, в кадетских корпусах, в мужских и женских гимназиях, в коммерческих, реальных и военных училищах, в духовных семинариях и академиях, в университетах.

Риторика стала фактом культурной жизни общества. Однако со второй половины XIX века риторика постепенно из разряда общеобразовательных дисциплин переходит в статус дисциплин специальных. С чем это связано? Дело в том, что в истории русской науки победила критика риторики, хотя университетские профессора пытались объяснить, что существует "истинное и ложное красноречие", что предубеждение против красноречия основано на его "злоупотреблении", но возобладал взгляд на риторику как на ложное ораторство, фразерство, "многословие не без пустословия", стремление скрыть за внешне красивыми словами какой-то обман для аудитории, умение строить тропы и фигуры, находить красивые слова безотносительно к содержанию речи.

Во-2-х, риторика, описывая классические формы речи, никак не касалась обыденной речи и не успевала отражать общественные проблемы, чем занимались художественные литераторы. Революционно-демократическая критика во главе с "неистовым" Виссарионом Белинским выдвинула тезис о том, что главным видом речи является художественная литература, риторика же не нужна. Таким образом, в конце 19 века риторика как бы изжила себя. Появился новый предмет "Теория словесности".

Новая дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, стилях и фигурах речи. Но традиционный канон риторики нарушался, опускаются вопросы, связанные с изобретением речи, анализом аудитории и т. Задачей курса теории словесности становится формирование читателя художественной литературы. Затем от теории словесности отделяют стилистику, разрабатывающую учение о теории языка и стиля.

Сергеич П. Искусство речи на суде: условия истинного пафоса. Сергеич - псевдоним известного русского юриста Петра Сергеевича Пороховщихова. О чистоте и точности слога, простоте речи, о "цветах красноречия", риторических оборотах, поисках истины размышляет автор этой книги - содержательной, богатой наблюдениями и примерами.

Впервые она была издана в 1910 году; переиздание в 1960 году имело большой успех. Многие рекомендации автора по методике построения судебной речи полезны и в наши дни. Рассудок и чувство. Чувства и справедливость.

Пафос как неизбежное, законное и справедливое. Искусство пафоса. Так клянутся судить наши присяжные заседатели; так наставляют их прокурор, защитник и председатель: по сущей правде и совести. А что, если правда говорит одно, а совесть - другое?

Если рассудок твердит: он убил, а сердце молит: спаси его... Что тогда делать присяжному, как соблюсти присягу? Эти слова с благодарностью может сказать о русских присяжных каждый русский человек. Но давно уже признано, что у всякого народа свой суд присяжных.

На той же странице Стефен пишет: "Совесть судьи не знает уступок; она должна отвлечься от всяких слабостей, присущих природе человеческой, как от свойств, ей не только чуждых, но и вполне недопустимых; в ней нет благодушия; она сурова и бесчувственна. Она живет потому, что наблюдает, рассуждает и решает, но во всех других отношениях жизнь ее не отличается от жизни жабы в глыбе мрамора". Могут ли так судить русские присяжные? Что если бы самый уважаемый судья предложил такую формулу нашим присяжным в напутственном слове?

Он сразу потерял бы их доверие. И это было бы справедливо, потому что эта "формула не соответствует духу русского народа, а правосудие должно более отвечать народному духу, чем отвлеченным рассуждениям и требованиям теории. Mul-to plus proficit is qui inflammat judicem, quam il-le qui docet, - повторяет он в другом месте. Так думают и многие другие законники.

Но сами присяжные утверждают другое. Вот что пишет в своих заметках, напечатанных несколько лет назад, один присяжный заседатель: "Главными факторами, действующими на ум и совесть присяжных, - говорит он, - всегда являются единственно суть дела и личность подсудимого; ни излишних цветов красноречия, ни банальных лирических обращений к сердцу присяжных не нужно; не какие-либо софизмы и теории, но сама реальная жизнь руководит умом и совестью присяжных. Именно из этой реальной жизни, а не из тиши кабинетов и не из книг выносят присяжные свои истины "житейской правды" и свое отрицательное отношение к положениям правды формальной. Можно думать, что с этими словами согласилось бы значительное большинство русских людей, бывших присяжными.

Итак, не чувства и не впечатления, а ум, совесть, житейская правда направляют решения присяжных в нашем суде. Две тысячи лет тому назад судили одного человека присяжные, не наши полуграмотные крестьяне и мещане, а свободные граждане свободного народа, стоявшего во главе современного ему человечества. Обвинение было тяжкое: подсудимый обвинялся в том, что не верил в богов и публично развращал народ. Обвинителей было несколько, защитников не было; подсудимый защищался сам.

Вот что он говорил: "В речах моих обвинителей, афиняне, нет ни слова правды; я же ничего, кроме правды, вам говорить не буду. Их речи блещут изяществом и остроумием; я буду говорить просто, не подбирая красных слов. В мои годы непристойно являться к вам с заранее составленной речью, да я и не привык говорить на суде. Поэтому убедительно прошу вас не обращать внимание на мои выражения, а рассудить внимательно, справедливо ли то, что я говорю, или нет.

В этом долг судьи, а мой долг - говорить правду". Доказав после этого своими обычными приемами логическую несостоятельность обвинения его в неверии, Сократ предлагает своим обвинителям назвать хотя бы одного совращенного им человека, указать хоть одного свидетеля, в присутствии которого он отрицал существование богов. Ни свидетелей богохульства, ни совращенных на суде не оказалось. Не возмущайтесь моими словами.

Будьте уверены, что, осудив меня к смерти, вы сделаете больше зла себе, чем мне. Я и защищаюсь здесь не ради себя, а ради вас: боюсь, чтобы вы не оскорбили бога, не оценив дара, сделанного им вам в моем лице. Судите сами: я никогда не думал о себе; всю свою жизнь я посвятил вам; как отец или старший брат, я учил вас добру. Может ли человек сделать больше для вас?

Оцените и мое бескорыстие: самые ярые обвинители мои не решились упрекнуть меня в том, что я с кого-нибудь брал деньги за свое учение. У меня есть на это и достоверный свидетель: бедность. Быть может, кто-нибудь из вас обидится на меня, припомнив, как он сам под угрозой меньшего наказания плакал и унижался перед судьями, приводил на суд своих детей, родных и друзей и молил о прощении, и видя, что я даже под страхом смерти ничего подобного не делаю. Я скажу на это, что и у меня есть родственники, есть трое сыновей; но я не привел их сюда.

Не из гордости и высокомерия, афиняне; напротив, из уважения к себе и к вам. Я считаю недостойным прибегать к таким приемам. Стыдно было бы людям, выдающимся среди вас мудростью, честностью или иною добродетелью, унижаться, как иные, которые слывут за важных людей, а сами пресмыкаются на суде, как будто, отпустив им казнь, вы дарите им бессмертие. Такие люди - позор для государства, и иностранцы, глядя на них, вправе думать, что лучшие люди в Афинах слабы и трусливы, как женщины.

Вы должны доказать, что скорее склонны обвинять тех, кто, чтобы разжалобить вас, играет на суде непристойную комедию, чем того, кто со спокойным достоинством ожидает вашего приговора". Надо убедить его, доказав ему свою невиновность. Судья судит во имя справедливости и не должен поступаться ею в угоду обвиняемому; он дал присягу служить закону, а не людям. Не должно поэтому нам приучать вас к нарушению присяги, а вам не следует к этому привыкать...

Теперь предоставляю вам и богу вынести мне тот приговор, который лучше для вас и для меня". С точки зрения логики это идеальная защита. Спокойное, ясное, неопровержимое доказательство невиновности - и только. Сократ все время напоминает судьям, что они должны решить дело только по справедливости, что милости он от них не хочет и они не должны давать ему ее, что приговор, постановленный под влиянием тщеславия, жалости, раздражения, недостоин истинного судьи, что справедлив только приговор, основанный на истине.

Доказав, что истина - его невиновность, он заявляет, что ни извиняться, ни плакать, ни льстить не хочет, и предоставляет гелиастам постановить приговор, какой они признают справедливым. Это - безусловное преклонение перед свободой совести судей, и свобода совести приводит их к сознательному присуждению к смерти невиновного. В книге Цицерона "De oratore" несколько выдающихся общественных деятелей рассуждают об ораторском искусстве. Между ними находится Марк Антоний, ывшии консул республики и дед триумвира.

Собеседники просят Антония открыть им тайну его удивительных успехов на трибуне. Антоний вспоминает две свои речи: одну по делу консула Мания Аквилия, другую по делу трибуна Гая Норбана. Маний Аквилий судился в 98 году за взяточничество и был оправдан всадниками, несмотря на его вполне доказанные злоупотребления. Трибун Гай Норбан судился по делу другого рода.

В 103 году до Р. Чтобы добиться осуждения Цепиона, Норбан вызвал ряд самых дерзких угроз и насилий против судей и должностных лиц со стороны черни. Народное возмущение на суде было величайшим преступлением в Риме, и девять лет спустя молодой Сульпиций Руф, только что вступивший на общественную деятельность, потребовал суда над Норба-ном за эти беспорядки. Он обвинял его по закону Апулея de majestate, как seditiosem et inutilem ci-vem197.

Речь, произнесенная по этому делу Сульпици-ем, отличалась необыкновенной силой и страстностью. По собственным его словам, он вызвал против Норбана поп judicium, sed incendium и так был уверен в победе, что Антоний, казалось, мог только искать почетного отступления. По поводу дела Аквилия Антоний говорит: "Я рассуждал не о мифических героях, не о вымышленных ужасах; я не играл, как актер, когда хотел спасти М. Аквилия от позора и изгнания.

Я был самим собой и страдал не чужим, а собственным страданием. Без искреннего, неподдельного волнения разве мог бы я что-нибудь сделать? Человек, которого я видел на высших должностях государственных, окруженного почетом и славой, стоял предо мной униженный, оскорбленный, уничтоженный. Повторяю, я сам был глубоко взволнован, и мне нетрудно было вызвать такое же волнение в других.

Я видел, как вздрогнули судьи, когда я сорвал одежду с убитого горем старика и показал им рубцы его старых ран. Тебе это кажется ловко рассчитанным приемом, Красе, но, уверяю тебя, я сделал это почти безотчетно, под влиянием мгновенного порыва. Между зрителями сидел Гай Марций, старый боевой товарищ Аквилия. Он плакал, и его слезы немало помогали мне.

Я несколько раз обращался к нему, напоминал давнюю дружбу его с Аквилием, призывал его в защиту всех славных полководцев наших; я плакал и сам, не скрывая своих слез, взывал к жалости богов и людей, сограждан и союзников... Если ты, Сульпиций, и вы, друзья, хотите учиться у меня - вот вам мой совет: умейте в речи и негодовать, и терзаться, и плакать.

Соединяйте слово с жестом. Меняйте темп речи и тон голоса. Избегайте менторского тона. Имейте в запасе шутки, анекдоты. Старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а ее конец — запоминающимся.

Создавайте индивидуальный стиль. Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. Информационная речь. Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе — научный доклад — сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Таким же образом готовится зашита реферата.

Во всех областях деятельности распространена протокольная рамочная речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. Цель торжественной речи — создать праздничное настроение. Как правило, она создается заранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты: приветствие и указание на смысл мероприятия, обзор работы, проделанной коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием, выражение надежды на дальнейшее сотрудничество, пожелания. Повествование — это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях, имеющий специфические языковые средства. Выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Была она горничной, попала в любовницы к женатому буфетчику, родила ребенка, свезла его в воспитательный дом...

Для установления прочного контакта между оратором и слушателями необходимо также и то, что обеспечивает взаимодействие на протяжении всей речи. Это, прежде всего, скрытая форма диалога, проявляющаяся в самой структуре речи. Она позволяет достичь эффекта сопереживания. Возможны разные формы сопереживания. Интеллектуальное сопереживание — это совместная мыслительная работа оратора и слушателей. Оратор излагает свою точку зрения и как бы «публично» мыслит, т.

Слушатели следят за его рассуждениями и совершают ту же мысленную работу, включаясь в процесс творческого восприятия. Другой вид сопереживания — эмоциональное. Эмоциональный подъём оратора вызывает ответную реакцию слушателей. Можно согласиться с утверждением опытных ораторов, что, если выступающий подошёл аудитории и сам не волнуется, несомненно, и аудитория будет соответствовать его настроению. Помимо скрытого диалога, который возникает между аудиторией и оратором во время выступления возможен и открытый диалог говорящего со слушателем. Формы этого диалога бывают различными.

Наиболее распространены вопросы слушателей и ответы на них оратора. Такая форма общения с аудиторией требует от выступающего быстрой реакции, владения юмором, доброжелательности. Выступающий, отвечая на возникший вопрос, должен и удовлетворить спрашивающего, и в то же время не забывать об остальной аудитории. Ответ оратора предназначается не только спрашивающему, но другим слушателям. Если выступающий предполагает, что вопрос интересен только тому, кто задал его, ответ должен быть краток; если вопрос волнует всех, ответ должен быть обстоятелен. Помимо ответов на вопросы, задаваемые слушателями, формой открытого диалога являются ответы слушателей на вопросы оратора.

Это активизирует аудиторию, побуждает ее активно воспринимать речь. Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые активизируют внимание слушателей, их мышление. Эти слова обеспечивают обратную связь, когда выступающий по ряду признаков одобрительный кивок, возглас, одобрительная или неодобрительная реплика и прочее понимает, как аудитория реагирует на его слова. Каковы же средства языкового контакта? Прежде всего — личные местоимения 1-го и 2-го лица, глаголы в форме 1-го, 2-го лица и в повелительном наклонении, обращения, риторический вопрос, вопросно-ответное единство. Используя эти средства, выступающий создаёт атмосферу непринуждённого разговора, приглашает слушателей к совместному размышлению и т.

Прочитайте фрагмент из речи В. Назовите средства установления контакта со слушателями, использованные оратором. Укажите слова, содержащие оценку. Какое сопереживание слушателей вызывает эта речь — эмоциональное или интеллектуальное? При жизни Пушкина «Евгений Онегин» был предметом критики или удивления как крупная литературная новость. Теперь он просто предмет изучения как историко-литературный памятник.

Для нас он не был ни тем, ни другим: мы не разбирали его, как разбирали тогда новые повести Тургенева, но мы и не комментировали его, как «Слово о полку Игореве» или «Недоросля». Он не был для нас только роман в стихах, случайное и мимолётное литературное впечатление; это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом развития, как выход из школы или первая любовь. При первом чтении мы беззащитно отдавались обаянию стиха, описаний природы, задушевности лирических отступлений, любовались подробностями, составлявшими декорации драмы, разыгранной в романе, не обращая особенного внимания на самую драму. Потом, перечитывая роман, мы стали вдумываться и в эту драму, в её несложную фабулу и трагическую развязку, задавать себе вопросы и из ответов на них извлекать житейские правила. Мы горько упрекали Онегина, зачем он убил Ленского, хотя не вполне понимали, из-за чего Ленский вызвал Онегина. Каждый из нас давал себе слово не отвергать так холодно любви девушки, которая его так любит, как Татьяна любила Онегина, и особенно если напишет ему такое же хорошее письмо.

Читая «Онегина», мы впервые учились наблюдать и понимать житейские явления, формулировать свои неясные чувства, разбираться в беспорядочных порывах и стремлениях. Это был для нас первый житейский учебник, который мы робкою рукой начинали листать, доучивая свои школьные учебники; он послужил нам «дрожащим гибельным мостком», по которому мы переходили через кипучий тёмный поток, отделявший наши школьные уроки от первых житейских опытов. Может быть, такое отношение к роману было педагогическим недосмотром наших воспитателей или нашим эстетическим пороком; может быть, это было только преждевременным и излишним напряжением эстетического чувства, предохранившим нас от многих действительных пороков. Я этого не знаю; я только отмечаю факт, не ценя его, не произнося приговора над своей молодостью. Судите вы и, если угодно, осуждайте за это нас или наших воспитателей.

Глава 2. Способы обучения риторике 4 страница

Нарушает точность речи. Что не должен делать оратор в конце выступления? Повторять основные положения доклада. Извиняться, что из-за нехватки времени не все были оповещены.

Говорить аудитории комплименты.

Обязательно учитывайте при подготовке тайминг выступления, чтобы модераторам не пришлось прерывать вас во время мероприятия на полуслове. При подготовке доклада избегайте «лирических отступлений», чтобы ваше выступление не оказалось пустым и не имеющим ценности для слушателей. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях. Правило 2. Оцените уровень и определите интересы целевой аудитории Для разной аудитории нужна разная терминология и глубина погружения в тему. Если спикер много выступает, он крайне редко использует один и тот же доклад и презентацию, он адаптирует их под запросы и особенности целевой аудитории. Поэтому при подготовке обязательно уточните у организаторов предварительный список участников или портрет целевой аудитории мероприятия. Это позволит выстроить доклад, делая акценты на наиболее интересные и актуальные для слушателей моменты.

Также рекомендую изучить список спикеров и заявленные ими темы, чтобы сделать мероприятие в целом наиболее интересным для аудитории. Правило 3. Заранее изучите место выступления Если есть возможность, посетите место проведения мероприятия, чтобы своими глазами увидеть помещение, рассадку зала, оборудование и т. Если мероприятие проводится в другом городе, попросите у организаторов фотографии, найдите их в интернете, запросите перечень оборудования и обозначьте свои пожелания например, флипчарт и разноцветные маркеры. Понимание обстановки, в которой будет проходить выступление, позволит вам подготовиться и избежать неприятных сюрпризов. Если есть возможность, отрепетируйте свое выступление в помещении, где оно будет проходить. Правило 4. Нельзя два раза произвести первое впечатление Первые пару минут участники мероприятия будут оценивать вас по внешнему виду, поэтому тщательно продумайте свой внешний образ. Обязательно учитывайте формат мероприятия — ваша уверенность может пошатнуться, если предполагается casual-формат, а вы придете в строгом деловом костюме.

Также уделите внимание фразам, с которых вы начнете выступление. Помимо приветствия это может быть хорошая шутка или пара интересных фактов. Правило 5. Обратная связь реакция слушателей В процессе выступления пытайтесь не только увидеть, но и почувствовать обратную связь от слушателей. Интересно ли им? Не слишком ли быстрый темп доклада вы взяли? Уходят ли участники из зала? Записывают ли за вами тезисы? Фотографируют ли слайды?

Помните о главном — теме публичного выступления и тайминге. Готовясь, отрепетируйте то, что будете говорить, удостоверьтесь, что успеваете изложить главную информацию и привести решающие аргументы. В противном случае не исключено, что время выйдет, а центральную мысль озвучить так и не удастся. Отдельно стоит сказать о последовательности изложения. Старайтесь излагать наиболее значимые аргументы в начале. Особенно это важно в ситуации, когда вы презентуете новый проект руководителю или представляете компанию потенциальному клиенту, и не знаете, сколько времени отведено на встречу. Если же продолжительность известна, то целесообразно начать и закончить сильными аргументами. Готовьтесь к вопросам — начинающие спикеры часто боятся вопросов, а зря! Отсутствие вопросов говорит о том, что аудиторию не удалось зацепить.

Рассматривайте реплики из зала как признак неравнодушия. Однако стоит продумать заранее и негативные сценарии, что поможет сделать понимание типологии вопросов: Уточняющие вопросы — слушатель не понял реплику и хочет получить дополнительную информацию. Дежурные вопросы, которые просто необходимо задать. Провокационные вопросы, направленные на то, чтобы вывести спикера из равновесия и, возможно, подорвать его авторитет. Здесь спасут компетентность в профессиональной области и продвинутый уровень владения ораторским мастерством. Если же такой вопрос застал врасплох, прибегайте к чувству юмора — хорошую шутку аудитория всегда оценит. Как преодолеть страх перед публичным выступлением Людей, которые испытывают дискомфорт накануне и во время выступлений, немало. Как правило, такое состояние появляется по причине неудачного опыта, имевшего место в прошлом. Чтобы преодолеть тревогу, рекомендую воспользоваться следующими приемами, которые помогут справиться со страхом публичных выступлений: Не бойтесь ошибиться и будьте естественны.

Да, страх сковывает, но чем естественнее вы ведете себя перед аудиторией, тем больше будет ее лояльность. Когда люди видят и чувствуют искренность, то прощают даже ошибки, как в речи оговорки и запинки , так и технические: проблемы с запуском презентации, путаницу в слайдах. Если подобное произошло, остановитесь и извинитесь, пошутите и спокойно продолжайте дальше.

Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона... Чаще всего используется индуктивный метод изложения материала, когда лектор ведет слушателей от частных вопросов и примеров к обобщению, к научно обоснованному выводу. Из общих положений, известных слушателям, выводятся частные положения и правила. Какой из этих методов лучше — индуктивный или дедуктивный — на этот вопрос отвечает Ф. Энгельс: «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга». Возможно и ступенчатое изложение, т. И в конечном счете раскрывается та главная идея, которая определяет цель данного выступления»9. Академик И. Павлов говорил, что лекцию можно начать и с середины, со второго вопроса, с интересного. Такое изложение называется концентрическим. Неопытный оратор старается изложить весь материал путем ускорения темпа речи. Средний темп - 80-90 слов в минуту - позволяет легко слушать, конспектировать основные положения и стенографировать. Если приходится выступать в большом помещении, где много людей, пользоваться микрофоном, услугами переводчика на другой язык либо на знаки глухого, темп должен быть замедленным. Если в аудитории имеются лица пожилого возраста, темп речи следует замедлить, при этом почаще надо ставить риторические вопросы, вовлекая слушателей в коллективное мышление и обсуждение. Общественно-политическая тематика и молодежная аудитория требуют более быстрого темпа изложения, более ярких примеров, высокой эмоциональности. Сколько времени должно быть отведено на лекцию? Длинные лекции далеко не всегда оправданны. Средняя продолжительность - 45 минут. На одну и ту же тему того же лектора слушать нецелесообразно. Внешне такая лекция будет казаться совершенно новой. Важным психологическим фактором, который приходится учитывать в методике, является пол слушателей. Для лектора лучше всего смешанная аудитория. Женщину-лектора не всегда положительно воспринимают в женской аудитории. Важно также, чтобы слушатели знали друг друга. Есть сумма слушателей, но нет однородной массы. Для лектора и слушателей небезразлично, когда читается лекция: утром, в обеденный перерыв или после работы. Самое продуктивное время - середина дня, а для лектора, если у него в день три выступления, - вторая лекция. Завершающая часть лекции - заключение, подытоживающая главные мысли по излагаемой теме. Общее требование к заключению: оно должно в той или иной форме резюмировать содержание лекции в полном соответствии с ее целью. Естественно, что заключение чаще всего перекликается со вступлением. Гончарове, которую читал А. Кони: «На новом кладбище Александро-Невской лавры течет речка, один из берегов которой круто подымается вверх. Когда почил Александр Иванович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная обыкновенная история, его друзья...

Публичная речь. Законы построения публичного выступления

Дисциплина «Тренинг публичного выступления» относится к блоку факультативных дисциплин (ФТД.2), обеспечивающих подготовку бакалавра по направлению «Бизнес-информатика». Изучается в 8 семестре – очная форма обучения, 9,10 семестрах – заочная форма обучения. Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей, молодых специалистов это обязательное требование. Презентация. Уроки № 28-28 предоставляет учебники по предметам, презентации и материалы для подготовки к экзаменам (ВПР, ЕГЭ, ГИА, Подготовка к школе). Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения учебного предмета «Русский язык» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Академическая группа: 1ДБ4СО31. Направление подготовки: 42.03.01 Реклама и связи с общественностью. Задание по проверке освоения компетенций. Код компетенции.

Тест 6. Публицистическому стилю присуще

Способов привлечения внимания много, поэтому при подготовке вдумчивый преподаватель, сообразуясь с целью и содержанием лекции, найдет наиболее подходящий способ. Подготовка речи начинается 12 Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции? 14 Чего не должен делать оратор в конце выступления? 15 Какая речь требует особенно тщательной подготовки? Больше всего за 10–15 минут до выхода на сцену. От этого никуда не деться, поэтому нужно просто пересилить себя и сделать шаг вперёд. При хорошей подготовке волнение утихнет, как только вы начнёте говорить. А план подготовки у вас теперь есть. Кроме того, я включил в книгу эссе о преодолении страхов выступления, которое для меня напрямую связано с опытом выступлений. Больше примеров предложений вы найдёте на сайте. Способов привлечения внимания много, поэтому при подготовке вдумчивый преподаватель, сообразуясь с целью и содержанием лекции, найдет наиболее подходящий способ.

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Составьте информационный текст на любую тему

К числу речевых клише относятся словосочетания 10. Употребление предлога благодаря неуместно в словосочетании. Языковые стандарты, готовые устойчивые обороты, являющиеся необходимыми элементами деловых бумаг, — это. К числу речевых клише относятся словосочетания.

Неопытный оратор старается изложить весь материал путем ускорения темпа речи. Средний темп - 80-90 слов в минуту - позволяет легко слушать, конспектировать основные положения и стенографировать. Если приходится выступать в большом помещении, где много людей, пользоваться микрофоном, услугами переводчика на другой язык либо на знаки глухого, темп должен быть замедленным.

Если в аудитории имеются лица пожилого возраста, темп речи следует замедлить, при этом почаще надо ставить риторические вопросы, вовлекая слушателей в коллективное мышление и обсуждение. Общественно-политическая тематика и молодежная аудитория требуют более быстрого темпа изложения, более ярких примеров, высокой эмоциональности. Сколько времени должно быть отведено на лекцию? Длинные лекции далеко не всегда оправданны. Средняя продолжительность - 45 минут. На одну и ту же тему того же лектора слушать нецелесообразно.

Внешне такая лекция будет казаться совершенно новой. Важным психологическим фактором, который приходится учитывать в методике, является пол слушателей. Для лектора лучше всего смешанная аудитория. Женщину-лектора не всегда положительно воспринимают в женской аудитории. Важно также, чтобы слушатели знали друг друга. Есть сумма слушателей, но нет однородной массы.

Для лектора и слушателей небезразлично, когда читается лекция: утром, в обеденный перерыв или после работы. Самое продуктивное время - середина дня, а для лектора, если у него в день три выступления, - вторая лекция. Завершающая часть лекции - заключение, подытоживающая главные мысли по излагаемой теме. Общее требование к заключению: оно должно в той или иной форме резюмировать содержание лекции в полном соответствии с ее целью. Естественно, что заключение чаще всего перекликается со вступлением. Гончарове, которую читал А.

Кони: «На новом кладбище Александро-Невской лавры течет речка, один из берегов которой круто подымается вверх. Когда почил Александр Иванович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная обыкновенная история, его друзья... Если лектор продумывает заранее первую фразу, с которой он обратится к слушателям, в равной степени он должен знать и последнюю, которой он закончит свое выступление. Заключение - это выводы, которые вытекают из всего того, что до этого было сказано. Не следует надеяться, что слушатели сами сделают выводы. Лекция без заключения, и особенно по праву, подобна «всаднику без головы»: непонятно, зачем все это здесь говорилось.

Последняя мысль устного выступления ------------------------------------------------------------------- Кони А Ф Воспоминания о писателях Л, 1965 С 225 12 Михайличечко Н А Основы риторики М, 1994 С 30 обладает наибольшей внушающей силой. При подготовке к выступлению опытные лекторы заранее подбирают про запас украшения к лекции. Такими «изюминками» могут быть увлекательные факты, примеры, образные сравнения, которые ярче, полнее раскрывают отдельные моменты речи. Из того, что полный текст лекции написан, не следует, что лектор готов выступить. Пороховщикова, - кому-нибудь из домашних, которые изображали бы «непонятливого слушателя». Такой случайный слушатель мать, брат, знакомый и т.

В письменной речи могут стоять слова, которые трудно произнести.

Конференции, семинары f. Пенная дискотека g. Мероприятия в сфере спонсорства и благотворительности h.

Оригинальные специальные мероприятия i. Акции с использованием баз данных Правильный ответ: f. Дополните из предложенного списка цели на этапе оценки эффективности кампании: обеспечение соответствия главных направлений PR-кампании общим целям коммуникационной политики организации; определение эффекта, конкретного результата кампании; определение эффективности расходования финансовых средств на кампанию; обеспечение соответствия формы и содержания коммуникаций требованиям государственного и профессионального регулирования и морально-этическим нормам общества. Награждение отличившихся b.

Обеспечение секретности результатов c. Обеспечение эффективности в самом широком смысле d. Наказание провинившихся Правильный ответ: c. Форма и содержание рекламы обязательно должны соответствовать требованиям государственного регулирования и морально-этическим нормам.

Контроль за рекламной деятельностью и ее анализ подразумевают: а анализ структуры рекламной деятельности и динамика ее показателей; б моделирование и прогнозирование рекламной деятельности; в расчеты эффективности рекламных мероприятий; г оценку факторов, определяющих эффективность рекламной деятельности. Основы теории коммуникации 3 1. Рекламодатель - это юридическое или физическое лицо, являющееся: а финансирующей стороной производства рекламы; б источником рекламной информации для производства и размещения рекламы; в источником рекламной информации и финансирующей стороной для производства и распространения рекламы; г источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы. Рекламопроизводитель - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее: а полное и частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме; б производство рекламной продукции по заказу рекламодателя; в полное приведение рекламной продукции к использованию в средствах распространения рекламы; г финансирование, производство и размещение рекламной информации.

Рекламораспространитель - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и или распространение рекламной информации: а путем оплаты финансирования услуг соответствующих средств распространения рекламной информации; б теми способами и в тех средствах распространения рекламы, которые определил рекламодатель; в путем предоставления и или использования имущества технических средств радио-, телевизионного вещания, каналов связи, эфирного времени и др. Коммуникационный менеджмент 10 1. Первым в истории управления коммуникациями взаимосвязь между положительными публикациями в прессе о фирме выявил: 1 Айви Ли; 2 Э Бернайз; 3 С Блэк; 4 Дж. Авиакатастрофы, смерть ведущего руководителя, наводнение — это примеры кризисов: 1 неожиданных; 2 назревающих; 3 непрерывных.

Кому принадлежит авторство выделения следующих шести факторов речевой коммуникации: контекст, сообщение, адресант, адресат, контакт, код? Якобсон; 2 С Блэк; 3 Дж. Грюниг; 4 К. Характеристика какой формы управленческого общения приведена ниже?

Процесс формулировки стратегии по этапам, с разъяснением роли каждого члена организации каждого ее подразделения — это: 1 стратегическое планирование; 2 стратегическое прогнозирование; 3 стратегический аудит. Верно ли, что внешний информационный поток возможно полностью контролировать?

У него будут «свои» слова для денег для заработков зако н,нн ых и особенно не зако н,нн ых для всякого рода махинаций ц и,ы ничные прозвища людей которых он боится. Я этим вопросом специально занимался по этом повер -,ь те мне я это знаю а не просто предполагаю. Язык человека это его мирово з,зз рение и его поведение. Как говорит так следовательно и думает По Д.

Какое утверждение соответствует действительности?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий