Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г и манифест

19 февраля (3 марта) 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Положения 19 февраля 1861 — Крестьянская реформа в России, известная также как отмена крепостного права — реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая Крепостное право в Российской империи.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Высочайше утвержденное общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
  • Крестьянская реформа: как Александр II оказался между молотом и наковальней
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Положения 19 февраля 1861 | это... Что такое Положения 19 февраля 1861?
  • Манифест 19 февраля 1861 года
  • Сказ про то, как на Руси крепостное право отменяли

Крестьянская реформа 1861 года, ее подготовка, причины, права крестьян и последствия (Таблица)

3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Оригинал взят у msalexandr17 в Отмена крепостного права в России: как отмечали событие в разные годы. 19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных. 2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.

Крестьянская реформа Александра II

Но, тем не менее они послужили напоминанием для правящей власти, что положение, в котором находится простой народ, в итоге может обернуться для нее тяжелыми последствиями. Кроме того, действующее крепостное право существенно замедляло прогресс развития страны. Аксиома, что свободный труд эффективней подневольного проявлялась в полной мере: Россия существенно отставала от западных государств и в экономике, и в социально-политической сфере. Это грозило тем, что созданный ранее образ мощной державы мог попросту раствориться, и страна перешла бы в разряд второстепенной. Не говоря уже о том, что крепостничество очень походило на рабство. К концу 50-х годов из 62-миллионного населения страны в полной зависимости от своих хозяев жило более трети. России срочно требовалась крестьянская реформа. Поэтому процесс отмены крепостничества требовал тщательного анализа и проработки, а это из-за несовершенного государственного аппарата уже было проблематично. Необходимые шаги для грядущих перемен Отмена крепостного права в России в 1861 году должна была серьезно повлиять на жизненные устои огромной страны. Однако если в государствах, живущих по конституции, прежде чем провести какие-то преобразования, идет их проработка в министерствах и обсуждение в правительстве, после чего готовые проекты реформ отдаются в парламент, выносящий окончательный вердикт, то в России ни министерств, ни представительного органа не существовало.

А крепостное право было узаконено на государственном уровне. Отменить его единолично Александр II не мог, так как это нарушило бы права дворянства, являющегося основой самодержавия. Поэтому в стране для продвижения реформы предстояло заведомо создать целый аппарат, специально занимающийся отменой крепостничества. Предполагалось, что он будет состоять из учреждений, организованных на местах, чьи предложения должны подаваться и обрабатываться в центральном комитете, который, в свою очередь, контролировался бы монархом. Так как в свете предстоящих изменений больше всего теряли именно помещики, то для Александра II лучшим выходом было бы, если бы инициатива по освобождению крестьян шла именно от дворян. Вскоре такой момент подвернулся. В ответ Александр II отправляет на имя Назимова рескрипт личное императорское письмо , в котором поручает местным помещикам организовать губернские комитеты. Их задача заключалась в разработке собственных вариантов будущей крестьянской реформы. При этом в послании царь давал и свои рекомендации: Предоставление полной свободы крепостным.

Все земельные наделы должны остаться за помещиками, с сохранением права собственности.

Содержание реформы Замечание 2 19 февраля 1861 г. Устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов: при наличии у крестьян надела меньшего размера помещик должен был им прирезать недостающую землю «прирезки» или снизить повинности, если же надел был больше высшего, то помещику отрезал себе лишнюю землю. Средний размер крестьянского надел после реформы составлял чуть более 3 десятин — а это было меньше, чем до 1861 года. Крестьяне переходили в положение временнщобязанных до времени заключения выкупной сделки. Александр III же постановил перевести на выкуп всех временнобязанных крестьян в 1883 г.

Независимо от способа, указанного в предшествующей статье, обязательные поземельные отношения между помещиками и крестьянами прекращаются следующими двумя способами: 1 если крестьяне добровольно откажутся, с соблюдением того порядка и тех условий, какие определены в местных положениях, от пользования предоставленным им наделом и 2 если крестьяне перейдут, с соблюдением всех установленных для сего правил, в другие сословия. Дабы облегчить крестьянам приобретение в собственность отведенных им в постоянное пользование земель в случае добровольного на то соглашения между помещиком и крестьянами или в случае требования самого помещика, правительство оказывает пособие в том размере и тем порядком, какие определены в особом Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных. Помещику впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян на основании статей 148—163-й сего Положения. Крестьяне и общественные их учреждения подчиняются общим губернским и уездным управлениям. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1 губернское по крестьянским делам присутствие; 2 уездные мировые съезды и 3 мировые посредники.

Как можно было получить вольную и все ли крепостные этого хотели? Самым простым способом получить вольную был выкуп. Как только у крестьянина появлялась достаточная сумма, он мог попытаться купить себе право на свободу. Некоторые так и делали, но бывали случаи, когда помещик обещал выдать вольную, но при накоплении крестьянином капитала просто присваивал деньги, а вольную не выписывал. Тут большую роль играли взаимоотношения между хозяином и крепостным. Крепостной мог отслужить в армии и стать свободным человеком. Позднее популярность армейской службы пошла вверх. Если помещик переселял крепостных в Сибирь, они автоматически становились свободными. Это был отличный и выгодный государству способ освоить Сибирские просторы. Из книги: «Школьная энциклопедия.

История России 18-19 вв. Ребенок крепостного, ставший сиротой и попавший в воспитательный дом, считался свободным. Крепостные, которые побывали в плену, также становились свободными людьми. Некоторые даже подстраивали для этого собственное похищение, например, горцами на Кавказе. Все ли крестьяне мечтали получить вольную? Нет, была прослойка «крепостных миллионеров», которые не планировали тратить деньги на это. Они поняли, что пока имущество в собственности хозяина-помещика, то и налоги платит он. Крестьянину оставалось только отдать определенную сумму — оброк. Кроме того, помещик был ответственен за своих крепостных. В неурожайные годы он был должен закупать хлеб и кормить крестьянские семьи.

Был и еще один нюанс: за правонарушения помещик судил своих крепостных сам, не обращаясь к государству. Конечно, речь не идет об убийстве, разбое и прочих ужасных проступках. Наказанием служила порка.

Положения 19 февраля 1861

Основные положения крестьянской реформы 1861 года и ее последствия 1870-х гг., отменившая крепостное право в России. проводилась на основе положений 19 февраля 1861. крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом.
Крестьянская реформа 1861 года, ее подготовка, причины, права крестьян и последствия (Таблица) 3 марта 1861 года Александр II поставил свою подпись под манифестом «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и ещё рядом документов, запустивших в Российской империи масштабную крестьянскую реформу.
Отмена крепостного права. 1861. Положение определяло в общих чертах личные и имущественные права и обязанности вышедших из крепостной зависимости крестьян, образование и функции сельских и волостных органов крестьянского самоуправления.

Крестьянская реформа 1861

Падение крепостного права в России Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок «крестьянское общественное управление». Оно было введено в течение лета 1861 г.
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. и ее итоги. 35; Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. — С. 35-105; Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости.

Основные положения реформы 1861 года и ее последствия

  • «Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю
  • Механизм перехода от крепостничества к свободе
  • Крестьянская реформа 1861. Большая российская энциклопедия
  • Положения 19 февраля 1861

Крестьянская реформа 1861 года

Крестьянская реформа 1861 г. — урок. История, 9 класс. В этот же день царь подписал и «Манифест об освобождении крестьян», а 5 марта были опубликованы важнейшие документы, регламентировавшие проведение реформы: «Манифест» и «Общие положения о крестьянах, вышедших иэ крепостной зависимости».
Падение крепостного права в России Самой главной реформой Александра II за все время его правления стала Крестьянская реформа – издание Манифеста 19 февраля 1861 г. об отмене крепостной зависимости крестьян всей Российской империи.
Вы точно человек? обязанного состояния крестьян не устанавливалось.
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. и ее итоги. 19 февраля – 155 лет назад (1861 г.) был объявлен "высочайший" Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В Пермь Манифест доставил генерал-майор князь Багратион, прибывший в город 6 марта 1861 г. По этому случаю в Кафедральном соборе.
Основные положения реформы 1861 года и ее значение Положение определяло в общих чертах личные и имущественные права и обязанности вышедших из крепостной зависимости крестьян, образование и функции сельских и волостных органов крестьянского самоуправления.

Крестьянская реформа 1861

Важнейшими из них являлись: «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий», «Положение об устройстве дворовых людей»; «Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях»; «Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», а также четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России. Кроме того, были приняты особые дополнительные правила в отношении крестьян мелкопоместных владельцев, а также посессионных крестьян. В последующие годы в отношении государственных, дворцовых и удельных крестьян были приняты отдельные правовые акты. Так, в 1863 г. Правовое положение крестьян. В соответствии с Манифестом от 19 февраля 1861 г. В статье 2 «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» указывалось, что крестьяне получили «права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу». Таким образом крестьянам было предоставлено право владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать в качестве юридического лица, переходить из одного сословия в другое, право без разрешения помещика заключать брак, принимать обязательства, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями. Однако названные выше права крестьяне могли получить не сразу и не в полной мере, так как в статье 7 Общего положения устанавливался двухлетний срок для подготовки уставных грамот, в которых определялись новые формы поземельных отношений между помещиками и крестьянами. Поэтому еще в течение двух лет после отмены крепостного права крестьяне в значительной мере зависели от помещиков и продолжали выполнять в их пользу прежние повинности барщину и оброк. Однако даже после подписания Уставной грамоты и получения земельного надела между помещиком и крестьянами возникали определенные поземельные отношения, в соответствии с которыми помещик сохранял право собственности на всю принадлежавшую ему ранее землю, а крестьяне за полученные в пользование земельные участки должны были отбывать прежние повинности.

Так, в статье 15 Общего положения указывается: «Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами». И лишь после заключения выкупной сделки они становились крестьянами-собственниками и прекращали выполнять барщину и оброк в пользу помещика. Однако в связи с тем, что сроки подготовки и заключения Выкупной сделки и соответственно перевода крестьян из одного разряда в другой не были четко обозначены в правовых актах, перевод многих крестьян из состояния временнообязанных растянулся на довольно продолжительный период. Так, в 1870 г. Поэтому в 1881 г. Наделение землей происходило следующим образом: земля в губерниях делилась на три категории — нечерноземная, черноземная и степная. Причем каждая категория делилась на несколько местностей, где учитывалось качество почвы, численность населения, уровень развития и т. В соответствии с этим устанавливались высшие и низшие нормы земельных наделов. Кроме того, предусматривалось выделение так называемых «дарственных наделов» без выкупа, значительно меньших по размеру. Душевой надел могло получить только лицо мужского пола.

Он включал усадьбу, пахотную землю, пастбище и пустоши. Однако нормы душевых наделов были меньше тех земельных участков, которые крестьяне обрабатывали до реформы. Это было обусловлено тем, что помещикам предоставлялось право уменьшать надел крестьянина, если он превышал установленную норму. Кроме того, помещикам предоставлялось также право переносить полевые наделы крестьян на другие места.

Твердо основать участь крестьян не можно было иначе, как, во-первых, устранением всякого к ним прикосновения со стороны владельцев с того времени, как сделались свободными; а во-вторых, доставлением им вместе с сим в полную собственность нужного количества земли". Главная мысль указа отражена в его первой статье, которая зафиксировала положение о праве помещиков отпускать крестьян на волю, наделив их землей и получив с них выкуп. Стороны могли договориться о том, что плата будет вноситься крестьянами в рассрочку. Как показала практика реализации указа, в ряде случаев в качестве условия освобождения бывшие крепостные обязывались доставлять помещикам различные хозяйственные припасы, вносить определенную сумму на благотворительные цели, платить помещику денежный оброк, исполнять барщину и т. Дробить землю на участки площадью менее 8 десятин было запрещено. Василий Ключевский назвал указ о "вольных хлебопашцах" "первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право". Так это поняли и многие дворяне-крепостники. Российские просторы с отсутствием хороших дорог и средств связи не помешали им быстро войти в курс дела и выразить свою озабоченность. Всего через неделю, 27 февраля 1803 года, пытаясь успокоить помещиков, Министерство внутренних дел направило циркуляр гражданским губернаторам. В нем говорилось, что указом о "вольных хлебопашцах" не предполагается "ослабить порядок, ныне существующий между помещиками и крестьянами, и ни малейшей перемены не вводится в образе укрепления сих последних. Они должны остаться в той же самой зависимости и безмолвном повиновении к своим господам, в каковом доселе были... Дореволюционный историк Александр Корнилов подсчитал, что почти за четверть века "было заключено 160 сделок при общем числе освобожденных в 47 153 души мужского пола; при этом в 17 случаях сделки были безвозмездными всего безвозмездно было отпущено на волю 7415 душ, из которых 7 тысяч были освобождены в виде исключения без земли, по духовному завещанию одного помещика западного края ". Таким образом, если рассматривать указ о "вольных хлебопашцах" как тест на готовность помещиков расстаться с крестьянами полюбовно, то результат оказался плачевным. Подавляющее большинство помещиков к этому шагу было явно не готово. В свою очередь, подобное положение дел влияло и на Александра I. Вступив на престол, он хотел отменить крепостное право, по его указанию разрабатывались соответствующие проекты. Все они остались нереализованными. Ответ на вопрос, почему Александр I так и не отменил крепостное право, дал один из лучших отечественных специалистов по истории XIX века Леонид Ляшенко. Во-первых, для проведения реформ Александр I не нашел ни достаточного количества сторонников, ни мощной социальной опоры. Во-вторых, ему "явно не повезло с моментом начала преобразований. Общеевропейский экономический подъем, в частности рост цен на русское зерно, явное оживление торговли и промышленности в стране создали видимость устойчивого благополучия империи. Победа в Отечественной войне 1812 года, освобождение Европы от наполеоновской экспансии убедительно подчеркивали мощь крепостнической системы и традиционного самодержавия". Тень восстания на Сенатской площади легла на все его 30-летнее царствование. Но если в вопросе о незыблемости самодержавия Николай I был непреклонен, то сторонником крепостного права он не был. Показательно, что уже 6 декабря 1826 года был образован секретный комитет по крестьянскому вопросу. Это свидетельствовало как о серьезности намерений власти, так и о ее неготовности поставить финальную точку в истории крепостничества. Как верно заметил историк Борис Литвак, это "очень напоминало танец кота вокруг котла с горячей кашей". Основным направлением деятельности правительства Николая I в крестьянском вопросе стало постепенное ограничение власти помещиков над крепостными. В 1827 году было запрещено отдавать крестьян в работу на горные заводы, а в 1828 году ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 году было запрещено приобретать крестьян без земли помещикам, не владеющим населенными имениями. Появился указ о праве крестьян выкупаться на свободу при продаже деревенских имений с публичного торга. Дореволюционный историк Михаил Полиевктов, комментируя указ от 2 мая 1833 года, констатировал, что он запрещал "продажу людей с публичного торга и продажу семейств враздробь... По этому указу запрещалось обеспечивать и удовлетворять частные долги крепостными без земли". По-прежнему действовал и указ о "вольных хлебопашцах". Правда, большинство историков не склонно высоко оценивать его результативность. Так, Станислав Тютюкин интервью с ним см. В манифесте от 19 февраля 1861 года также признается, что этот указ был реализован "в весьма малых размерах". С этим выводом сложно спорить, учитывая, что за 58 лет указом о "вольных хлебопашцах" смогли воспользоваться только 111 829 душ мужского пола. Характерно и то, что правом освободить крестьян не воспользовались даже принципиальные противники крепостничества, в числе которых были Михаил Сперанский и многие декабристы. Николай I, не испытывавший сомнений в своем праве на неограниченную власть, отменить крепостное право так и не решился. Впрочем, это не мешало ему негодовать против угнетения человеческой личности в Северо-Американских Штатах и обещать освобождение каждому негру, который вступит на русскую землю. Парадоксально, но на решение отменить крепостное право повлияло его увлечение... Позднее он говорил, что эта книга убедила его в необходимости освободить крепостных.

Таким образом, чем меньше земли получал крестьянин, тем дороже она ему стоила. Градация вводилась преимущественно в нечерноземных губерниях, где земля ценилась низко, зато рабочая сила была дорога. Она соблазняла крестьян брать побольше земли, поскольку за каждую дополнительную десятину платить надо было меньше,— крестьяне шли на это. Помещикам же выгодно было сбывать крестьянству худородную землю и тем самым пополнять свои денежные капиталы, столь необходимые в промышленных регионах. В случае сокращения крестьянских наделов градация позволяла помещикам в значительной мере сохранять их доходы. Словом, градация оброка была, в сущности, денежной надбавкой помещикам за потерю рабочей силы. Только теперь режим барщины был несколько упорядочен, а помещичий произвол частично обуздан. Итак, повинности временнообязанных крестьян почти не отличались от повинностей крепостных и лишь точнее регулировались законом. Поэтому крестьяне так не хотели подписывать уставные грамоты. Они надеялись на «подлинную, настоящую волю» с землей и сами распространили между собой слух о том, что такая воля придет через два года. Оттого в крестьянах буквально по всей России жило сознание, что если «кто в течение этих лет подпишет уставную грамоту, тот себя закрепостит снова, но кто эти два года устоит, тот будет свободен». В итоге, к 1 января 1863 г. Реформа дала крестьянам право выкупить усадьбу и полевой надел. Поскольку 10 руб. Таким образом, не стоимость земли, а оброк, включавший в себя кроме стоимости земли еще и ценность крепостного труда, был критерием размера выкупной суммы. То, что выкупная сумма включала в себя замаскированный выкуп личности крестьянина, показывает ее сравнение с рыночной ценой земли. По ценам 1854—1855 гг. Роль посредника между крестьянами и помещиками по выкупу взяло на себя государство, которое и нажилось на выкупной операции. Лишь с 1906 г. К тому времени бывшие помещичьи крестьяне внесли 1 млрд. С момента заключения выкупной сделки крестьяне переставали выполнять повинности в пользу помещиков и превращались из временнообязанных в «крестьян-собственников». Отныне земля бывшая ранее юридически собственностью помещиков, переходила в крестьянскую собственность, и закон охранял ее от посягательства со стороны помещиков. Несколько по-особому освобождались дворовые слуги, которых было тогда 1,5 млн. Они выходили на волю без выкупа, но не сразу, а через два года, и, главное, не получали ни усадьбы, ни полевого надела, ни какого бы то ни было вознаграждения за их труд на помещика. Больные и престарелые, нетрудоспособные буквально выбрасывались на улицу, так как у них не оказывалось ничего, кроме свободы... Таковы были условия освобождения помещичьих крестьян. Реформа распространялась и на крестьян удельных принадлежавших царской семье и государственных. Удельное ведомство было образовано в 1797 г. Оно обеспечивало царскую фамилию доходами с дворцовых земель и прикрепленных к ним крестьян.

Помещик должен иметь дело с миром, а не с отдельным крестьянином, необходимо дать возможность выкупить надел в собственность, через правительственный кредит. Для рассмотрения всех материалов было решено образовать две Редакционные комиссии, состоящие из чиновников разных ведомств, а также экспертов-представителей поместного дворянства. Председателем этих комитетов был назначен Ростовцев. Работа этих комиссий началась 4 марта 1858 года и разделилась на три периода: составить вчерне проект реформ, во второй период изучались проекты губернских комитетов и пересматривались отдельные постановления, принятые в первый период в этот период умер Ростовцев и его заменил министр юстиции граф Панин. Третий период был посвящен окончательной кодификации проекта с учетом отзывов депутатов первого и второго созыва. Таким образом, причиной пойти Александром II на крестьянские реформы, была Крымская война, показавшая отсталость России от стран Западной Европы. Крестьянские волнения, вызванные войной, испугали правительство и самого императора, что заставило пойти на подготовку отмены крепостного права и расширение программы решения крестьянского вопроса. Эта программа ослабляла стремление поместного дворянства ограбить крестьян, ослабляла вотчинную власть помещиков. Однако проект реформы, составленный Редакционными комиссиями и утвержденный Главным комитетом и Государственным Советом, разрешал вопрос об отмене крепостного права в пользу помещиков. Положения 19 февраля 1861 года и последующие законодательные акты. Положения 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, состояли из ряда отдельных законов, трактовавших те или иные вопросы реформы. Наиболее важным из них являлось «Общее положение о крестьянах…», в котором излагались основные условия отмены крепостного права. Состояло Положение из Введения и трех разделов. Первый раздел назывался «О правах крестьян, вышедших из крепостной зависимости», второй — «Об устройстве сельских обществ и волостей и общественного их управления», третий — «О казенных, земских и мирских повинностях». Кроме этих были приняты: «Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях», «Правила о порядке приведения в действие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению самими крестьянами в собственность полевых угодий», «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях; великоросских, новороссийских и белорусских». В 1863 году под влиянием восстания в Польше, а также массового крестьянского движения в украинских, белорусских и литовских губерниях, правительство вынуждено было пойти на уступки и несколько смягчить тяжелые условия крестьянской реформы в этих губерниях. Правительство опасалось слияния национально-освободительного движения с крестьянским. Были приняты Указы 1 марта, 30 июля, 2 ноября 1863 года о проведении обязательного выкупа в юго-западных и северо-западных губерниях России. Положениями 19 февраля 1861 года не устанавливалось окончательного срока перевода временно-обязанных крестьян в разряд крестьян собственников. Помещики не торопились с переводом крестьян на выкуп. К 1881 году недоимок по выкупным платежам доходило до 20 млн. Поэтому правительство вынуждено было провести обязательный выкуп остающихся временно-обязанных крестьян. Были приняты указы 28 декабря 1881 года «О выкупе наделов крестьянами, остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам в губерниях, состоящих на Великороссийском и на Малороссийском Местных положениях 19 февраля 1861 года» и 28 декабря 1861 «О понижении выкупных платежей». В обстановке революции 1905-1907 годов под влиянием рабочего движения, развернувшегося осенью 1905 года правительство вынуждено было прекратить дальнейшее взимание выкупных платежей с бывших помещичьих, удельных и государственных крестьян. К этому времени бывшие помещичьи крестьяне выплатили свыше полутора миллиарда рублей выкупных платежей, то есть в 2,5-3 раза больше рыночной стоимости их наделов. Рыночная стоимость этих наделов в 1854-1858 годах определялась в 543 млн. Был издан Манифест 3 ноября 1905 года «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения». На основании сего Положения и общих законов, крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу… 3. Помещики, сохраняют право собственности на все принадлежащие им земли ,но предоставляют, за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед Правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в Местных Положениях. Крестьяне, за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел, обязаны отбывать, в пользу помещиков, определенные в Местных Положениях повинности: работою или деньгами…. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях с помещиком, именуются временно-обязанными крестьянами. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положении изложенных, именуются крестьянами-собственниками. В каждом сельском обществе и каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным, на основаниях, в сем Положении изложенных. Помещику, впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян… 9. Крестьяне и общественные их учреждения подчиняются общим губернским и уездным управлением…» Наиболее важны из этих положений статьи, трактовавшие основные условия отмены крепостного права. Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на все, принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам усадебную оседлость, то есть усадьбу с приусадебным участком, а также полевой надел. За пользование помещичьей землей крестьяне обязаны были отбывать барщину или платить оброк. Они не имели права отказываться от полевого надела, по крайней мере, в первые девять лет. В последний период отказ от земли был ограничен рядом условий, затруднявших осуществление этого права. Это Положение характеризовало сущность крестьянской реформы: она носила помещичий характер, условия «освобождения» были таковы, что крестьянину сплошь и рядом было невыгодно брать землю. Отказ же от нее лишал помещиков либо рабочей силы, либо дохода, получаемого в виде оброка. Размеры полевого надела и повинности должны были быть зафиксированы в уставных грамотах, для составления которых отводился двухлетний срок. Составление грамот поручалось самим помещикам, а проверка — мировым посредникам, которые назначались из числа местных дворян-помещиков. Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с «миром», то есть сельским обществом, принадлежавшим тому или иному помещику, в результате чего повинности за пользование землей взимались с «мира». Обязательное наделение землей и установление круговой поруки в отношении уплаты повинностей фактически приводило крестьян к закрепощению «миром». Крестьянин не имел права уйти из общества, получить паспорт — все это зависело от решений «мира». Крестьянину предоставлялось право выкупа усадьбы, выкуп же полевого надела определялся волей помещика. В случае желания помещика продать свою землю, крестьяне не имели права отказываться. Не перешедшие на выкуп земли крестьяне назывались временно-обязанными. Установление временно-обязанных отношений сохраняло на неопределенный срок помещичью систему эксплуатации. Прекращение этих отношений определялось помещиком, то есть реализация реформы передавалась целиком в руки помещика. Вопрос о размерах земельных наделов, а также о платежах и повинностях за пользование ими определялся местными уложениями. Их было издано четыре. Для определения земельного надела по Местному Положению для великороссийских, новороссийских и белорусских губерний вся территория делилась на нечерноземную, черноземную и степную. Эти полосы, в свою очередь, делились на местности нечерноземная — на 9, черноземная — на 8, степная — на 12. Для каждой из них устанавливался особый душевой земельный надел. Земля распределялась по ревизским душам, то есть женщинам земля не отводилась. В состав душевого надела входила как «усадебная оседлость», так и полевой надел, включавший в себя пахотные, пастбищные и сенокосные земли. Для черноземной полосы душевой надел составлял от 3 до 7 десятин, в черноземной — от 2 ; до 6 десятин. В степной полосе устанавливался один указный надел, который определялся характером полеводства. Для великорусских степных губерний — Самарской, Саратовской и Оренбургской — размер указного надела составлял от 6 до 12 десятин. Для новороссийских губерний — Херсонской, Таврической и Екатерино-Славской — от 3 до 6; десятин. Наибольший по размерам надел устанавливался там, где земля представляла собой незначительную ценность, как например, в северных уездах Вологодской, Олонецкой губерний. Установление «Положением» нормы душевого надела, как правило, были ниже того количества земли, которое находилось у крестьян до реформы. Это давало возможность помещикам обрезать в свою пользу ту часть земли, которая превышала душевой надел. Помещики имели право без согласия на то крестьян производить развертывание угодий к одним местам, то есть предоставлять крестьянам земли в другом месте, а также переносить крестьянские усадьбы. Помимо этого помещик имел право обменивать крестьянские земли. Этот обмен мог производиться, если на крестьянских наделах обнаруживался торф, минеральные источники и т. Иными словами, обмен мог быть совершен всегда, когда это было выгодным помещику. Юридическим лицом, которому отводилась земля в постоянное пользование, являлось сельское общество — община, с которой заключалась уставная грамота. Общество само распределяло землю «по душам» с правом периодических переделов при условии согласия двух третей общества. Пользование мирской землей было ограничено рядом условий: запрещалось изменять севооборот, производить распашку новых земель без согласия помещика. По «Местному положению», распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ковенскую, Минскую и часть Витебской губернии, за крестьянами сохранялась вся земля ко времени утверждения «Положения», которой они пользовались. Правда, помещик также имел право сокращать размеры крестьянских наделов, если у него оставалось менее одной трети удобных земель. Однако, согласно статье 9 «Положения» крестьянский надел не мог быть уменьшаем более чем на одну шестую часть. Таким образом, при обеспечении землей в большинстве губерний помещикам представлялись широкие возможности для ограбления крестьянства, его обезземеливания. Помимо уменьшения крестьянского надела, помещики могли еще ограбить крестьян путем обмена крестьянских земель, то есть переселения их на заведомо негодные земли. Повинности за пользование землей подразделялись на денежные оброк и издольщину барщину. За установленный по «Великороссийскому положению» в первой и второй полосах душевой надел и в третьей — указной, вводились определенные повинности погодно. В «Положении» говорилось, что крестьяне не обязаны нести в пользу помещика какие-либо дополнительные повинности, а также уплачивать натуральную дань птицей, яйцами, ягодами и пр. Основной формой повинностей был денежный оброк, размер которого в каждой губернии примерно соответствовал дореформенному оброку. Это обстоятельство свидетельствовало о том, что оброк определялся не стоимостью земли, а теми доходами, которые получал помещик от личности крепостного крестьянина. Оброк, устанавливаемый «Великороссийским местным положением» за душевой надел, равнялся ст. Для всех прочих — для Санкт-Петербургской губернии, для Московской и Ярославской, а также имений Владимирского, Вяземского, Покровского и Ковровского уездов Владимирской губернии, лежащих по левую сторону реки Клязьмы — 10 рублей. Для Вятской, Витебской, Могилевской и прочих, приравненных к ним — 9 рублей. Следовательно, наибольший оброк устанавливался там, где земля приносила незначительный доход, и, наоборот, преимущественно в черноземных губерниях оброк был значительно ниже. Если учесть, что земельные наделы были уменьшены по сравнению с дореформенным периодом, а оброк останется прежним, то становится ясно, что доход помещика не только не уменьшился, но даже увеличивался. Размер оброка по ходатайству помещика мог быть увеличен до одного рубля с души. Крестьянам также предоставлялось право просить о снижении оброка по причинам низкого качества земли, либо по другим основаниям. Для определения суммы оброка, взимавшегося по «Великороссийскому положению» за крестьянские усадьбы, они были подразделены на четыре разряда. К первому разряду относились усадьбы в земледельческих районах, то есть черноземных губерниях, ко второму — усадьбы в тех имениях, где хозяйство крестьян не ограничивалось только земледелием, а поддерживалось торговлей и заработками от промыслов К третьему разряду относились усадьбы, представляющие какие-либо важные местные выгоды, а также находившиеся не далее 25 верст от Петербурга и Москвы, к четвертому — усадьбы, приносившие особый доход. Для первого разряда оброк с ревизской души устанавливался до 1 рубля 50 копеек, для второго — не более 2 рублей 50 копеек, для третьего — до 3 рублей 50 копеек и четвертого — свыше 3 рублей 50 копеек. Взимание оброка за усадьбу предлагалось в тех случаях, когда крестьяне не пользовались полевым наделом, либо выкупали одну усадьбу. Оброк должен был уплачиваться помещику от всего общества «при круговом друг за друга поручительстве» крестьян. Определявшийся «Положением» размер оброка устанавливался сроком на 20 лет, после чего происходила переоброчка на следующее двадцатилетие, в связи с постепенным удорожанием земли. Другим видом повинностей являлась барщина. За душевой и указный наделы независимо от их размера полагалось 40 дней мужских и 30 женских дней в году. Барщину должны были выполнять мужчины в возрасте от 18 до 55 лет, женщины — от 17 до 50 лет. За исправное отбывание барщины отвечала община на основе круговой поруки. До истечения двухлетнего срока со дня издания «Положения» крестьяне имели право переходить с барщины на оброк лишь с согласия помещика, по истечении этого срока согласия не требовалось, однако крестьяне обязаны были предупредить об этом за год вперед. Итак, оброк, установленный «Положением», представлял собой, по-прежнему феодальную ренту. Размеры оброка не только полностью обеспечивали сохранение дореформенного дохода помещику, но даже увеличивали его. Барщина по сравнению с дореформенным периодом была существенно сокращена, но это мало задевало интересы помещиков, потому, что основной формой повинности после реформы становился оброк, и помещики сохраняли широкие возможности для использования труда крестьян в виде различных обработок за пользование обрезанной у них землей. По «Общему положению» крестьяне обязаны были выкупить усадьбу, выкуп же полевого надела зависел исключительно от воли помещика. Условия выкупа излагались в специальном «Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению самими крестьянами в собственность полевых угодий». Выкуп усадьбы разрешался в любое время при условии отсутствия недоимки.

Отмена крепостного права

  • Отмена крепостного права | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
  • «Выгодные» сделки
  • «Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю
  • «Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю
  • «Нас обманули!» Почему крестьяне не обрадовались отмене крепостного права

Крестьянская реформа Александра II

Сложности проводимой реформы отмены крепостного права в России, сопровождавшиеся крестьянскими бунтами в связи с её уклоном в сторону интересов помещиков. 17 февраля 1861 г. Государственный совет одобрил проекты нормативных актов, а 19 февраля император Александр II утвердил Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и Положения об отмене крепостного права. 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

Крепостное право. Как его вводили и отменяли

По мнению Позена, такой вариант мог бы наиболее безболезненно подготовить и помещиков, и крестьян к изменению жизненного уклада. Ростовцев был полностью с этим согласен: «Следственно, самая необходимость указывает на меры переходные. То есть крепостных следует подготавливать к свободе постепенно, не усиливая в них желания освобождения, но открывая все возможные для них пути». Таким образом, Яков Иванович предлагал первым делом смягчить крепостное право. Уже этот шаг смог бы успокоить крестьянство и показать ему, что власть беспокоится о народе. Затем взяться за их перевод в «свободные хлебопашцы» и обязанные. Крестьяне получали свободу касаемо собственности и семейного быта. По мнению Ростовцева, два этих шага смогли бы ослабить напряжение.

Мнимой свободы крестьянам хватило бы на длительный срок, пока они не дозрели бы до полного освобождения. И лишь после этого следовало переходить к третьему шагу — ликвидации крепостного права. Князь Павел Павлович Гагарин, входящий в Секретный комитет, также представил своё видение разрешения проблемы. Он был уверен, что освобождать крестьян вместе с землёй нельзя. Это могло бы привести к серьёзному кризису сельского хозяйства. Поучаствовал в разработке реформы и товарищ министра внутренних дел Алексей Ираклиевич Лёвшин. Он считал, что освобождать крестьян по «английскому образцу» без земли нельзя.

Но нельзя им было и выдавать полный надел земли. Поскольку тогда крестьянам не будет смысла работать на помещиков, или же их работа будет стоить баснословных денег. И в таком случае сельское хозяйство ждёт упадок. Левшин предложил оставить за крестьянами усадьбы. Это не позволило бы помещикам выгнать их, а крестьян вынудило бы работать. Они стали бы полностью зависимыми друг от друга. При этом усадьбы должны были отдаваться за выкуп, а не бесплатно.

И лишь спустя какое-то время можно было предоставить крестьянству право на выкуп земли, использовав кредиты. Также Левшин считал, что начинать реформу нужно в западных губерниях. Акцент сделать на тех, что граничат с европейскими государствами, где с крепостничеством уже распрощались. Сергей Степанович Ланской. Также он предложил образовать в каждой из губерний дворянские комитеты, которые имели бы право вносить в проект правки. Александр II принял программу и узаконил её в рескрипте на имя генерал-губернатора Назимова 20 ноября 1857 года. Итак, в первоначальном варианте рескрипт Назимову предполагал ликвидацию личной зависимости крестьян от помещиков, но последние сохраняли в своей собственности землю.

Тем не менее крестьянам всё же выделялась земля, но не бесплатно.

Само собой, ставал вопрос об объемах данного выкупа. Для того, чтобы его выяснить за основу был взят не капиталистический принцип, подразумевающий рыночную стоимость земли, а феодальный, который базировался на необходимости предоставить компенсацию помещику за утрату крепостного труда. Данная компенсация исходила из величины оброка. Де-факто это являлось капитализацией оброка. Следовательно, максимальное количество уступок было сделано не всем землевладельцам, а лишь тем, которые были далеки от ведения капиталистического хозяйствования, то есть обеспечены условия для сохранения неограниченного самодержавия, что полностью противоречило новым установившимся взаимоотношениям. Таким образом, был избран самый медленный путь развития капитализма экстенсивный.

Величина крестьянских участков земли и повинностей, на базе которых определялся объем выкупа, исчислялся в пределах размеров, которые были установлены правительством. Условия выкупа были зафиксированы в уставных грамотах. Контроль за их соблюдением возлагался на специально сформированный независимый институт мировых посредников, который назначался правительством из местного дворянства. Замечание 2 До момента перехода на выкуп крестьянам полагалось называться временнообязанными, а также продолжать совершать привычные ежедневные повинности в пользу своих прежних хозяев. Данный процесс нужен был для предотвращения разорения помещиков и предоставления им возможности переустройства своего хозяйства с помощью наемного труда вместо крепостного. По завершению этого срока крестьяне в полной мере становились свободными от всякого рода обязанностей относительно своего хозяина. Следующая часть реформы была касательно процедуры выкупной сделки.

Посредником в выкупной сделке становилось само государство.

Тургенев заметил: будто «написан по-французски и переведен на неуклюжий русский язык каким-нибудь немцем». В народе Манифест стали называть «филькина грамота» то есть документ бестолковый. Только в Петербурге и Москве обнародование Манифеста произошло 5 марта, в так называемое «прощеное воскресенье». Крестьяне не поверили в подлинность оглашенного текста и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения. Самое крупное и кровопролитное волнение крестьян произошло в селе Бездна Казанской губернии.

Барщину должны были отрабатывать все мужчины в возрасте 18-55 лет и все женщины в возрасте 17-50 лет. Барщина после 1861 г. За полный надел крестьянин был обязан работать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней. Результаты реформы Эта реформа была крайне неоднозначной, имея и положительные и отрицательные стороны.

Положительные: теперь крестьяне получали личную свободу; ликвидация крепостного права привела к росту производства; активизировалось предпринимательство; появилось два новых социальных слоя — промышленная буржуазия и пролетариат; у крестьян появилось право на землю.

Отмена крепостного права

19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. В Манифесте кратко излагаются и основные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости (детально они изложены в утвержденных 19 февраля 1861 г. восьми Положениях и девяти Дополнительных правилах). Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 1861 г. • Удельные крестьяне (около 2 млн человек) освобождались от крепостной зависимости по закону 1863 г. и сразу переводились на обязательный выкуп. Сложности проводимой реформы отмены крепостного права в России, сопровождавшиеся крестьянскими бунтами в связи с её уклоном в сторону интересов помещиков.

Отмена крепостного права

35; Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. — С. 35-105; Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости. 19 февраля 1861 – Александр II подписал основные документы по реформе – «Манифест, провозглашавший отмену крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». II подписал манифест и утвердил «Положение об отмене крепостного права», наиболее важным из которых было «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».В Смоленске манифест от 19 февраля 1861 года был получен 7 марта. Через пять лет после восшествия на трон, ровно день в день, то есть 19 февраля 1861 года, император Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В состав надела не включался лес (оставался в собственности помещика); крестьяне имели право только на лесные участки, которыми они пользовались до 1861 г. (при этом помещик не обязан был снабжать бывших крепостных топливом на безвозмездной основе).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий