Эмоциональность информации в процессе выступления это то что затрагивает чувства и эмоции слушателей

Понятие «эмпатия» означает способность человека к переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Это способность представить себя на месте другого и понять его чувства, желания, идеи и поступки.

Реферат: Технология публичного выступления

Эмоциональность – обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Итак, важно помнить, что для того, чтобы захватить аудиторию во время начала публичного выступления есть немало взаимодействующих факторов, воздействующих на психику, подсознание и внимание слушателей, которые должен знать каждый оратор. Рис. 98. Информация для составления социального портрета слушателей. Помимо сведений о слушателях, важно знать и виды внимания (рис. 99), которые может демонстрировать аудитория во время публичного выступления. устное выступление перед аудиторией. Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% — аудиального.

Особенности публичного выступления для бизнеса

  • ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ(7)
  • Лекция № 7. Культура речи и культура общения
  • Взаимоотношения оратора и аудитории
  • Риторика: Практикум

Ораторская этика, или Как впечатлить и не обидеть слушателя?

Отношения «педагог – » – это постоянные социальные роли, обусловленные правилами учебно-научного общения. Патетика – это «наука о », которая учит оратора, как вызывать у аудитории необходимые эмоции и чувства. Цель речи – это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления. Выступающий может поставить задачу – информировать слушателей, научить их, дать определенные сведения. Технология построена на жестком структурировании информации при подготовке к публичному выступлению: вся информация, необходимая для выступления укладывается на один лист бумаги, она особым образом расположена, что облегчает доступ к ней при забывании текста.

Мастерство публичной речи (основы оратории)

Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать? В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время.

Нужно учиться говорить коротко. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных иностранных слов, надо говорить проще — это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать умеренно! Установление и поддержание контакта с аудиторией. Данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления.

В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления. Помехи в поведении слушателей В процессе выступления может возникнуть ряд помех. Активная реакция аудитории на отвлекающие внешние факторы.

Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступление, не может не обратить внимания на чей-то интенсивный кашель, посторонние движения, хлопок двери, шелест бумаг и т. Преодолеть этот соблазн у аудитории еще не удавалось ни одному оратору или артисту. Что же делать, если, например, в аудиторию залетел воробей? Как отвлечь от него слушателей? Во-первых, не замечать столько, сколько это можно. Во-вторых,переждать его активные действия, сделать паузу: аудитория длительное время не будет на нем сосредоточена, и сами слушатели примут какие-то меры. В-третьих, можно использовать метод «подключения»: обратить внимание самому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе». Слушатели обычно воспринимают данный прием хорошо.

Ораторская речь всегда рассчитана на публику, на группу лиц, поэтому она обычно включает в себя обращения к слушателям. Основная задача оратора — воздействие на ум, чувства, действия слушателей. Оратор стремится повлиять на поведение, поступки людей, убедить их в чём-либо, вызвать у них подъём духа. Ориентация на публику.

Или начинайте говорить, но очень тихо. Чтобы вас расслышать, слушателям придется замолчать. Установите зрительный контакт с аудиторией. Останавливайте свой взгляд на каждом слушателе на 2-3 секунды, вы тем самым показываете, что заинтересованы в общении с каждым, и получаете возможность отслеживать, как люди реагируют на вашу речь.

Переход к теме беседы - привлечение внимания аудитории непосредственно к теме выступления. Мы уже отмечали, что лучший вариант вступления - рассказать историю, анекдот, нечто неожиданное к месту, естественно. Экспериментируйте с голосом. Хорошо срабатывает метод "волнообразной" речи, суть которого в чередовании повышающихся и понижающихся интонаций. Ключевые моменты вашей речи желательно выделять голосом, особым жестом - так они лучше воспринимаются аудиторией. Вовлекайте аудиторию в обсуждение. Задавайте вопросы, выясняйте особое мнение, провоцируйте спор при этом следите, чтобы резюмирование особо важных моментов оставалось за вами. Проявляйте гибкость - после того как вы вышли на резонанс, необходимо его поддерживать.

Выступающий должен постоянно приспосабливать свою речь, поведение к реакциям аудитории. Если один метод не работает, воспользуйтесь другим. При общении ошибок не бывает, любую реакцию аудитории какой бы она ни была при достаточной гибкости можно использовать для успеха выступления. В этом поможет немудреное правило - делайте вид, что все, что бы ни происходило в зале, так и было задумано. Шаг 11. Адекватно реагируйте на выступления критиков. Среди слушателей могут найтись ваши противники либо "интеллектуальные хулиганы", которым доставляет удовольствие создать для выступающего проблемы, свести его речь к бесплодной дискуссии. Если вам довелось встретиться с такого рода субъектами, научитесь правильно реагировать на их выпады.

Например, вам задают явно провокационный вопрос.

В таком случае аудитория говорит: «Мы не поняли его; мы не поняли, что он хотел нам доказать». Непонимание здесь фиктивное, имеет место просто отказ от восприятия идеи или доводов на основании квалификации их как непонятных. Оратор должен знать и учитывать способы противостояния ему со стороны аудитории. Контрприемы оратора Разные жанры, как и разные формы публичного выступления лекция, доклад, выступление и др. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления — правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре. Назовем основные из них. Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете.

Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент.

Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать? В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями.

Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных иностранных слов, надо говорить проще — это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать умеренно! Установление и поддержание контакта с аудиторией. Данное требование относится к числу важнейших.

Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления.

ораторское искусство.doc

  • 23. Ораторская (публичная) речь
  • Психологические особенности устного выступления - Коммуникативная компетенция (Психология)
  • ИНФОРМАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
  • Деловое общение. 1. Теоретические основы делового общения (Группа авторов, 2018)
  • Технологии публичного выступления. Курсовая работа (т). Английский. 2012-11-15
  • Искусство публичных выступлений. Оратор и его аудитория Что должен делать оратор при выступлении

Эмоциональность речи

  • Файл: Тестовые задания к семинарскому занятию No 1.docx
  • Взаимодействие интонации и невербальных средств коммуникации при выражении эмоций дипломная работа
  • Приемы, усиливающие речь
  • Эмоциональность информации в процессе выступления - это ......
  • ИНФОРМАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
  • Почему эмоции важны в публичных выступлениях?

ИНФОРМАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Существуют четыре способа привлечения и поддержания интереса: 1. Своевременность информации— предоставление сведений, которые могут быть использованы немедленно. Слушатели заинтересуются той информацией, которую они воспринимают как своевременную. Психологически люди скорее обратят внимание на те данные, которые имеют отношение к их территории, чем на те, которые представляются им чем-то отдаленным. Такой прием работает, потому что информация становится для людей интересней, когда они считают, что она затрагивает их лично 3. Большинство слушателей не будет сосредоточивать свое внимание до тех пор, пока не услышит, что информация серьезная. В данном случае они используют принцип «экономии усилий». Оратор должен иметь в запасе большое количество историй, примеров и иллюстраций. Умелый оратор чувствует реакцию аудитории. Вступление устанавливает связь с аудиторией. Следует потратить время на подготовку разных вариантов вступлений.

Какой объем должен быть у вступления?

Поэтому главная функция и общая цель эпидейктической речи — воодушевление и сплочение аудитории. Ее задача — хвала всему тому, что делает данную общность коллективом или хула всему тому, что противостоит интересам данной общности или ценностям, принятым ею.

Разновидности эпидейктической речи: Похвала лицу по особому случаю. Нередко похвала выполняется как похвала деяниям делам этого лица. В античности эта разновидность называлась «энкомий».

Похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи. Похвала явлению обычно науке, области знания или другому общему делу, которое связывает, объединяет собравшихся «по случаю» людей. Цель этой речи: воодушевить аудиторию для дальнейшей деятельности, заинтересовать предметом речи.

Хула осуждение, порицание «противостоящей» общности людей, или ее представителя, или ее ценностей. Нередко похвала «своим» в одной речи сочетается с хулой «чужим». Итак, эпидейктическая речь — это прежде всего призыв к чувствам, апелляция к эмоциональной сфере слушателя.

Она должна затрагивать глубоко личные струны человеческой души. Это и есть подлинные темы эпидейктической речи. Аргументирующая речь.

И убеждающая, и агитирующая речь имеет много общего, так что их можно объединить под общим названием «аргументирующая» речь. Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи — убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Информирующая речь — речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории.

Принципы информирующей речи: Сделать речь интересной для слушателя. Сделать передачу информации как можно более эффективной полной и структурированной — расчлененной в смысловом отношении, систематизированной. Основные признаки публицистического стиля — стиля публичной речи.

В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Структура устного выступления включает вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения.

Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания. Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии.

Первая группа слушателей с самого начала готова слушать оратора. Слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами читать, разгадывать кроссворды и т. Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей. Это трудное и ответственное дело. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Эффективный прием — вопросы к аудитории.

Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. Прием парадоксального цитирования используется для создания определенного эмоционального настроя слушателей. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий. Каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение.

Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. В заключении повторите основную мысль, ради которой произносится речь, суммируйте наиболее важные положения, подведите итоги сказанного.

Особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Если первые слова привлекают внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Перед выступающим стоит задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала.

Важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи. Причем выполнить свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом. Это принцип экономии. Задача оратора — умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Также при подготовке речи оратору рекомендуется использовать различные методы изложения материала: 1 индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях; 2 дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера; 3 метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию; 4 концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу; 5 ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней; 6 исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления.

Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения. Классический образец речи-рассуждения хрия. Это — фундамент искусства полемики, дискуссии, спора, интересной и содержательной беседы. Научная лекция и статья также строятся по классической риторической схеме речи-рассуждения. Умение правильно строить рассуждение древние считали настолько важным, что назвали его «потребностью», «необходимостью» греч. Хрия русская риторика — рассуждение. Хрия может быть строгая прямая или искусственная обратная.

Будем называть их так, как они названы у Ломоносова. Часть I. Часть II.

Текст должен быть удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух. Последнее особенно важно, потому что иначе самая интересная и убедительная информация не будет оценена аудиторией по достоинству. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор - никогда? Видимо, у них более трудная работа».

Понимание речи на слух - действительно довольно трудная задача, и её надо максимально упростить для слушателей. Существует ряд приёмов превращения письменного текста в устный. Во-первых, все малоупотребительные книжные слова и выражения должны быть заменены нейтральными. Исключение составляют научные понятия, на которых базируется исследование. Если эти понятия известны не всем слушающим, необходимо дать им простые, доступные определения. Можно дать синонимы слова, привести примеры его употребления, объяснить происхождение. Объяснение сложных слов и понятий через простые называется популяризацией.

Владение этим приёмом является важнейшим условием создания эффективного устного текста. Иноязычные слова следует по возможности заменять русскими эквивалентами. Так, вместо прессинг лучше сказать сильное давление , а вместо конфронтация - противостояние. Во-вторых, необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать многословия, длинных сложноподчинённых предложений, причастных оборотов - все эти построения плохо воспринимаются на слух. Текст лучше строить с применением простых, коротких предложений. Можно использовать вопросно-ответную форму, которая является наиболее простой для аудиального восприятия.

Если в вашем тексте есть обширные цитаты, лучше заменить их пересказом. В-третьих, важно обратить внимание на приводимые в тексте цифры. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил, которые помогают сделать цифровую информацию более доступной. Цифр должно быть немного; по возможности их стоит заменять сравнением. Например, вместо точного указания количества произведённого товара можно сказать: в 2006 году было выпущено более 100 тысяч штук, а в 2008 году - в полтора раза больше. Используемые в выступлении цифры лучше округлять. В-четвёртых, лексика в выступлении должна быть по возможности конкретна.

Вместо того, чтобы сказать: «Наше исследование будет интересно владельцам собак всех пород», - лучше конкретизировать: «Наше исследование заинтересует владельцев и сторожевых овчарок, и бойцовых питбультерьеров, и карликовых пуделей». Карнеги учил своих слушателей: «Не говори: Лютер был упрям. Говори: его пороли розгами по 15 раз в день ». Использование конкретной лексики приближает выступление к слушателям. Это же относится употреблению глаголов вместо глагольно-именных сочетаний: помочь - вместо оказать помощь , улучшить - вместо достичь улучшения. Кроме того, в устном выступлении вполне уместно прибегать к выразительным языковым средствам и фигурам речи. Подготовка к выступлению.

Методы снижения эмоционального напряжения при публичном выступлении. Все мы боимся публичных выступлений, будь то презентация проекта, игра в спектакле, защита диплома или что-либо другое. Вот несколько приемов, как выглядеть уверенно, расслабленно: 1. Найди знакомые лица в аудитории. Смотри на них все время - они - твоя поддержка. Сфокусируйся на неподвижной точке. Если ты не нашел знакомых или ты не можешь смотреть на кого-либо вообще, выбирай точки над головами зрителей, и сосредоточься на них.

Сделай глубокий вдох перед началом. Убедись, что твое дыхание идет из глубины диафрагмы. В большинстве стрессовых ситуаций возникает «зажим» в теле. Используй методы визуализации или считай в обратном порядке, чтобы успокоиться. Примеры: попробуй произнести алфавит в обратном порядке в голове - это требует такой концентрации и усилий, что ты забудешь о том, что нервничаешь. Сосредоточься на информации, на смысле того, что ты говоришь, на том, что тебе хотелось бы донести до экспертов и слушателей. Общие требования к публичному выступлению В риторике существуют общие правила, которые можно применять при подготовке выступления любого жанра.

Решительное начало первая фраза должна быть четкой, произносить её следует уверенно и выразительно; необходимо всегда хорошо знать, с чего вы начнёте; если это подготовленное выступление — первая фраза должна быть тщательно продумана и выучена. Сдержанная эмоциональность слушатели должны понимать, что тема выступления вам не безразлична; выступление не должно быть монотонным, но эмоциональность не должна быть избыточной, в противном случае она вызывает у слушателей чувство неловкости. Диалогичность лучшее впечатление производят выступления, направленные на диалог со слушателями ; 5. Разговорность лучше воспринимаются выступления, построенные в форме непринужденной беседы; простота и доступность изложения — тоже проявление разговорности , 6. Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению: 1 экспромт — выступление без подготовки подходит для уверенного оратора с большим опытом ; 2 опора на план-конспект — заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены; 3 опора на текст — дословное воспроизведение прочитывание написанного текста; 4 воспроизведение наизусть — заучивание и воспроизведение без опоры на записи.

Лекция № 7. Культура речи и культура общения

Давайте начнем с рассмотрения основ этики ораторского искусства. Основы этики ораторского выступления Что является ключевым в успешном ораторском выступлении? Позвольте начать с того, что необходимо избегать, прежде чем перейти к тому, что оратор должен делать. Неудачные методы могут полностью испортить впечатление от выступления даже у самого компетентного, умного и осведомленного оратора.

Чего нельзя делать оратору: Пренебрежительно отзываться об умственных способностях, профессионализме и других качествах присутствующих. Позволять себе угрозы и оскорбления в адрес аудитории. Увлекаться демагогией, манипуляциями и скатываться в «откровенную ложь».

Переходить на личности, когда не хватает аргументов по существу вопроса. Не стоит впадать в обиду по какой-либо причине некомпетентность, равнодушие, агрессия, глупые шутки со стороны аудитории и подтверждать своё негодование. Часто уклоняться от основной темы и постоянно "забывать" главную цель вашего присутствия здесь - не самая продуктивная стратегия.

Быть категоричным в своих суждениях и высказываниях. Важно не упускать возможность предоставить пояснения в необходимых случаях, избегая замены таких объяснений фразами типа "это и так ясно", "об этом незачем говорить", "это само собой разумеется", "никто не будет это отрицать" и другими подобными. Отказываясь постоянно повторять свои достижения и настаивая на уважении и признании только из-за своих заслуг, академических успехов и профессиональных наград.

Важно не только опираться на свои знания, но и понимать предпочтения и ожидания аудитории. Предложение "Последний пункт видится целесообразным слегка пояснить простым примером" можно переформулировать следующим образом: Возникает необходимость предоставить наглядный пример для ясности последнего пункта. Далее: Любой компетентный педагог, инструктор или фасилитатор семинара, понимает, что принимая роль учителя, он автоматически обладает большим объемом знаний, по сравнению с учениками, студентами или слушателями, которые оплатили обучение.

Здесь следует подчеркнуть, что требуется именно "компетентный" преподаватель, так как специалисты в области образования и проведения тренингов могут быть разными. Несмотря на это, представители большинства преподавателей и учителей утверждают, что студентам и ученикам необходимо обладать полным знанием всех предыдущих материалов, предшествующих текущему уроку. В теории, учителя правы, и конечно же, ученики должны обладать этими знаниями.

Однако, не все ученики обладают одинаковой осведомленностью, сосредоточенностью и страстью к учению. Не у всех они высокий умственный потенциал и отличную память, чтобы полностью освоить и запомнить всю предыдущую информацию, прошедшую до этого. Идеальным подходом к введению новой темы является проведение экспресс-опроса у учащихся, чтобы выяснить, насколько хорошо им запомнились термины и концепции, которые будут использоваться на текущем уроке.

Это не для того, чтобы наказать или унизить детей, ограничиваясь проставлением низких оценок, а для того, чтобы выявить возможные пробелы в коллективном знании и устранить их до начала объяснения новой темы. В противном случае, объяснение новых материалов с самого начала может быть непонятным, и количество «белых пятен» в учебном материале будет только увеличиваться. Различные образовательные сферы сталкиваются с подобной ситуацией.

Например, в случае с семинарами по интернет-маркетингу, ожидается, что слушатель, оплативший участие, уже обладает базовыми знаниями в данной области, понимает ключевые термины и может успешно использовать основные инструменты продвижения в онлайне. Однако на практике часть слушателей, чей уровень понимания сводится к самому термину "интернет-маркетинг", составляет значительную часть аудитории.

Центр «Русская Тройка», «Комета», 1989. Основы теории коммуникации. Русский язык и культура речи. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой. Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей.

В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение. Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности. Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки: быть уверенным в себе; уметь беспрерывно разговаривать на одну тему; кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении; уметь заинтересовывать аудиторию; артистизм и харизма; дар убеждения. Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта. Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями.

Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения. Виды и методы публичного выступления Различают следующие виды публичной речи: Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи. Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов. Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию.

Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека. Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции. Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях. Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность.

Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта. Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения. Виды и методы публичного выступления Различают следующие виды публичной речи: Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи. Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями.

Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов. Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека. Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции. Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы.

Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях. Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления: Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов. Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики. Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение. Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия.

Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально. Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Стереотипы формируются на основе дефицита информации и опыта, а сохраняются в результате нетворческого подхода к изменяющейся действительности. Они могут иметь истинный смысл, быть ошибочными или частично отражать объективную действительность. Механизмы и принципы общения Общение порождает ряд социально-психологических механизмов, таких, как заражение, внушение, подражание, убеждение, принуждение. Он происходит под воздействием на эту личность эмоционального заряда, чувств и страстей другой личности в условиях непосредственного контакта. Внушение осуществляется в основном вербально, но адресовано не логическому мышлению, а эмоциональному миру человека и рассчитано на его готовность получить соответствующую установку. Поэтому главными условиями эффективности внушения считают: — авторитетность источника информации; — доверие к нему; — отсутствие сопротивления внушающему воздействию. Подражание также и процесс, и результат. Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно некритическое молодежное копирование манеры одеваться, говорить и держаться всевозможных кумиров хиппи, панки и др. Убеждение — это также развертывание системы рациональных аргументов, ориентированных на критически настроенную личность. Важнейшим условием эффективности убеждающего воздействия считается заинтересованность личности, которой адресовано воздействие, в чем-либо. Это чаще всего ее стремление осмыслить некие события или факты. Кроме того, содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, ее индивидуальности. Его назначение — активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности. Метод убеждения воздействует и на обыденное, и на теоретическое сознание. На уровне обыденного сознания в результате этого воздействия образуется понимание. В этом мыслительном процессе присутствуют представления о чем-то, вера в предлагаемую информацию. Все это носит упрощенно-познавательный характер. Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания и поднимется до основательного содержательного познания какого-то явления, в ее сознании начнут складываться убеждения, т. Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации. Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи. Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Еще Аристотель говорил, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. На последнее хотелось бы обратить внимание. Подражание как сознательное или бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведения и мышления широко распространено в жизни, в том числе и в деловой практике. Более сложным является метод внушения. Это приведение воздействием слова или каким-то другим способом в определенное психологическое состояние настроение, впечатление, действия другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

Коммуникационные эффекты, используемые в деловой риторике

Заказать работу 10 способов добиться уверенности при публичном выступлении 1. Выработайте правильное отношение к своим страхам. Знайте: аудитория редко бывает враждебно настроенной; даже самые профессиональные ораторы испытывают волнение, прежде чем подняться на трибуну небольшое количество адреналина пойдет только на пользу. Сделайте «успокаивающие» записки.

Используйте тот формат, который удобен. Представьте свой успех. Используйте аудиовизуальные средства, чтобы снять с себя часть напряжения.

Потренируйтесь, но ни в день своего выступления! Не облокачивайтесь, держите прямую осанку, избегайте нервных движений 7. Стойте так, чтоб аудитория могла видеть вас хорошо 8.

Показывайте свое воодушевление с помощью движений, жестов и разных поз. Говорите с личностями, а не с аудиторией. Следите за выделенным временем если есть регламент 7 советов, как записать и прочитать подготовленную речь 1.

Пишите так, как вы говорите, а не как пишите. Составьте каждый абзац из трех-пяти предложений. Если абзацы будут длиннее, вы можете потерять то место, на котором остановились.

Количество слов в предложении не должно превышать двадцати. Аудитории будет трудно поспевать за вами, если предложения будут более длинными. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение.

Оставьте справа и слева широкие поля. Сделайте пометки об использовании аудиовизуальных и других средств. Читайте так, как вы говорите, а не так, как читаете.

Уметь говорить — это и уметь слушать, быть внимательным к реакциям другого человека. Выступая, оратор должен постоянно считывать информацию о состоянии, настроении аудитории, ее отношении к оратору и информации и корректировать свое вступление. Необходимо верить в то, о чем говорим.

Установить контроль над эмоциями: если оратор почувствовал, что что-то его раздражает или смешит, он может признаться в этом слушателям, сделать это предметом разговора, обыграть. Такой прием помогает установить неформальные отношения с аудиторией, наладить контакт, расположить к себе. Если аудитория устала, необходима эмоциональная разрядка; 6.

Пользоваться эффектом «атмосфера сближения»: показать, что ваш подход к вопросу тот же, что и у слушателей, что вас объединяет общий интерес, не навязывать, а вместе обсудить; 7.

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека - только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться - это очень отвлекает слушателей.

Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор. Приближайтесь к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом , наклоняйтесь к слушателям.

Если вы выступаете с возвышения - подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею. Смотрите на аудиторию.

Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, а это заставляет их слушать более активно и внимательно. Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится «даже не взглянул!

Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. В большой аудитории следует разбить всех слушателей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей.

Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно. Позы и жесты Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку. Подбородок должен быть слегка приподнят.

Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут. Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности; Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция правило «вертикального доминирования» , тем он убедительней.

Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним, это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы». Используйте в процессе речи жесты.

Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» П. Демонстрируйте открытые позы и жесты, то есть жесты и позы, демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, стремление убедить. Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными.

Используйте движения рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты к слушателям ладони оратора должны быть им видны. Используйте риторические жесты: руки должны слегка сходиться и расходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности, а такие жесты называются навязчивыми: они очень отвлекают слушателей, а речь оратора делают монотонной и невыразительной.

Какова оптимальная громкость для публичного выступления? Необходимо иметь в виду, что если оратор говорит слишком тихо, аудитория делает вывод о его неуверенности, если слишком громко - о его агрессивности. И того, и другого надо постараться избежать.

Сопер давал такой совет: «говорите громче, чем это, по вашему мнению, нужно». Можно сказать и так: говорите с такой громкостью, чтобы вы ощутили, что говорите громче обычного; в подавляющем большинстве случаев этой громкости будет достаточно. К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования.

Во-первых, она не должна быть монотонной , ее надо изменять на протяжении всего выступления. Во-вторых, интонация должна соответствовать содержанию того, о чем вы говорите. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказаться энергично - и ваша интонация будет естественна.

Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к его словам. Используйте средний темп речи, обычно это оптимальный темп. Следует избегать больших пауз - они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную.

Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» призывает напрячься и обдумать, стимулирует мыслительную деятельность.

Приемы борьбы с волнением во время выступления Оратор может иметь три причины для волнения: 1. Боязнь незнакомой аудитории. В таком случае рекомендуется несколько раз наедине произнести вслух фразу: «Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать» и после этого выходить на трибуну.

Говорите громче, чем обычно, или громче, чем вы собирались - это тоже хорошо помогает справиться с волнением. Найдите знакомые или просто симпатичные лица и обращайтесь в начале выступления только к ним, они вас поддержат. Ощущение плохой, недостаточной подготовки.

В этом случае вы сами виноваты. Но что-то можно сделать: имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что вы знаете достаточно твердо, что у вас написано в конспекте. Творческая взволнованность сумею ли хорошо выступить?

Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо. Оратор должен сосредоточить все свои усилия именно на содержании, на смысле своего выступления. Форма при этом как бы отступает на второй план, идет за содержанием, и это облегчает оратору его задачу.

И еще: не извиняйтесь за мелкие оговорки, их слушатели не зафиксируют, не придадут им значения, если вы сами на них не укажете; вообще, меньше извиняйтесь - извинение усиливает волнение. Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления Организационно-технические неполадки 1. В помещение доносится шум из соседнего помещения или с улицы, слышны чужие разговоры и др.

В таком случае следует, пока возможно, игнорировать эту помеху. Начните говорить громче, подойдите ближе к слушателям. Можно послать слушателя с просьбой устранить помеху.

Если помеха продолжается и видно, что аудитория обращает на нее внимание, лучше всего среагировать тоже - как-то прокомментировать, лучше в юмористическом плане. В дверь все время заглядывают посторонние. Можно попросить слушателя повесить записку «Лекция» или попросить слушателя выйти и сказать, чтобы не заходили.

Если заглядывающие обращаются к вам с просьбой кого-либо позвать или отпустить, лучше сделать паузу и сказать: «Пожалуйста, не мешайте нам, мы работаем» и затем продолжить свою речь. Слушатели опаздывают, все время входят новые слушатели в аудиторию. Одиночных опоздавших лучше всего не замечать; если же вошла группа - лучше переждать, пока они сядут, пригласить их пройти, демонстрируя максимум доброжелательности.

Можно допустить и ироническую шутку типа: «Вы извините нас, пожалуйста, что мы без вас начали» Недовольства обнаруживать не следует. В помещении стало душно. В таком случае лучше сделать перерыв, проветрить помещение.

Перерыв имеет смысл делать не менее чем на 10 минут, меньшие перерывы эффекта не дают. Можно также просто сократить свое выступление. Вышел из строя микрофон.

Объявить перерыв и найти техника, вызвать организатора выступления, сделав это через слушателей. Если починить невозможно, спуститься в зал или подойти к слушателям и закончить выступление за 2 - 3 минуты. Погас свет.

Поступать так же, как при отключении микрофона: объявить перерыв для устранения неполадки либо за 2 минуты закончить выступление. Неполадки в деятельности оратора Допустим, вы оговорились и заметили это. Мелкие оговорки не исправляйте - вас все равно поймут, не надо привлекать к ним внимание.

Если оговорка может исказить смысл - скажите: «Простите, я оговорился. Я, конечно, имел в виду... Не следует преувеличивать ущерб, который вам могут нанести ваши оговорки, сосредоточьтесь на выражении мысли, на ее понятности для аудитории - это главное.

Если вы заметили, что какой-то пункт в вашем выступлении вы опустили, продолжайте дальше, не возвращайтесь немедленно назад, закончите мысль или раздел. А потом уже, если без опущенного никак нельзя, скажите: «0 чем я еще забыл упомянуть, так это о... Но прежде чем возвращаться, еще раз подумайте - нужно ли это делать?

Раз по ходу выступления вам этот факт не понадобился, может быть, он был лишним? Помехи в поведении слушателей Со стороны слушателей оратор может ожидать целый ряд типовых помех, которые могут затруднить его работу. Что это за помехи?

Активная реакция аудитории на отвлекающие внешние факторы. Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступление, не может не обратить внимания на какие-то неожиданные события в помещении. Что же делать, если, например, в аудиторию залетел воробей?

Во-первых, не замечать, столько, сколько это можно. Во-вторых, переждать его «активные действия», сделать паузу - аудитория длительное время не будет на нем сосредоточена, и сами слушатели примут какие-то меры. В-третьих, можно использовать метод «подключения»- обратить внимание самому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе».

Слушатели обычно воспринимают данный прием хорошо. В-четвертых, можно подойти поближе к слушателям - это будет мешать им отвлекаться. Слушатели переговариваются между собой.

Не принимайте это сразу на свой счет - их разговоры, скорее всего, никак не связаны с лекцией и, тем более, с вами лично. Здесь тоже лучше не замечать помеху как можно дольше. Можно также подойти поближе к разговаривающим это весьма эффективно , посмотреть подольше на них, некоторое время говорить, обращаясь к ним, сделать паузу можно неожиданную , задать им вопрос — «Вы согласны?

Вы не согласны? Кто-то зевает вам в лицо. Не стоит сразу относить это к себе - может быть, слушатель просто устал.

Реагировать не стоит, пока вы не поняли, что это уже заметили другие слушатели и реагируют на это. В таком случае лучше сказать: «Да, здесь что-то стало душно, воздуха не хватает. Вижу, некоторым трудно дышать - может быть, сделаем небольшой перерыв, проветрим комнату?

Слушатели встают и уходят У людей могут быть самые разные причины для того, чтобы уйти с вашего выступления. Никак не реагируйте, не делайте им замечания. Наоборот, можно сказать: «Товарищи, если кому-то нужно срочно уйти, пожалуйста, только потихоньку, выходите».

Никак не показывайте, что это вас задевает. С места раздаются реплики несогласия. Если эти реплики тривиальные - сделайте вид, что не слышали или не поняли.

Если же слушатель станет настаивать на своей точке зрения, то тогда нужно вступить в дискуссию, но достаточно формально: «Я понял нашу точку зрения. Но у меня другая, я сейчас или несколько позже приведу еще дополнительные аргументы». Если возражение связано не с личными амбициями, а действительно важное, то лучше скажите: «Я вернусь к вашему замечанию, но если разрешите - немного позже» и обязательно сдержите обещание.

Если несогласие высказано в резкой, категоричной форме, то лучше в дискуссию не вступать, сказав: «Я понял вашу точку зрения. Ну что ж, будущее покажет, кто из нас прав». С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики.

В аудитории могут оказаться люди с невысокой культурой, которые хотят показать, что этот оратор не так уж хорош и умен, не так уж и компетентен. Своими репликами они хотят показать себя, выделиться, обратить на себя внимание «комплекс Моськи». Как вести себя с такими людьми?

Если реплика являлась разовой, то ее лучше не заметить. Если это невозможно, не показывайте, что эта реплика задела или обидела, всячески показывайте свое превосходство, контроль над ситуацией. Скажите: «Да!..

Ну тут уж ничего не добавить! Ну, а мы все-таки пойдем дальше... Но, простите, нам нужно идти дальше...

Третий прием: «Я понял ваш вопрос... Подчеркнуто вежливо и корректно отвечайте на любые реплики других людей - этим вы покажете, что осуждаете его. Еще один способ - попробуйте его похвалить, найти какое-то рациональное зерно в его реплике и используйте ее, чтобы рассказать дополнительно что-либо интересное.

Эффективен также «отложенный ответ». Скажите: «Я понял вашу мысль вопрос, идею , я отвечу вам, но если позволите - в конце, а то сейчас это нас уведет в сторону». А в конце, когда время вашего выступления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще вопрос, надо отвечать на него?

Благодарю за внимание». Можно попросить провокатора минуточку подождать. Ну, тогда мы пойдем дальше!

К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом надо поговорить отдельно». И еще один путь - если реплика очень грубая, следует сказать: «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз погромче и помедленнее!

Резко выраженное несогласие можно перевести в личную плоскость. Так, на лекции, посвященной общению в семье, одна слушательница возмущенно выкрикнула, «Так что же, мужу, по-вашему, и вообще никаких замечаний делать нельзя? Ответ потонул в общем хохоте аудитории, причем засмеялась и сама слушательница, задавшая вопрос.

Задания 1. Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его речевого воздействия на аудиторию. Яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в любой аудитории. Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в подготовленной аудитории. Внешность оратора должна быть привлекательной в пределах нормы.

Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору. Очки снижают доверие к оратору. Энергичным должно быть выступление от начала до конца.

Энергичными должными быть отдельные части выступления. Двигаться по аудитории надо как можно меньше. Двигаясь по аудитории, не следует заходить вглубь аудитории.

Не следует задерживаться в аудитории после завершения выступления. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться.

Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях. Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана — при своеобразном срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку.

В противном случае мозг и психика человека просто не выдержали бы обвала информации. Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль. Лекция " 8.

Эта группа умений связана способностью конструировать содержание и фразы. Одним из наиболее важных умений здесь является соблюдение логической последовательности «тезис — аргумент — иллюстрация», которая понятна и доступна каждому. Экспрессивные умения повышают эмоциональную окраску содержания, делая его более доступным для восприятия. Дискуссионные умения — умения, с помощью которых удается создать инструментовать два образа: образ сотрудничества и образ собеседования. Перцептивные умения — группа умений, связанная с чувственным восприятием умение видеть, умение слышать и т.

Из перечисленных выше, для публичного выступления, особенно важны логические и экспрессивные умения. Конструирование содержания выступления базируется на древней античной формуле «тезис — аргу мент — иллюстрация». Тезис — любого порядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис всегда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого автора, но разделяемую оратором. Суждениевсегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения. Приведем примеры самых разных тезисов на одну и ту же тему — «Вода»: Вода - источник жизни. Вода - основное средство гигиены. Вода - замечательная иллюстрация движения.

Вода - отличный помощник закаливания организма. Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент — это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором или не соглашаться. Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания — именно аргумент становится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора. Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели дети, коллеги могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретной картинки образа жизненного явления.

Лекция № 7. Культура речи и культура общения

Парафраз чувств — ответ, ориентированный на эмоции, связанные с содержанием сообщения. Параязык — невербальное «звучание» сообщений; манера пере¬дачи информации. Пассивная стратегия — получение информации о человеке на основе наблюдения. устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. то у нас с тобой уже много общего.

Технологии публичного выступления

При формировании и поддержании зрительного контакта полезно понимать, что особое значение имеет его эмоциональная составляющая. Что вы передаете своим взглядом: доброжелательность, раздражение, безразличие или страх? Глаза — это зеркало души. И в вашем взгляде аудитория тоже может разглядеть то, что в душе у вас. Установив зрительный контакт с присутствующими, можно начинать выступление. Варианты вступления Успех выступления во многом определяется его началом, то есть вступлением. В этот момент многие определяются, стоит ли им слушать этого человека или лучше заняться своими мыслями, беседой с соседом и т. Ниже приводится ряд приемов, которые могут использоваться на этапе вступления. Интересный факт.

Прием заключается в формировании интереса аудитории к вашему выступлению через привлечение ее внимания к интересному факту, имеющему прямое отношение к теме: «Знаете ли вы что... Презентация выступления. В этом случае выступающий презентует структуру и регламент своего выступления. Это может быть обозначение основной темы выступления и формулирование «правил взаимодействия». Например: «У меня есть двадцать минут, чтобы рассказать вам о... В процессе выступления я обозначу проблему, а затем сформулирую предложения. Если у вас в ходе моего выступления появятся вопросы, то, пожалуйста, запишите их, чтобы задать по окончании выступления». Вопрос или цепочка вопросов.

Любые вопросы если они приняты запускают активность мышления по формированию ответов. Однако не следует рассчитывать на активность аудитории в самом начале выступления и дожидаться ответов. Поэтому на этом этапе полезно задавать вопросы, не требующие вербального ответа. Шутка, анекдот. Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. Однако эта связь обязательно должна проявиться. Существует серьезное ограничение этого приема — шутка или анекдот должны быть обязательно привлекательными и вызвать оживление улыбку, смех. Неудачная попытка пошутить в начале выступления существенно ухудшает положение оратора.

Комплимент аудитории. По определению комплимент — это выражение одобрения, уважения, признания или восхищения. Правильно высказанный комплимент вызывает у аудитории ответное чувство благодарности. Однако следует помнить, что при его конструировании не следует слишком преувеличивать достоинства объекта, иначе комплимент может быть воспринят как насмешка. Он должен быть кратким, искренним, недвусмысленным, отражающим реальность и не похожим на лесть. При этом не обязательно высказывать комплимент непосредственно присутствующим персонам. Он может быть высказан и в отношении значимых для них объектов, с которыми они отождествляют себя их профессии, компании, в которой они работают, миссии, которую они выполняют, их детям и т. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории В процессе выступления искусный оратор использует различные приемы привлечения и удержания внимания.

Вот некоторые из них: Контрастные раздражители. Прием заключается в контрастном изменении сигналов доступа информации. При этом значение имеет не столько абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Изменению подвергаются как аудиальные, так и визуальные сигналы. Например, выступающий говорил громко, потом на несколько секунд замолчал и продолжил. Также возможно замедление и резкое увеличение ритма речи. Примеры контрастного изменения визуальных сигналов — стоял неподвижно, а потом стал перемещаться, или наоборот — ходил по сцене, а затем на время остановился и т. Обращение к актуальным проблемам и событиям.

У каждого человека есть актуальные для него проблемы и события. У различных людей они могут быть свои, но в каждой группе, как большой, так и малой, есть некоторая совокупность общих проблем.

Назовем три важных средства, с помощью которых этот эффект достигается: 1 разговорность речи 3 голосовой контакт. Разговорность речи В настоящее время самым эффективным стилем публичной речи естественный, разговорный. Так было не всегда. Скажем, публичная речь в английском парламенте до середины XXв. В последние 10-летия традиции публичной речи изменились. Почему именно естественность, непринужденность поведения человека так притягательны?

Вероятно, потому что они свидетельствуют о его благоприятном, как говорят, комфортном состоянии. Это ощущение комфортности передается слушающему, вызывая снятие напряженности, положительные эмоции, которые адресат переносит на говорящего. Исследовании разговорной речи, начавшиеся во второй половине XX века у нас и за рубежом, говорят о принципиальных отличиях между разговорной речью РР и кодифицированным литературным языком КЛЯ. Существеннейшие особенности РР — неофициальность ситуации, в которой она возникает, незапланированность РР, «равноправие» говорящего и адресата в ситуации общения. Из этих признаков РР ясно, что настоящая, подлинная РР в ситуации публичного выступления в полной мере невозможна. Тем не менее опытные ораторы умеют «имитировать» РР, говоря публично. Это имитация вызывает у слушающих иллюзию естественного, непринужденного общения, равенства с оратором как у зрителей в театре, как бы сливающихся с действием на сцене. Слушателям кажется, что удачные сравнения, яркие образы, блестящие мысли — все это рождается у них на глазах.

В результате — искомый эффект коммуникативного сотрудничества: оратор нравится, его шутки кажутся смешными, речь привлекает внимание, не дает отвлечься и не вызывает скуки. Слушатели ощущают себя почти в той же мере творцами речи, что и говорящий. Имитировать РР в полной мере может только опытный оратор.

Взаимодействие оратора с аудиторией Каждый оратор стремится «завоевать аудиторию» - привлечь ее внимание и удерживать его на протяжении всего выступления. Если читать речь «по бумажке», лишь изредка устремляя взгляд в зал, добиться живой реакции слушателей невозможно. Следить за такой речью, как бы содержательна она ни была, очень трудно. Между «оратором» и аудиторией возникает незримая стена, и контакт со слушателями невозможен.

Чувство аудитории, или коммуникативность, возникает лишь тогда, когда выступающему удается создать в аудитории «эффект общения», разговаривая со слушателями так, как обычно говорят с близкими, знакомыми людьми, которым есть что сказать и которые будут вас охотно слушать. Известны риторические приемы, помогающие оратору достичь эффекта общения со слушателями. Выступающий старается придать своей речи «разговорность», используя для этого различные способы: непосредственное обращение к слушателям; эмоциональность, экспрессивность высказываний; особый разговорный синтаксис - вопросы, восклицания, неполные предложения, вводные слова и словосочетания, прямую речь, короткие, преимущественно односоставные предложения... При публичном выступлении нет условий, определяющих обращение к разговорному стилю неофициальность обстановки, «равноправие» говорящего и собеседника, неподготовленность речи, ее подлинная диалогичность. В применении к ораторской речи говорят лишь о «скрытой форме диалога», точнее различных приемах диалогизации речи с целью вызвать сопереживание слушателей. Используемые оратором стилистические приемы, придающие речи особую выразительность, лексика и фразеология выступления, наконец само его содержание не укладываются в разговорный стиль.

Имеется ряд условий, которые влияют на успешность публичного выступления. Аудитория охотнее слушает оратора, если он вызывает симпатию и доверие. Для того, чтобы заручиться доверием аудитории, оратору необходимы знания опыт , достоверность используемой информации и особые личные качества. Интеллектуальная стимуляция.

Аудитория склонна прислушиваться к информации, которая помогает развиваться интеллектуально. Это субъективная ценность, которой, по мнению слушателей, обладает информация, отвечающая их потребностям и интересам. Расстановка акцентов. Успех публичного выступления можно оценить по реакции слушателей, их вовлеченности и обратной связи. Но эта реакция аудитории зависит не столько от желания людей активно слушать, сколько от мастерства оратора. Далеко не всегда публичные выступления проходят успешно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий