Февраль 1990 душанбе что было с русскими

На рубеже 1980-1990-х годов по азиатским республикам бывшего СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов, которая ускорила процессы распада единого государства. Трагические события февраля 1990 года в Душанбе стали частью общей цепи событий. Дискуссии по этому поводу не утихают ни в России, ни в Таджикистане. В 1990 году в Таджикистане проживали 580 тысяч этнических русских, после гражданской войны в стране осталось не более 40 тысяч русскоязычных граждан. Армяне и русские покидали город, стараясь навести порядок в имущественных делах. 13-14 января 1990 пострадали те, кто не смог уехать — из-за почтенного возраста, из-за больных престарелых родственников.

Е.В. Семёнова. НА ЭТНИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ… (Геноцид русских в бывших республиках СССР) Часть 2.

Русский союз - Новость: Геноцид русских в Таджикистане В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. день памяти погибших во время массовых беспорядков в Душанбе 12-14 февраля 1990 года.
Душанбе - 1990 Рано утром 12 февраля 1990 года страна проснулась от кровопролитного столкновения митингующих с правительственными войсками возле ЦК КП Таджикской ССР. Тогда по приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова в Душанбе были введены войска.
Почему русские стали бежать из Таджикистана? Кульминацией межэтнических столкновений стали февральские события 1990 года в Душанбе. Местных возмутили слухи о выделении нескольким тысячам армянских беженцев из Азербайджана квартир в городе.

Сокрушимая “дружба народов”. Душанбе-1990

Конфликт в Душанбе — массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве. В феврале 1990-го начался ужасный погром русскоязычных кварталов. – Таджикистан, Узбекистан начало 1990 г. Русских резали во всю, из 500 тысяч русских проживавших в Таджикистане осталось не более 60 тысяч и то, больше старики. В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала. Двадцать лет назад, в феврале 1990 года, в Душанбе произошли волнения, ставшие прологом гражданской войны. После погромов в Азербайджане несколько армянских семей из Баку бежали к своим родственникам в Душанбе.

Кровавый февраль 1990 года в Таджикистане

БМП на проспекте Ленина в Душанбе, 14 февраля 1990 года Также в это время в Узбекскую ССР вывели 15 ОБрСпН (отдельная бригада специального назначения), которой тоже придется сыграть важную роль в описываемых событиях. 12-14 февраля 1990 года в Душанбе (Таджикистан) прошли массовые беспорядки, приведшие к столкновениям и человеческим жертвам. РИА Новости, 12.02.2020. Танки на проспекте Ленина в Душанбе, 4 февраля 1990 года. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости. Таджикистан, считавшийся наряду с Киргизией беднейшей республикой позднего Советского Союза, к концу 1991 года находился в глубоком политическом кризисе.

Февраль 1990: что произошло с русскими в Душанбе

Тело рвали мастерски… он умирал в течение двадцати минут». История и хронология Февраль 1990 года по праву можно считать пиком полномасштабной резни. Основные погромы происходили в столице Таджикистана — Душанбе. К сожалению участие принимали не только радикальные банд формирования, но и обычные граждане Таджикистана. В тот день главными слоганами были: «Таджикистан для таджиков! Наблюдая сейчас за теми событиями из прошлого можно понять на кого смотрели русские националисты, придумывая лозунг: «Россия для Русских, Москва для Москвичей». Убивали всех без разбора, в том числе и детей. Наверное, это самые кровавые страницы в истории Таджикистана.

На сегодняшний день известно, что это была целенаправленная акция для вытеснения Русских. Люди смогли, наконец, дать отпор агрессору. Тем не менее, порядок удалось восстановить только к 23 февраля. Всё это время власти Таджикистана бездействовали. Возможно, это было связано с неготовностью столкнутся со столь экстремальной ситуацией. Полагаю, это ещё один аргумент в пользу того, что присутствие войск Российской Федерации должны находиться в регионе. Стоит ли говорить, что как только начала работать железная дорога, русские буквально хлынули из страны.

Основной отток жителей был из столицы Таджикистана Душанбе, где из 700 000 жителей Душанбе 300 000 были Русскими. Кстати именно столица была главным центром погромов. Вскоре после оттока оккупантов в стране стала ощущаться нехватка врачей, учителей и других специалистов. Именно тогда осознав свою неправоту жители Таджикистана создали знаменитый лозунг: «Русские, не уезжайте — нам нужны рабы! Он украшал заборы во всех городах Таджикистана. После развала СССР иммиграция только усилилась. В цифрах это будет около 8 миллионов человек.

После отъезда Русских ситуация в стране окончательно покатилась, в результате чего случилась гражданская война. В нагнетании антирусской истерии во всех республиках бывшего СССР немало потрудились представители творческой интеллигенции. В Таджикистане на этой ниве особенно отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева. Фразы вроде «поруганной северными варварами моей прекрасной темноглазой Родине», «Великая Отечественная война это российской мясорубка, куда загнали таджиков», «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь». Ну и как это обычно бывает, во время гражданской войны она обосновалась в Москве и стала печатается в газетах и выступать с творческими вечерами. Безусловно не смотря на столь страшные страницы прошлого, мы не должны испытывать ненависти к кому бы то ни было. Тем не менее Россия должна усвоить урок о том, что её интересы должны быть превыше «братских народов».

Так же любой приезжающий на территорию России должен понимать, что он тут всего лишь гость и не более. Если же он хочет остаться тут жить, то он обязан принять русскую культуру, наши духовные и моральные ценности. Кыргызстан Всеми любимые настроения подогревались, в том числе и старыми знакомыми, — российской «либеральной» интеллигенцией. Правильное название для такого контингента граждан — предатели своего народа. Такие как Новодворская и ей подобные. Но, в каждой стране свои герои — в Кыргызстане таким героем стала Роза Отунбаева, всячески подстрекавшая свой народ к войне. Из книги В.

Тюпенского «Исход». Отрывки: «Жёсткое межнациональное противостояние превратилось в катастрофу, но как это ни странно, началось всё внутри собственно киргизской среды. Виновный в бедствиях должен быть назначен. И он был найден. Это был уникальный городской русскоговорящий без акцента киргиз, частично утративший за ненадобностью словарный запас киргизского языка, учившийся в общеобразовательной школе, чьи бабушка и дедушка умудрились в своё время перебраться с гор «к русским в город». Этих бедолаг начали отлавливать массово. Человек 10 «настоящих кыргызов» подходили к одинокому пареньку и задавали невинный вопрос на «родном языке», если отвечал, то свободен, а если нет, то кровавая расправа была быстрой и беспощадной.

Милиция постепенно заполнилась «новыми кадрами». Традиционно милицейский патруль «запаздывал» и приезжал уже к «телу». Тут же вспомнилась «вековая вражда». С юга волны ненависти докатились до столицы. Сожжённые дома, изнасилованные девочки, младенцы на вилах, тысячи беженцев. Но были и российские десантники и «расстрельные бригады генерала Кулова», за что им мой поклон. Воспоминания разные.

Идёт колонна «джигитов», вот какой-то паренёк быстро перебегает от подъезда к другому подъезду. От колонны отделяются несколько «инициативных», догоняют, волокут по асфальту. В массе ничего не видно. Колонна проходит. На дороге длинный кровавый след. Вечерами иногда раздаются истошные крики. Кто и откуда непонятно.

Введён комендантский час, после 21ч. В небе вертолёты. В центральных газетах ни слова о нас, Москва занята собой. И слухи, и.... На братьев, на Россию». Новые хозяева жизни уже кое-чему научились. Во-первых, они поняли, что Фрунзе, переименованный в Бишкек гораздо интересней, во-вторых, что никакая ельцинская Россия на помощь к русским не придёт.

Ельцин в ответ на собственную самостийность предложил и «новый формат» и место в ООН, и много чего ещё. Прибыв в Чолпон-Ату на курорт, заявил, «Как же здесь хорошо», а в нескольких километрах в это время шло побоище. К этому времени русские в столице уже стали «нетитульным национальным меньшинством». Начался очередной ещё более страшный виток насилия. На этот раз все силы погромщики бросили на нас, не размениваясь на Юг. Корейская диаспора через определённых людей предложила нам жёсткий вариант сопротивления. Им-то точно деваться было некуда.

Мы через свой Славянский фонд отправили делегацию в Москву по вопросу «полной эвакуации русского населения в малонаселённые области России». Кремль показал нам фигу. Консульства Германии и Израиля запустили свои программы по репатриации. Ивановы, Ложкины, Зайцевы в один миг стали Раппопортами, Зальцманами и прочими. Те, кто не нашёл соответствующей мамы или не оформил нужный брак, косяками на свой страх и риск, продав за копейки жильё, потянулись в Польшу, Бельгию, Канаду и много ещё куда. А в столице уже не Фрунзе , Бишкеке, русских на улицах почти не видно. У всех страх.

Русских, украинцев там резали одинаково, просто избавлялись от чужих. При этом украинские национал-радикалы поддерживали ичкерийских бандитов в борьбе с Россией, лишь бы Кремлю насолить. Ради этого они предавали свой народ. Но в Дагестане мощные родовые кланы, поддерживающие родственников при трудоустройстве.

Русские таких связей не имели и в первую очередь остались без работы в годы кризиса 90-х. И им пришлось уезжать. Интересно, что в Татарстане ничего подобного не происходило. Там русская община сохранилась.

И если она убывала, то из-за общего демографического кризиса, а не в силу отъезда. На Украине русская община между переписями 1989 и 2001 годов сократилась на 3 миллиона человек. Это притом что с Украины в Россию уехало не больше 1 миллиона русских. Но русскоязычные области Украины переживали более жестокий демографический кризис, рождаемость там была ниже, чем на Западной Украине, хотя экономически Донбасс был в лучших условиях.

Или русских неволили: заставляли себя называть украинцами? Им хотелось принадлежать к какой-то «более европейской», «более качественной», как им казалось, нации, которая не потерпела исторической неудачи. Многие считали, что советский период - это страшная ошибка и ответственны за нее русские. Они не хотели нести коллективной вины.

И создали популярный миф, что они принадлежат к «европейской цивилизации», а русские - к какой-то евразийской, азиатской. А тут приходят люди, вроде похожие, но сохранившие старинные социальные практики, от которых отвыкли в Речи Посполитой, например ношение бороды. Почему русских на Западной Украине «кацапами» обзывали? Как цап.

То есть как козел. Человек с бородой. Мы-то, украинцы, бреемся, как европейцы, а эти - как цапы, с бородами. В 90-е снова раздули это культурное противоречие, хотя на самом деле различия между русскими и украинцами невелики.

Это не этническое, не генетическое, а скорее цивилизационное ощущение. И оно захватило какое-то количество русской молодежи тоже. Селфи в сарафанах и кокошниках - это еще не возвращение к корням, но уже мода в правильном направлении. А еще это красиво!

В Казахстане была вторая после Украины по численности русская община - почти 6,5 миллиона человек. Сейчас примерно 3,5 миллиона осталось. Более 2 миллионов русских, в первую очередь молодые, уехали, старики частично умерли. Но дружественные отношения с Россией и, главное, произошедшая в Казахстане экономическая стабилизация повлияли положительно.

Есть еще такой феномен: различие в формах дискриминации русских в Средней Азии и в Прибалтике. В среднеазиатских странах зачастую на политическом уровне отношение к русским очень дружественное, а на бытовом - проблемы. В Средней Азии русским и на работу устроиться сложнее, и ребенка могут поколотить во дворе, потому что он не свой. В Прибалтике наоборот - на политическом уровне отношение недружественное, а на бытовом более спокойное.

Старикова, вирус национализма, который появился в феврале 1990 года, распространился не только в Таджикистане, но и по всей Средней Азии и остальным государствам ближнего зарубежья. Но его оппонент Ф. Хабибов подвергает сомнению эти цифры. Ссылаясь на статистические данные, он отмечает, что в 1989г. Слияние через сближение Исход русскоязычного населения, не только русских, из Таджикистана начался не после февральских событий 1990 года, а чуть раньше. Когда в июле 1989 года Верховный Совет Таджикской ССР принял Закон «О языке», согласно которому язык титульной нации был объявлен государственным, а русский стал языком межнационального общения. О борьбе таджикской интеллигенции и протесте русскоязычного населения против принятия государственного языка мы расскажем ниже. Сейчас только отметим, что последняя Всесоюзная перепись населения в СССР была проведена в январе 1989 года, поэтому ссылки на данную перепись не обоснованы. В период перестройки, к июлю 1989 года в ряде республик бывшего СССР были приняты законы о государственных языках. В роли пионеров в этом деле выступили прибалтийцы.

Я не говорю о том, что например, в Азербайджане еще в конце 50-х годов прошлого века язык титульной нации был объявлен государственным. Грузинский язык получил этот статус в 1978 году, когда в республике принимали новую конституцию. Но в Средней Азии, в перестроечные годы, этот процесс начался в Таджикистане. Оказалось, что многие видные деятели науки и культуры не согласны проводимой национальной политикой Москвы. И это, в первую очередь, было связано с языковой политикой Кремля, особенно русификацией, которая охватывала все сферы жизни, даже детские сады и школы. Когда в 1958 году началась школьная реформа, в СССР приняли закон, согласно которому изучение национального языка и обучение на национальном языке в национальных школах объявили необязательным. В дальнейшем такая скрытая форма русификации стали претворять в детских садах. Естественно, в таких условиях многие родители стали отдавать своих детей в русские школы, в том числе в Таджикистане. Дети таджикской элиты стали ходить в русские школы, потому что обучение в русских школах было поставлено на более высоком уровне, а также выпускники русских школ могли сделать успешную карьеру. Как отмечают историки, декоренизация и денационализация в СССР началась раньше, еще в 30-е годы прошлого столетия, и она касалась, в первую очередь, органов власти.

Тогда появился институт вторых секретарей в национальных республиках, которые обязательно были русскими или русскоязычными. Такой десант в Таджикистан был переброшен даже в перестроечные годы, во второй половине 80-х годов, что вызвало огромное недовольство в республике. Как правило, вторыми секретарями не назначали местных русских, знакомых с обычаями и традициями коренных народов. Эти деятели, как правило, де факто, руководили национальными республиками и воплощали так называемую интернациональную политику в жизнь. На самом деле они претворяли в жизнь политику русификации. При Сталине у большевиков был лозунг о «расцвете национальных по форме и социалистических по содержанию культур», но при Хрущеве появилась новая формула о «расцвете и сближении наций». Советские идеологи рассчитывали на то, что когда при коммунизме произойдет "слияние наций" через "сближение", у всех народов будет один язык - русский. Путаница или клевета В. Стариков продолжая свои измышления, пишет о том, о чем имеет смутное представление.

Стоит ли говорить, что как только начала работать железная дорога , русские буквально хлынули из страны. Основной отток жителей был из столицы Таджикистана Душанбе, где из 700 000 жителей Душанбе 300 000 были Русскими. Кстати именно столица была главным центром погромов. Вскоре после оттока оккупантов в стране стала ощущаться нехватка врачей, учителей и других специалистов. Именно тогда осознав свою неправоту жители Таджикистана создали знаменитый лозунг: Русские, не уезжайте — нам нужны рабы! Он украшал заборы во всех городах Таджикистана. После развала СССР иммиграция только усилилась. В цифрах это будет около 8 миллионов человек. После отъезда Русских ситуация в стране окончательно покатилась, в результате чего случилась гражданская война. Остаётся добавить, что в нагнетании антирусской истерии во всех республиках бывшего СССР немало потрудились представители творческой интеллигенции. В Таджикистане на этой ниве особенно отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева. Фразы вроде «поруганной северными варварами моей прекрасной темноглазой Родине», «Великая Отечественная война это российской мясорубка, куда загнали таджиков», «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь». Ну и как это обычно бывает, во время гражданской войны она обосновалась в Москве и стала печатается в газетах и выступать с творческими вечерами. Хочу сказать, что, безусловно не смотря на столь страшные страницы прошлого мы не должны испытывать ненависти к кому бы то ни было. Тем не менее Россия должна усвоить урок о том, что ее интересы должны быть превыше « братских народов ». Так же любой приезжающий на территорию России должен понимать, что он тут всего лишь гость и не более. Ссылки: Книга "Елена Семёнова. На этнической войне" является самым крупным иследованием геноцида русского населения 90 годов. Упомянутая в статье Гулрухсор Софиева это ее цитата "пусть кровь смоет русскую грязь" сейчас спокойно живет в Москве: Никогда мы не должны забывать массовых убийств русского населения в 90-е, на национальных окраинах. Я помню, как с пеной у рта на чистом русском языке деятели Елена Семёнова «На этнической войне» 8 типа Миррахима Миррахимова, бывшего секретаря парткома в одном из институтов, вмиг перекрасившегося в ультра-националиста, требовали статуса государственного для таджикского языка. Стоит ли говорить, что как только начала работать железная дорога, русские буквально хлынули из страны. Тем не менее Россия должна усвоить урок о том, что ее интересы должны быть превыше «братских народов». Упомянутая в статье Гулрухсор Софиева это ее цитата "пусть кровь смоет русскую грязь" сейчас спокойно живет в Москве: Такого нельзя забывать. Как грибы после дождя множились народные фронты в странах Балтии, Кавказа, Средней Азии , Молдове… Первой ласточкой этой войны стал Карабах. И в разгар этого конфликта советское руководство продемонстрировало полное непонимание происходящего. Да и какое могло быть понимание, если глава государства разводил руками и заявлял, что не может понять, что не поделили между собой два «братских мусульманских народа ». В рамках этой работы мы не намерены рассуждать о том, можно ли было сохранить Советский Союз. На этот счёт существуют разные мнения. Однако, бесспорно одно: даже при неизбежности распада, при худшем варианте можно было не позволить дробления государства по фальшивым ленинским границам, сохранить тесный альянс с наиболее близкими республиками Украиной, Белоруссией, Казахстаном , не допустить расправ и нарушения прав русских в откалывающихся новоявленных государствах и обеспечить переезд их в Россию с предоставлением надлежащих условий. Но и эта программа минимум, в сущности, ничто иное, как цивилизованный развод, не была реализована, потому что для каких-либо адекватных и решительных действий нужна была адекватная и решительная власть, но её не существовало. Страна захлёбывалась бесчисленным множеством слов, опьянев от дарованного права голоса. От объявления гласности при крушении коммунистического строя предостерегали многие русские мыслители от Ильина до Солженицына, понимая, что оная спровоцирует лишь брожение в неокрепших умах, бесчисленные расколы и, как следствие, полную и всеобщую недееспособность. За газетными баталиями и прениями в Совете народных депутатов ни власть, ни общественность, увлечённая демократическими идеями, ни народ не слышали отчаянных криков о помощи, доносившихся с окраин, где от антирусских деклараций быстро перешли к действиям. Рогозин, - что первыми жертвами озверевших сепаратистов становились русские мирные жители. Полуживая КПСС и полуразложившийся от массового предательства КГБ не были способны удержать страну от распада…» О том, что произошло в феврале 1990 года в Душанбе, впервые подробно написала газета «Пульс Тушина», опубликовавшая письмо душанбинца Андрея Мигунова. О страшных событиях в таджикской столице мы можем узнать из свидетельств очевидцев. Обратимся к ним. В феврале 1990-го, аккурат в день очередной годовщины исламской революции в Иране, - погром русских кварталов Душанбе. Убийство средь бела дня корреспондента ОРТ Никулина, расстрел из гранотомета школьного автобуса с детьми российских офицеров. Ее лидеры мнили себя «политиками». Понятно, что за бандитами стояли идейные вдохновители, которым мерещился зеленый флаг над Памиром, где «неверным» не было места…» Владимир Кленов, Душанбе. Молодежь, подстрекаемая фанатично настроенным духовенством, призывала к расправе над русскоязычным населением. Вооруженные толпы осаждали здание ЦК КП Таджикистана, громили и поджигали магазины, киоски, машины, дома. Моя сестра Алена в тот день возвращалась домой из школы с подругой, в них начали кидать камнями местные подростки. Александр Трескинский совместно с Василием Емельяновым, г. Великие Луки, Псковская область, 10-й класс. Россия, XX век» «12 февраля 1990 года, понедельник. Hесколько минут назад закончился рабочий день. Я бегу с женой по улице Айни. Час пик, но улица абсолютно пустынна - ни одной машины на мостовой, ни одного прохожего на тротуарах. За нашей спиной в километре от нас остался проспект Ленина, по которому в сторону железнодорожного вокзала, круша и сметая все на своем пути, несется огромная, потерявшая разум толпа. С минуты на минуту она вывалится на перекресток и неизвестно, в какую сторону повернет дальше. Hадо спешить - дома у нас дома ли? Страх за них подгоняет нас, и мы бежим изо всех сил. Пробежав несколько километров, вздыхаем с облегчением. Дети оказались дома. А назавтра отрезок дороги у текстильного комбината превратился в ад. Банды исламских фундаменталистов блокировали шоссе. Из прибывающих с двух сторон автобусов и троллейбусов они вытаскивали русских женщин и насиловали здесь же на остановках и на футбольном поле у дороги, мужчин жестоко избивали. Антирусские погромы прокатились по всему городу. Русских грабили, насиловали и убивали даже в их собственных квартирах. Hе щадили и детей. Такого изуверства Таджикистан еще не знал. Городские и республиканские власти растерялись. Hо горожане ищут выход и находят его. В микрорайонах формируются отряды самообороны, а наутро 15 февраля весь город вышел на улицы. Человеческие цепи опоясали границы микрорайонов. Получив жесткий отпор в нескольких районах города, бандиты больше не посмели нападать. И погромы прекратились». Владимир Стариков. И тут молодой таджик визгливо сообщил: «ЦК громить будем, свободу и суверенитет добывать». Предостерегаю, мол, в дом беду приведете. А мне в ответ: «Иди, пока цел, и вообще съезжай отсюда». Днем слышал пальбу в центре города, в том числе орудийную. А вечером вышел на улицу и увидел людей - побитых, покалеченных, раненных. Знакомый таджик поздоровался и предупредил: «Не ходи туда, джура. Бьют, режут, насилуют, раздевают, машины жгут, стреляют. Многих людей с моста в Душанбинку столкнули, некоторые разбились насмерть о камни... Два дня экстремисты занимались погромами, убивали и стреляли. Только за первые сутки погибло более 200 человек. И на меня были нападения - сперва с ножом, потом - со стрельбой в дверь квартиры из пистолета». Подошли пятеро вооружённых винтовками таджика… Русский? Да, Я - РУССКИЙ… Казнь была демонстрационной… на площади… чтоб боялись… вообще когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта… потом лишь следствие и опрос свидетелей установило что его пронзали заточенными арматуринами. Дядя был в молодости спортсменом и был достаточно крепок, и когда его растерзанного и изуродованного оставили истекать кровью, он нашёл в себе силы доползи до ближайшего дома… умер в подъезде. Пропавшего дядю искали долго, так как труп был в том самом дополнительном морге. Хоронили в закрытом гробу. На похороны люди пришли с плакатами… что-то вроде «Остановим геноцид! Тем русским кто бежал из Таджикистана на поезде, в том числе семья моей жены, тогда ей было 11 лет , на прощание по вагону запросто давали очередь из АК, либо запирали все двери и кидали горящую смоляную тряпку в начале вагона на скорости ветер раздувал огонь и целые семьи сгорали за пару минут …» Бывший душанбинец. Но буквально в тот же вечер события переросли в погром. Антирусский погром. Несколько дней в городе не было никакой власти, и русские защищали себя сами как могли. Те спецподразделения, про которые пишет г-н Каримов, которые якобы были присланы для подавления свободного порыва "таджикской демократии", спасли не одну тысячу жизней, прежде всего русских жизней. Если бы не эти подразделения, то при видимом попустительстве союзных властей в городе неминуемо началась бы резня русских. Как позднее такая резня русских произошла в Чечне, при попустительстве российских властей. Но от Грозного до Ставрополья сотни полторы километров, и была возможность выбраться, тогда как русские в Душанбе и Таджикистане такой возможности были лишены в принципе…» Пётр Чернов. Я стою в пикете с группой мужчин - соседей по дому. Ревя моторами, гремя броней, лязгая гусеницами, мимо нашего дома катят бронетранспортеры и боевые машины пехоты. Переброшенные воздушными гигантами ИЛ-76 из глубины страны, в город входят внутренние войска. Суровы лица солдат, сидящих на броне в полной боевой экипировке, сжимающих в руках автоматы и готовых в любую минуту вступить в бой. Hет радости и на наших лицах. Горькие мысли бродят в моей голове - как удалось исламистам усыпить бдительность властей и напасть внезапно, врасплох, почему с таким опозданием вызваны воинские части? Ведь за сегодняшнюю тишину город заплатил жизнями 34 человек. Порядок в городе восстановлен. А в марте, как только начала работать железная дорога, первая волна отъезжающих русских хлынула на товарную станцию за контейнерами, на вокзал и аэропорт за билетами. Из семисот тысяч жителей тогдашнего Душанбе триста тысяч составляли россияне. Вскоре стала ощущаться нехватка врачей и учителей в русских классах. У моей дочери в восьмом классе в течение полугода отсутствовал учитель физики, что вынудило нас перевести ее в другую школу. Именно в эти дни родился знаменитый лозунг: «Русские, не уезжайте - нам нужны рабы! Он украшал заборы города до дня отъезда нашей семьи из Таджикистана. После распада СССР поток отъезжающих усилился. Вирус национализма, посеянный в феврале 90-го, дал всходы. И не только в этой южной стране , но и во всей Средней Азии и остальных государствах ближнего зарубежья. Об этом г-н Каримов не пишет, поскольку между строк его статьи легко прочитывается следующая мысль: русские сами виноваты в своем исходе, в том, что им не нашлось места в свободном Таджикистане, поскольку Центр пытался подавить свободу в феврале 1989 г. Он не пишет, как в октябре 1991 г. Все это вместе взятое четко подпадает под определение геноцида. Геноцида русской диаспоры в Таджикистане в 1990-х годах». Пётр Чернов. Правительство первого президента страны Набиева, в сложившейся ситуации, не смогло предотвратить гражданскую войну и под давлением «демоисламистской» оппозиции в конце лета 1992 года вынуждено было уйти в отставку. В связи с отсутствием легитимного правительства в стране наступил паралич власти. Гражданская война в условиях «нейтралитета» государственных силовых структур , после заявления руководителей МВД и КНБ комитета национальной безопасности республики о нейтралитете подчиненных им ведомств, полностью охватила центральные, юго-западные и южные районы республики. Сухолесский А. В Душанбе проходят многотысячные митинги с взаимоисключающими лозунгами. Оппозиция требует отставки первого президента республики Hабиева и превращения Таджикистана в исламское государство.

Геноцид русских в 90-е. Часть I. Таджикистан. Свидетельства очевидцев и документальная хроника

Танки на проспекте Ленина в Душанбе, 4 февраля 1990 года. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости. Таджикистан, считавшийся наряду с Киргизией беднейшей республикой позднего Советского Союза, к концу 1991 года находился в глубоком политическом кризисе. Рогозин Дмитрий Рогозин: "В середине февраля 1990 г. национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи (!) русских мужчин и женщин в Душанбе". Начался отток русского населения из Таджикистана – до 1990 года в Душанбе проживало около 80% русских, потом многим пришлось уехать, оставив все. – Таджикистан, Узбекистан начало 1990 г. Русских резали во всю, из 500 тысяч русских проживавших в Таджикистане осталось не более 60 тысяч и то, больше старики.

"Час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь"

07:15HD. Русские в Душанбе! ǀ Русҳо дар Душанбе! تاجیکستان in Tajikistan. В феврале 1990 года в Душанбе, столице Таджикистана, произошли события, которые существенно повлияли на судьбу русского населения. БМП на проспекте Ленина в Душанбе, 14 февраля 1990 года Также в это время в Узбекскую ССР вывели 15 ОБрСпН (отдельная бригада специального назначения), которой тоже придется сыграть важную роль в описываемых событиях. По словам Саиданвара Камолова, оружие использовали в основном военнослужащие той самой Таманской дивизии, которые были переброшены в Душанбе в феврале 1990 года. Масштабные беспорядки в Душанбе в феврале 1990 года начались после того, как неизвестные лица стали усиленно распространять слухи о выделении квартир армянским беженцам.

Геноцид русских в Таджикистане (передача)

07:15HD. Русские в Душанбе! ǀ Русҳо дар Душанбе! تاجیکستان in Tajikistan. По словам Саиданвара Камолова, оружие использовали в основном военнослужащие той самой Таманской дивизии, которые были переброшены в Душанбе в феврале 1990 года. ЧЕРНЫЙ ФЕВРАЛЬ. 12 февраля 1990 года, понедельник. Несколько минут назад закончился рабочий день. – Таджикистан, Узбекистан начало 1990 г. Русских резали во всю, из 500 тысяч русских проживавших в Таджикистане осталось не более 60 тысяч и то, больше старики. Рано утром 12 февраля 1990 года страна проснулась от кровопролитного столкновения митингующих с правительственными войсками возле ЦК КП Таджикской ССР. Тогда по приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова в Душанбе были введены войска. Днем 12 февраля 1990 года в городе начались беспорядки: запылали ограбленные магазины, прозвучали первые выстрелы — подвергшиеся нападениям милиционеры пытались отогнать нападавших выстрелами в воздух.

Геноцид русских в 90-е.Таджикистан. Свидетельства очевидцев и документальная хроника

Между тем в мечетях продолжалась антиправительственная агитация, толпа на площади росла, а вместе с ней росло и напряжение — про армян уже никто не вспоминал, зазвучали требования о смене власти. Днем 12 февраля 1990 года в городе начались беспорядки: запылали ограбленные магазины, прозвучали первые выстрелы — подвергшиеся нападениям милиционеры пытались отогнать нападавших выстрелами в воздух. Примечательно, что огонь на поражение милиция открыла не для того, чтобы убивать митингующих, а наоборот — спасая их жизни. Первым был расстрелян шахид, который пытался протаранить толпу на площади, сидя за рулем горящего автобуса. Если бы это ему удалось, то у Таджикистана уже тогда появилась бы своя "небесная сотня", которую раздавил и сжег кровавый режим.

Всего за время беспорядков погибло 25 человек, 291 получили ранения, при этом среди погибших и раненых были не только митингующие, но и представители органов правопорядка. Семена будущей гражданской войны были посеяны, однако в тот момент её не произошло — 13 февраля в Душанбе был введен комендантский час, а 14 февраля в город вошли войска и взяли ситуацию под контроль.

Зато они надеялись, что разбуженный хаос поможет прийти им к власти — на конец февраля в Таджикистане как раз были намечены выборы в парламент. Участники тогдашних событий вспоминают их очень по-разному. Одни говорят о революционном подъеме таджикского народа, который поднялся на борьбу за демократию против КПСС. Другие же утверждают, что как раз КПСС вместе, конечно, с КГБ и организовала всю эту провокацию, чтобы не допустить демократов до выборов, а наоборот — скомпрометировать их, а потом и репрессировать. Третьи и вовсе стараются те события не вспоминать, говоря о них вскользь и напирая на то, что все самое важное было до или после. А между тем рядовые свидетели, которые не являлись активными участниками, а смотрели на все со стороны, больше вспоминают не о каких-то пылких революционерах, а об исламских радикалах и бандитах из преступных группировок.

Которые, как это часто случается, стали основным авангардом протестующих "демократических сил".

Участковый капитан ходил за мной по пятам и умолял написать отказ. Я их сам нашёл, да вот предупредили их как-то уж вовремя. Кто-то постарался. Солидарны, ничего не скажешь.

Сказали, кто их ищет. Ещё через три месяца брат вышел на работу. А ещё через три к нему в часовую мастерскую вломились три типа в милицейской форме, «три понятых» и «потерпевшая». Всемером киргизские герои побили практически инвалида, привезли в УВД, заставили написать «все признания» и велели ещё денег принести, а то «пять лет гарантировано». Когда моя мама увидела его, сразу кинулась мне звонить.

Я быстро в УВД, к начальнику. Вламываемся с братом: «Мурат, или ты разбираешься здесь срочно или я своими методами! Входит начальник уголовного розыска г. Меня увидел, глаза на выкат. Знает, что милицией я не занимаюсь.

Через пятнадцать минут за шиворот приволокли толстенного полковника. Моего брата затрясло: «Он»!!! Деньги вернули, Мурат извинился и говорит: «Володь, это всё что я могу сделать, прости». Но и мой одноклассник, приятель, порядочный городской киргиз, интеллектуал, получивший хорошее образование, Мурат Суталинов, ставший председателем Комитета Национальной Безопасности, был арестован. Его обвинили в том, что он якобы дал приказ стрелять по «революционерам» мародёрам во время последней «революции» переворота с погромами.

Доказать ничего не смогли и сейчас уже выпустили. Но что они с ним в тюрьме вытворяли, известно только ему». Эти люди резали и убивали наших с вами соотечественников, провернули «Революцию Тюльпанов» ради того, чтобы нас не было в «их» доме, разорили его до основания, а теперь приезжают к нам и просят рабочие места, уважения, братского приветствия и любви. На 2018 год в России находится около 650 тыс. Если русский попросит у тебя кусок хлеба — дай ему кусок динамита!

Молдавия Теперь о Молдове. Советское правительство всячески поддерживала национальные культуры братских народов, старательно выдвигая их деятелей. Думаю, не для кого не будет сюрпризом, что именно они составили клин антирусских сил в своих республиках. В Молдове такие персонажи тоже появились сразу же, стоило центру ослабнуть. Наверное, наиболее яркими русофобами и подстрекателями можно назвать советского режиссёра Лотяна, актёра Волонтир, композитора Долга и поэта Виеру.

Последнему принадлежит вот такой «замечательный» и популярный на то время лозунг: «Если русский попросит у тебя кусок хлеба, дай ему кусок динамита! Они пришли, чтобы потребовать у руководства города расследования и наказания виновных. Да, это собрание не было санкционированным, но у кого повернётся язык назвать его мероприятием? Два плаката, с которыми пришли люди — «Спасите наших детей», «Убийц — к ответу! Странное для цивилизованного государства зрелище представляло собой увиденное нами в половине второго у театра.

Со стороны улицы Горького большая толпа, в основном мужчины, теснила подходящих. Мы смешались с толпой «гонимых» и были осыпаны вместе с ними бранью на двух языках и выкриками «Убирайтесь в свою Сибирь», «Уходите, пока всех не прикончили», и т. Сказать откровенно, мы думали, что собрание у театра не будет, не может иметь «национальных» признаков. Разгул преступности в равной мере касается нас всех. Призыв к городским властям, к правительству республики — это призыв не политиканов, а матерей и отцов.

Так как же объяснить ярость тех, кто гнал с площади этих матерей и отцов? Кто эти люди, которым не нужно, чтобы преступление было раскрыто? Кто они, грубо толкавшие женщин, свистевшие и возникавшие то тут, то там, с явно провокационными целями. Мы видели, как хлынувшая по одной из аллей толпа гнала, избивая на ходу, нескольких мужчин. Выкрики, которыми это сопровождалось, повторяли прежние: «Жос!

Нет, этого не случилось. Единственное, что скандировали собравшиеся, которых не удалось прогнать с площади, это: «Убийц к ответу! Наших, а не какой-то одной национальности. Все вы, наверное, на экране телевизора видели, как порвали плакат с надписью «Убийц — к ответу! Убийство, о котором вы прочитали только что, стало истинно историческим.

Люди, которые впоследствии стали одними из фарватеров антирусских выступлений, использовали его для разжигания ненависти к русским, а события 23 июня 1990 года, когда Верховный Совет МССР провозгласил суверенитет, полностью развязали мерзавцам руки. В ответ на это, дабы просто спастись от сволочей, которые резали своих уже бывших братьев, депутаты Приднестровья принимают решение о создании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. Были сформированы органы государственной власти и приняты необходимые декларации. Всё происходило в рамках законов всё ещё существующего СССР. И «свободные» молдоване не заставили себя ждать.

Думаю, тут любой сможет провести параллели с Украинскими событиями, когда люди вынуждены отделяться дабы банально выжить. Ну и естественно по всем законам жанра, если русские нам не нужны, то их территория очень даже. Молдавия не стала мириться со столь вызывающей попыткой выжить. Андрей Самарский. Памяти Бендерской трагедии: «Первая кровь пролилась ещё при существовании СССР в Дубоссарах: когда молдавская полиция пыталась силой захватить здание горсовета, были расстреляны трое его защитников.

Дальше был развал Союза. Руки националистов были развязаны. Тем более, что на их стороне была «мировая демократия» в лице Запада…» К сожалению, как и в случае с Таджикистаном, в зверствах принимали участие обычные граждане Молдавии, делившие с русскими кров много десятилетий. Какое преступление перед людьми и перед Богом совершила его мать, и за какое вообще преступление может быть назначена такая страшная кара — пережить дитя своё? Кем бы мог стать неродившийся сын Олега?

Какой могла быть его неродившаяся дочь? Обломана ветвь. Они-то за какие грехи наказаны сиротством? Они-то почему должны страдать и бедствовать и до конца жизни помнить и проклинать этот день, 2 ноября 1990 года? Потому что — хватит жертв.

Хватит сирот. Хватит вдов. Хватит материнского горя. Потому что — думали — разум восторжествует. Не восторжествовал.

Но кто ЭТО остановит? К женщинам, что начали голодовку у Дубэсарского горисполкома присоединяются всё новые жёны и матери. Они решились на отчаянный шаг, чтобы защитить своих отцов, мужей, братьев, сыновей. Они решились на отчаянный шаг, чтобы вернуть людей к разуму.

Потом было много всего. В феврале 1990-го, аккурат в день очередной годовщины исламской революции в Иране, — погром русских кварталов Душанбе. Убийство средь бела дня корреспондента ОРТ Никулина, расстрел из гранотомёта школьного автобуса с детьми российских офицеров. Зверская расправа над православным священником в Душанбе, поджог храма, бесчинства на кладбищах… Теперь точно известно, что это была целенаправленная кампания по вытеснению русских из Памира. На днях, например, в военной коллегии Верховного суда Таджикистана начинается слушание дела над бандой в 35 человек. С 1995 по 2001 годы она орудовала в Душанбе и его окрестностях, на севере страны, где издавна проживало немало русских. Её лидеры мнили себя «политиками». Чтобы запугать русских в республике, осложнить отношения Душанбе с Москвой, были убиты шесть российских солдат и офицеров, восемь славян в Ходженте. Понятно, что за бандитами стояли идейные вдохновители, которым мерещился зелёный флаг над Памиром, где «неверным» не было места…» Владимир Клёнов, Душанбе. Молодёжь, подстрекаемая фанатично настроенным духовенством, призывала к расправе над русскоязычным населением. Вооружённые толпы осаждали здание ЦК КП Таджикистана, громили и поджигали магазины, киоски, машины, дома. Людей били палками, камнями, железными прутьями. Было много убитых и раненых. Милиция охраняла только здание ЦК, остальные сотрудники, которых в обычное время в городе было очень много, разбежались по домам и переоделись в национальные одежды. Руководители предприятий вместо того, чтобы сразу утром отпустить людей домой, успокаивали, что ничего страшного не происходит, работайте спокойно. Сами же в момент опасности на персональных машинах разъехались по домам. Общественный транспорт был полностью парализован. Моя сестра Алёна в тот день возвращалась домой из школы с подругой, в них начали кидать камнями местные подростки. Им помог мальчик из старших классов». Вячеслав Зыков, бывший душанбинец.

Февраль 1990 — Душанбе. Что произошло с русскими в столице Таджикистана?

Пострадали несколько отделений Республиканской клинической больницы. Один медицинский работник погиб, семеро были травмированы. Вечером 12-го и утром 13 февраля погромы и избиения людей распространились на весь город. Над Душанбе навис страх. Только к вечеру 13 февраля в Душанбе ввели войска и танки, а 14 февраля беспорядки были остановлены. Повод, причины и корни Оценивая произошедшее, историки называют слухи и призывы к высылке армян лишь поводом к началу погромов. По оценке таджикской оппозиции, вступившей в 1992 году в открытую вооруженную борьбу за власть, главной причиной февральских событий стало недовольство населения деятельностью действующей коммунистической власти. Высказывались предположения о причастности к беспорядкам эмиссаров зарубежных спецслужб и даже афганских моджахедов.

В ряде публикаций последних 10-15 лет приводились описания причастности союзного МВД, КГБ и Вооруженных сил СССР к провоцированию и заранее спланированному силовому подавлению митинга — как продолжение уже произошедших к тому времени трагических событий в Тбилиси и Баку. Однако подобные заявления не имели никаких доказательств и вообще были лишены здравого смысла. В подтверждение своей убежденности, как свидетель тех событий, могу привести один пример. В ответ на начавшийся беспредел и погромы буквально во всех районах Душанбе начали стихийно создаваться отряды самообороны. Уникальный процесс самоорганизации горожан, до того времени неизвестный ни в одной союзной республике, пошел стремительно — особенно после выступления по телевидению первого секретаря ЦК КП Каххора Махкамова с призывом к горожанам вооружаться и защищать свои дома и свой город. Буквально в течение одного-двух часов в микрорайоне «Гипроземгородок», где жила моя семья, в первой половине дня 13 февраля было сформировано 10 хорошо оснащенных подручными средствами отрядов по числу домов в «Гипроземгородке» общей численностью около 250 человек. Отряды объединили жителей разных национальностей, таджики и узбеки составляли примерно половину.

На протяжении десятилетий памятник Пушкину служил созданию традиций русской культуры и идентичности в стране. Таким образом, февральские события 1990 года стали поворотным моментом в истории русского населения в Душанбе. Они показали не только недовольство и требование равных прав, но и сильное стремление к сохранению и развитию русской культуры и идентичности в Таджикистане. Угрозы и опасности для русских События февраля 1990 года в Душанбе привели к возникновению серьезных угроз и опасностей для русского населения. В условиях обострения этнических и национальных конфликтов, русская община стала объектом враждебности и агрессии со стороны других национальностей. Многочисленные выступления и показательные акции против русских стали частью общего паттерна насилия и притеснений.

Русские были подвергнуты угрозам, нападениям и дискриминации на улицах города. Их жилища удалены, магазины разграблены, а некоторые люди даже стали жертвами физического насилия. Параллельно с этим, русские столкнулись с угрозами и опасностями на работе и в общественных учреждениях. Многие русскоязычные жители были изгнаны из своих должностей и лишены права на работу. Русские ученики и студенты также сталкивались с проблемами в школах и вузах. Эти угрозы и опасности для русских привели к созданию атмосферы страха и безопасности.

Многие русские вынуждены были покинуть Душанбе и найти убежище в других регионах или даже за границей. Таким образом, февраль 1990 года стал перекрестком истории для русских в Душанбе и оказал серьезное влияние на их судьбы. Митинги и борьба за права Февраль 1990 года ознаменовался массовыми митингами, которые проходили в Душанбе. Русское население Таджикистана активно выступало против нарушения своих прав и дискриминации. Митинги были направлены против политической и экономической неправильности, а также требовали справедливого представительства русского населения в органах власти. Митингующие выступали за свободу слова, равные возможности и социальную справедливость.

Борьба за права становилась все более интенсивной.

Многие русскоязычные жители были изгнаны из своих должностей и лишены права на работу. Русские ученики и студенты также сталкивались с проблемами в школах и вузах. Эти угрозы и опасности для русских привели к созданию атмосферы страха и безопасности. Многие русские вынуждены были покинуть Душанбе и найти убежище в других регионах или даже за границей. Таким образом, февраль 1990 года стал перекрестком истории для русских в Душанбе и оказал серьезное влияние на их судьбы. Митинги и борьба за права Февраль 1990 года ознаменовался массовыми митингами, которые проходили в Душанбе. Русское население Таджикистана активно выступало против нарушения своих прав и дискриминации.

Митинги были направлены против политической и экономической неправильности, а также требовали справедливого представительства русского населения в органах власти. Митингующие выступали за свободу слова, равные возможности и социальную справедливость. Борьба за права становилась все более интенсивной. Митингующие выходили на улицы Душанбе, скандируя лозунги и требуя справедливости. Они также организовывали пикеты, подписывали петиции и обращения к властям с требованиями исправить положение русского населения. Митинги и борьба за права получили широкую общественную поддержку. Граждане Таджикистана сочувствовали русскому населению и выступали в его защиту. Поддержка с других регионов страны также была заметной.

Митинги и борьба за права прошли не бесследно. Хотя они не привели к немедленным изменениям, они оказали существенное влияние на политическую и социальную ситуацию в Таджикистане. Митинги являются одним из важных составляющих этапов формирования гражданского общества и укрепления прав человека в стране. Настроение в обществе В феврале 1990 года в Душанбе, как и во многих других городах Советского Союза, наступило время перемен.

Abuse of Tajik women wearing European clothes in public also took place. The riots were put down by Soviet troops called into Dushanbe [6] by Mahkamov.

Массовые беспорядки в Душанбе (1990)

12 февраля 1990 г. в Душанбе начались массовые беспорядки - Февраль 1990 года по праву можно считать пиком полномасштабной резни. Основные погромы происходили в столице Таджикистана – Душанбе. 15 февраля в городе русские и некоторые таджики все же смогли сформировать отряды самообороны.
Что было с русскими в Таджикистане после 1991-го Армяне и русские покидали город, стараясь навести порядок в имущественных делах. 13-14 января 1990 пострадали те, кто не смог уехать — из-за почтенного возраста, из-за больных престарелых родственников.
Кровавый Душанбе . Она развалилась [Повседневная история СССР и России в 1985—1999 гг.] По словам Саиданвара Камолова, оружие использовали в основном военнослужащие той самой Таманской дивизии, которые были переброшены в Душанбе в феврале 1990 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий