В конце выступления оратор не должен

Чего не должен делать оратор в конце выступления? Оратор, не продумавший план выступления, нередко отклоняется от темы, не укладывается в отведённое для выступления время.

Правила произнесения ораторской речи

Не относитесь к аудитории свысока Когда людей держат за идиотов или маленьких детей, они могут озлобиться, принять враждебный настрой и игнорировать все, что вы говорите. Главное, не вещайте нараспев и не вздыхайте громко. Постройте свою речь Если к вашей основной теме сообщения относятся несколько идей или деталей, расскажите обо всем по очереди. Если попытаетесь передать большой объем информации, вам придется в конце выступления еще раз обобщить и сделать акценты на основных идеях.

Будьте вежливы, соблюдайте правила хорошего тона и приличия Многие ораторы не соблюдают это условие, поэтому зачастую собирают «гнилую» аудиторию. Вы же не хотите встать в их ряды?! Избегайте монотонности — проявления плохой организованности и подготовленности, ведь информация идет сплошным потоком и непонятно, где важные мысли и идеи.

Будьте внимательны Во время выступления очень легко подвергнуться эмоциям. Если вы поняли, что автоматически пришлось горланить и сокращать текст, значит, вы не последовали нашим советам. Эмоции могут захватить вас, если вы будете считать себя слишком «знающим и умным».

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение, структура». Необходимо правильно строить свою речь. Например, на сообщение «Зимние Олимпийские игры» автор затратил 10 минут — из них 8 говорил об истории Олимпийских игр и только 2 минуты непосредственно по теме. Слушатели остались недовольны. План — основа композиции. Назначение планов и их виды Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. План — это модель проектируемого выступления.

На разных этапах подготовки речи составляются разные по цели и назначению планы. После выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Он помогает продумать структуру выступления. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей. Хотя план речи не всегда оглашается оратором. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях.

В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план состоит из 3-6 пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. Микротемный план — предельная детализация отдельных вопросов. Иногда говорят, что план сковывает оратора, снижает его творческое начало и не дает простора для импровизации. Возможно, что в такой критике есть доля истины.

Импровизация — Божий дар, и ею владеет не каждый. Многие ораторы, составив план речи, полного текста не составляют, импровизируют его, и в этих случаях план помогает им: он как ведет оратора, не дает ему сбиться с намеченного пути или пропустить что-либо важное. Составные элементы композиции. Начало, развертывание и завершение речи После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Развернутая композиция включает до вступления начало речи, введение. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления.

К числу приемов относятся прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы, картинки, графики, слухового — когда текст многократно произносится вслух, моторного — разработка жестов для всех частей речи. Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. Даже несведущий человек, заглянув в зал, поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция. К то-то помидор со смаком солит, Кто-то карты сальные мусолит, Кто-то у гармошки рвет меха. Но ведь сколько раз в любом кричало И шептало это же начало: «Граждане, послушайте меня... Вдруг вся песня, в целом-то, мелка... Поэтому рекомендуется одежда, подходящая к виду речи. То же относится к прическе, украшениям, макияжу у женщин. Внешний вид оратора призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества. Его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Вот несколько советов: Итак, выступайте только тогда, когда есть что сказать. Не начинайте речь сразу, спустя 15-20 секунд посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте». Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Говорите выразительно. Возбуждайте внимание слушателей. Соединяйте слово с жестом. Меняйте темп речи и тон голоса.

Теперь нужно подумать о наборе нужных слов — правильной лексике, с помощью которых будет донесена до слушателя наша мысль. Как изъясняться, — посредством простых или ложных слова? Что выбрать? Сложные слова будут характеризовать вас как архи образованного, но, скорее всего, вас мало кто поймёт. Ведь вас хотят послушать те, кто только хочет быть похожим на вас, чему-то у вас научиться. А простые слова делают речь доступнее для понимания и слушатели лучше её усваивают. Но тут важно не перестараться, чтобы не прослыть Эллочкой Людоедкой. Вообще, нужно смотреть на тех, к кому вы обращаете свою речь. Если ваша аудитория молодёжная, то вполне уместно будет использовать в своей лексике сленг. Только соотносите свою речь с вашим возрастом, чтобы не выглядеть смешным. А профессионализмы и непонятные термины на иностранном языке перед неподготовленными слушателями лучше не употреблять. Но если ваш слушатель в теме, можете смело жонглировать специфическими терминами. Как говорится, говори с говорящим на его языке. Примеры — это один из самых эффективных способов убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Риторическая рука включает такие приемы, как аналогии, истории, отсылки к личным ощущениям и опыту. Представьте себе, что вы хотите убедить слушателей в том, что чтение книг является полезным и увлекательным занятием. Вместо простого перечисления пользы и преимущества чтения, вы можете использовать риторическую руку и привести живой пример. Например, вы можете рассказать историю о том, как вы погрузились в ту эпоху, которая описывается в книге, и представили себя на месте главной героини. А героиня та была, ни много ни мало, царицей, и она вершила судьбы целых народов, но сама оставалась одинокой и беззащитной. И вот вы представляли, как бы вы могли изменить ход истории, если бы принимали другие решения. Это личное воспоминание связывает абстрактную идею чтения с живым опытом, что сделает вашу речь более убедительной. Чем ещё можно воспользоваться? Не забывайте о выразительных средствах языка. Использование тропов — оборотов речи — сделает ваше выступление ярким и запоминающимся. Об этом подробно ещё будем говорить. Однако имейте в виду, что некоторые иносказания могут быть неправильно истолкованы.

Что нельзя делать в конце выступления

Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. Кульминация. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история. каков должен быть конечный результат речи — какие действия аудитория совершит после выступления.

Публичные выступления — 10 ошибок начинающего оратора

В конце своего выступления оратор может почувствовать необходимость в смене тактики и выразиться более естественно или свободно. В конце своего выступления оратор не должен повторять основные положения доклада, извиняться за нехватку времени или благодарить слушателей за внимание. Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец. Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Конец речи должен «закруглить её», то есть связать с началом. Самопрезентация в процессе публичного выступления.

КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ РЕЧИ

Есть особенности, которые объединяют публику и оратора, а также улучшают взаимодействие между ними. Основная проблема новичков ораторского искусства — страх перед выступлением. Он представляет собой основную оборонную функцию организма и от него нельзя избавиться полностью. Кроме страха, есть и некоторые ошибки, которые могут допускать ораторы во время общения с аудиторией. Требования к публичному выступлению Чтобы минимизировать риски возникновения ошибок, нужно придерживаться основных требований к публичному выступлению: Динамичное и спланированное начало выступления. Важно продумать и возможно даже выучить начало речи. Не должно быть ошибок и запинок. Создание некоторого напряжения, позволяющего создать полемику между аудиторией и выступающим. Сдержанные эмоции. Публика должна наблюдать взволнованность и воодушевление оратора.

При этом выступающий должен испытывать удовольствие и кайф даже от волнения. Лаконичность выступлений. Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, то есть не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней. Речь не должна быть скучной для аудитории, увеличивайте энергетику, интонации, добавляйте эмоций. Поддержание контакта с аудиторией. При подготовке выступления нужно выделить основную мысль обращения и обязательно донести ее до слушателей. Завершение речи также важно, как и ее начало. Оно должно быть понятным и лаконичным.

Сообщение стоит закончить красиво и эмоционально. Ошибки ораторов Прежде чем приступить к изучению ораторского мастерства, стоит ознакомиться с самыми распространенными ошибками выступления. Не рекомендуется освещать темы, в которых нет понимания. Выступающий должен хорошо разбираться в представленном докладе. Важно тщательно подготовиться к выступлению и изучить вопрос. При наличии страхов, важно не показать их аудитории. У слушателей не должно возникнуть сомнений в компетентности и профессионализме оратора. Содержание слов не должно расходиться с языком тела. Аудитория по дрожащему голосу или тону речи, угадает настроение и самочувствие оратора.

Ее интересует информация, которая должна быть познавательной, новой и интересной. Если начать оправдываться, аудитория может утратить доверие к выступающему. И даже если речь подготовлена хорошо и насыщена интересными фактами, ее будут слушать невнимательно. Специалисты не рекомендуют извиняться перед публикой, снимая вину за некачественный доклад. Поэтому не стоит их недооценивать. Отличным инструментом являются и визуальные материалы. С их помощью можно лучше объяснить статистические и теоретические данные. Примеры помогают также отвлечь и даже развлечь аудиторию. Ошибка 4: Лишние жесты и неуправляемая мимика Начинающие ораторы часто не обращают внимание на свою мимику.

А суетливые жесты и хаотичная мимика могут испортить все впечатление.

Не относитесь к аудитории свысока Когда людей держат за идиотов или маленьких детей, они могут озлобиться, принять враждебный настрой и игнорировать все, что вы говорите. Главное, не вещайте нараспев и не вздыхайте громко. Постройте свою речь Если к вашей основной теме сообщения относятся несколько идей или деталей, расскажите обо всем по очереди. Если попытаетесь передать большой объем информации, вам придется в конце выступления еще раз обобщить и сделать акценты на основных идеях. Будьте вежливы, соблюдайте правила хорошего тона и приличия Многие ораторы не соблюдают это условие, поэтому зачастую собирают «гнилую» аудиторию. Вы же не хотите встать в их ряды?! Избегайте монотонности — проявления плохой организованности и подготовленности, ведь информация идет сплошным потоком и непонятно, где важные мысли и идеи. Будьте внимательны Во время выступления очень легко подвергнуться эмоциям. Если вы поняли, что автоматически пришлось горланить и сокращать текст, значит, вы не последовали нашим советам.

Эмоции могут захватить вас, если вы будете считать себя слишком «знающим и умным».

Доводы должны быть приняты всеми участниками - Ваше дело - принимать или отвергать мои аргументы: от этого их убедительность не страдает. Надеюсь, вот с этим вы не сможете не согласиться. Не торопитесь! Вы утверждаете… - Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции. Ты сердишься - значит, ты не прав! Всем уже давно понятно, что вы проиграли. Дайте возможность человеку сохранить его лицо - Ну вот, убедил же я вас. Контрольный тест по дисциплине «Риторика» Тестовое задание 1.

Задание 10 Какие фразы оратор не должен использовать во время выступления выберите несколько вариантов ответа?

Задание 11 Во время выступления не допускается использование выберите несколько вариантов ответа 1 афоризмов, крылатых слов;.

Что нельзя делать в конце выступления

Чтобы публичные выступления оказались удачными, оратор должен обладать определенными навыками и качествами, которые предусматривает ораторское искусство: уверенность в себе; грамотная самопрезентация; умение беспрерывно говорить на одну тематику. Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. Чтобы публичные выступления оказались удачными, оратор должен обладать определенными навыками и качествами, которые предусматривает ораторское искусство. Чтобы оставить приятное «послевкусие» от своего выступления, особенно если в вашей теме мало позитивного, пошутите в конце. Можно в конце речи пожелать слушателям приятно провести выходные, праздники и т. п.

1.4 Заключительная часть выступления

Оратор в публичном выступлении аргументирует определенную точку зрения, т.е. осуществляет аргументацию. Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования. Оратор должен. Задачи ораторского выступления. Качества хорошего оратора. Публичное выступление презентация. Оратор, не продумавший план выступления, нередко отклоняется от темы, не укладывается в отведённое для выступления время.

Основные требования к началу и заключению речи

При создании публичной речи вы должны отчётливо понимать, какова цель вашего будущего выступления, каким оно должно быть в плане содержания и наличия эмоций. Чего не должен делать оратор в конце выступления? практиков, вторая половина речи оратора всегда кажется вдвое. В конце выступления оратор должен закончить свою речь ярко и уверенно, сформулировать основные идеи и подвести итоги своего выступления. Предположим, что с началом выступления оратор успешно справился и презентовал информацию. Оратор должен. Задачи ораторского выступления. Качества хорошего оратора. Публичное выступление презентация.

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления

Разберем, как оратор может эффектно начать и завершить обращение к аудитории. Публичное выступление Основная функция начала выступления Для выступающего важно, чтобы речь услышало и прочувствовало больше людей. Ключевая задача — завладеть вниманием аудитории с первых слов, вызвать живой интерес и отклик в умах и сердцах. Это не так просто.

Начинающие ораторы совершают одни и те же ошибки. Они неправильно подают себя, смущаются, запинаются, словом, ведут себя неуверенно. Интерес зрителей быстро падает.

Бывает обратная ситуация: спикер умеет держаться, уверенно говорить, грамотно и доходчиво подавать информацию. Но эти преимущества словно влажной тряпкой оказываются стертыми вялым и скучным началом речи. Главная функция начала выступления — не допустить рассеивания внимания, удержать зрителя, сделать его своим союзником и помощником.

От его восприятия зависит успех речи. Если начать с банальных или обобщенных фраз вроде «Сегодня мы собрались обсудить серьезную для нашего общества проблему экологии» или «Ни для кого не секрет, что продукция нашего бренда пользуется сегодня большой популярностью», это вряд ли зацепит. Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке.

Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей. Гилберт К. Честертон Итак, разберем, как приковать к себе взгляды и внимание с первых секунд.

Истории, анекдоты, вопросы Рассказать коротенькую историю по теме — прекрасный вариант начала речи. Истории нравятся всем. К примеру, спикер делает доклад по техникам продаж.

Начать стоит, например, так: «Недавно произошел забавный случай.

Ключевая задача — завладеть вниманием аудитории с первых слов, вызвать живой интерес и отклик в умах и сердцах. Это не так просто. Начинающие ораторы совершают одни и те же ошибки. Они неправильно подают себя, смущаются, запинаются, словом, ведут себя неуверенно.

Интерес зрителей быстро падает. Бывает обратная ситуация: спикер умеет держаться, уверенно говорить, грамотно и доходчиво подавать информацию. Но эти преимущества словно влажной тряпкой оказываются стертыми вялым и скучным началом речи. Главная функция начала выступления — не допустить рассеивания внимания, удержать зрителя, сделать его своим союзником и помощником. От его восприятия зависит успех речи.

Если начать с банальных или обобщенных фраз вроде «Сегодня мы собрались обсудить серьезную для нашего общества проблему экологии» или «Ни для кого не секрет, что продукция нашего бренда пользуется сегодня большой популярностью», это вряд ли зацепит. Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей. Гилберт К. Честертон Итак, разберем, как приковать к себе взгляды и внимание с первых секунд.

Истории, анекдоты, вопросы Рассказать коротенькую историю по теме — прекрасный вариант начала речи. Истории нравятся всем. К примеру, спикер делает доклад по техникам продаж. Начать стоит, например, так: «Недавно произошел забавный случай. Я зашел в магазин электроники присмотреть новый видеорегистратор.

Ко мне подошел продавец-консультант и удивил меня таким вопросом…».

Распространенными ошибками молодых ораторов являются следующие выберите несколько вариантов ответа : 1 смотреть в упор на одного и того же человека, смотреть только в текст доклада; 2 смотреть поверх голов слушателей, требовать тишины; 3 время от времени смотреть в глаза слушателям, демонстрировать хорошее настроение; 4 одергивать аудиторию, делать замечания опоздавшим. Задание 6 Перед началом выступления необходимо выберите несколько вариантов ответа 1 выдержать паузу; 2 установить зрительный контакт с аудиторией; 3 показать свою значимость; 4 дать строгую оценку плохо подготовленной аудитории, опоздавшим и др. Задание 7 Во вступлении оратор должен выберите несколько вариантов ответа 1 обосновать постановку вопроса; 2 познакомить слушателей с планом выступления; 3 заинтересовать слушателей; 4 извиниться, если плохо себя чувствует.

Если начать оправдываться, аудитория может утратить доверие к выступающему. И даже если речь подготовлена хорошо и насыщена интересными фактами, ее будут слушать невнимательно. Специалисты не рекомендуют извиняться перед публикой, снимая вину за некачественный доклад. Поэтому не стоит их недооценивать.

Отличным инструментом являются и визуальные материалы. С их помощью можно лучше объяснить статистические и теоретические данные. Примеры помогают также отвлечь и даже развлечь аудиторию. Ошибка 4: Лишние жесты и неуправляемая мимика Начинающие ораторы часто не обращают внимание на свою мимику. А суетливые жесты и хаотичная мимика могут испортить все впечатление. Чтобы научиться контролировать процесс, следует записать выступление и посмотреть на себя со стороны. Такой способ поможет увидеть лишние движения, расширенные глаза или слишком высоко поднятые брови. Лицевые мышцы достаточно трудно поддаются контролю.

Поэтому справиться с ними поможет постоянная практика. Иногда при подобном восприятии не учитывается значение предложений. Например, частицы с отрицательным значением могут вообще не восприниматься или пониматься с опозданием. Частое применение конструкций с частицей не может привести к противоположному эффекту. Необходимо разбираться в теме. При плохом владении тематикой доклада в тупик могут поставить вопросы аудитории. В этом случае оратор может растеряться и не завершить речь достойно. Перед выступлением нужно тщательно изучить целевую аудиторию и обязательно разработать запасной план выступления.

Особенно нужно подготовиться к новой теме. Сложности могут возникнуть, если речь готовил зам или помощник. Необходимо ознакомиться со структурой выступления и отметить самый важные и полезные моменты. Если слушатели поймут, что оратор плохо знаком с речью — доверие сразу снизится. Недостаточная подготовка уменьшает уверенность и энергию у самого выступающего. В такой ситуации слова сливаются в единый поток. А тон речи не позволяет понять, где границы предложений. Монотонность может спровоцировать усталость и раздражение у публики.

Многие даже не сдерживают зевков. Люди предпочитают истории и с трудом выслушивают голые факты. А многие слушатели плохо воспринимают данные на слух. Иногда даже хороший слайд не способен исправить ситуацию. Нельзя строить выступление путем перечисления исследований и фактов. В докладе рекомендуется использовать один главный факт и одну главную мысль. Остальные факты должны подчеркивать информацию. Мысль можно преподнести в виде интересной истории.

Желательно выступать не дольше 15 — 20 минут. Самое большее 1 час.

Риторика: Практикум

Логическая последовательность стройность изложенного материала. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Заключение В заключении: формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления, заключение должно быть убедительным и ярким, и обязательно согласовываться со вступлением и основной частью. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и вновь вернуться к основным моментам главной части. Закончить выступление можно решительным заявлением,подводящим итог выступлению. Как выступать способы выступления Необходимо избрать способ выступления — заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории. Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:- знания основных социальных и психолого-педагогических особенностейпроцесса публичной речи;- умение подобрать материал для выступления и оформить его всоответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии,а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;- умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдаяправила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;- безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой,жестом, соблюдение всех требований культуры речи;- умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями — значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности. Читайте также: Электрический ток в вакууме - справочник студента Список литературы 1 Русский язык и культура речи. Введенская, Л. Павлова, Е. Ростов н. Центр «Русская Тройка», «Комета», 1989. Основы теории коммуникации. Русский язык и культура речи.

Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой. Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение. Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности. Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки: быть уверенным в себе; уметь беспрерывно разговаривать на одну тему; кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении; уметь заинтересовывать аудиторию; артистизм и харизма; дар убеждения. Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении.

Это — классический прием возвратного удара, который не позволяет противнику втянуть вас в дискуссию, от которой противник наверняка выиграет. Это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос.

В таком случае рекомендуется сказать так: «Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше». Блокирующий вопрос. Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль оратора только в одном направлении, исключить альтернативу.

Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение. Например: «Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот? Будем ли мы независимы, если будем принимать финансовую помощь Запада?

Во-первых, можно отреагировать на данный вопрос как на смысловой, а не риторический, то есть отнестись к нему серьезно, как к вопросу по существу: «Очень интересный вопрос. Я понял ваш вопрос. Это сложный вопрос, но можно было бы ответить так...

Второй способ — показать, что идея, содержащаяся в вопросе, верна вы правы , но она верна лишь для определенных условий, а в вашем случае имеются в виду другие условия. Каверзный вопрос. Это вопрос-укус, попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: «Вы читаете нам об искусстве общения, а у вас у самого разве не бывает конфликтов в общении?

Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик... Вымогающий вопрос. Такой вопрос представляет собой попытку «нажать» на оратора, уговорить его принять точку зрения задающего вопрос.

Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: «Вы же не станете отрицать, что... Кто же. Вы же не можете не признать тот факт, что...

А Стешов считает в таком случае лучшим ответ типа: «Не занимайтесь вымогательством! Можно предложить и другой вариант: «Да, но... Это вопрос типа: «Почему вы говорите...

Мне неоднократно приходилось слышать такое мнение, оно довольно распространено». Но дальше следует представить эту точку зрения лишь как одну из возможных, одну из существующих: «Но у меня другая точка зрения. Моя позиция мне кажется более обоснованной.

Не хотелось бы повторять приведенные мною аргументы».

Отвечать всем нужно одинаково уважительно. Это значит, что выступающий должен проявлять внимание и уважение к любому, кто задает вопрос. Ответ на вопрос не должен становиться лекцией внутри лекции. Минута — достаточное время для ответа на любой вопрос. На каверзные вопросы, заданные с целью выставить выступающего в дурном свете, можно отвечать разными способами. Например: контрвопрос — собеседник задает его оратору в ответ на его вопрос.

Предпочтительным для письменной научной речи является предложение: a Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью. Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей : дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни... Механическое удерживание земляных масс : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Публичные выступления: 8 советов из моей практики

Текст выступления — готовится полный текст, который в процессе выступления полностью зачитывается. Некоторым ораторам кажется, что имея перед глазами весь текст выступления, говорящий чувствует себя уверенней. Но полный текст сильно ограничивает. В этом случае фактически невозможны отклонения от того, что написано в тексте, без нарушения целостности и последовательности речи. Многие ораторы чувствуют себя увереннее, если сначала пишут полный текст выступления. В таком случае есть два варианта: во-первых, из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов, во-вторых, в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основе которых затем спонтанно произносится речь.

Правила для оформления текста выступления. Использовать бумагу формата А4, без бликов. Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией. Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением. Писать следует только на одной стороне листа только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое; писать на одной стороне листа, крупно и разборчиво.

Нумеровать листы по порядку. Применять режиссерские указания. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно. Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности.

Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно. Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту. В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее. К тому же включается страх сбиться и замолчать. Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [71]. Структура публичного выступления Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура.

Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание.

Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям это первый шанс установить контакт с аудиторией , оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части. Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания.

Однако эти принципы не взаимоисключающие. То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию. Наиболее распространенные варианты заключения: 1 подводится итог, 2 кратко формулируются основные положения, 3 приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4 подчеркивается значимость сделанных выводов, 5 ставятся новые задачи, 6 выражаются пожелания или надежды, 7 формулируется призыв. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры.

Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Композиция от лат. Композиция — это: 1.

Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С.

Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме.

После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т. Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется.

Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами — обязательно надо дать аудитории некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» — заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления. Ответы на вопросы аудитории Как отвечать на вопросы?

Это проблема для многих ораторов. Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в интересах усиления воздействующей силы выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать, а иногда и «провоцировать».

Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы? Отвечать надо на все вопросы. Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Отложить ответ можно словами: «Я понял вас, я вам отвечу несколько позже.

Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить... Отвечать на вопросы надо на равных. Это означает, что оратор должен продемонстрировать уважение к любому, задающему вопрос, признать любой вопрос аудитории как законный, правомерный. Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса — любой вопрос законен и требует ответа.

Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно. Подчеркнуто внимательно следует выслушивать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает вопрос, чтобы «показать себя». Отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: «Вы меня не так поняли», нужно сказать: «Видно, я неудачно выразился», или «Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль» и др. Отвечать кратко.

Не превращать ответ в лекцию! Мы уже отмечали, минута-полторы — предел для ответа на вопрос. Можно дать некоторые рекомендации, как отвечать на «трудные вопросы» — такие, которые, как правило, самой своей формой ставят нередко оратора в трудное положение. Разумеется, все зависит от содержания вопроса, но некоторые технические приемы могут быть рекомендованы на- чинающим ораторам.

Стешов дает следующие рекомендации. Вопрос задается с уверенностью, что оратор на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос — ирония.

Заключительная фраза должна быть выделена интонационно. Прочитайте «Советы молодому оратору». Говори только о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя лично, что тебе лично интересно. Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя. Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса.

Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным. Говори проще. Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей. Следи за правильностью своей речи. Если не уверен, что произнесешь слово с правильным ударением или неточно знаешь значение слова или выражения - замени его другим. Употребляй пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они - твои друзья и помогут сделать твою речь более образной и выразительной. Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.

Вопросы: Проанализируйте каждый приведенный выше совет с точки зрения того, какое правило подготовки публичного выступления из перечисленных выше он «представляет», с каким правилом подготовки публичного выступления совпадает. Какие советы дополняют правила публичного выступления, приведенные выше? Объясните, как можно на практике реализовать приведенные выше советы, что нужно делать, чтобы этот совет выполнить. Прочитайте отрывок из повести В. Железникова «Чудак из шестого Б», в котором рассказывается, как герой повести, назначенный вожатым октябрят, готовится к первой встрече с ними. Рассказ ведется от лица главного героя. На уроках я думал об октябрятах.

Устная речь содержит богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств: мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал Бернард Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать. В устной речи легче передать эмоцию и эмоциональное состояние говорящего. В условиях устной речи дополнительно воздействуют сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность и убежденность. В устной речи допускается многочисленное дублирование и повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание. В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями; он следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли. Устное выступление часто легче понять слушателям — ведь можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором. Устное выступление оперативнее письменного; оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация часто занимает меньше времени. Устное выступление характеризуется простотой реализации — не нужны материальные затраты, специальные средства письма, копирование текста и т. Основные трудности публичного выступления Хорошая публичная речь — это искусство. Почему так трудно бывает хорошо выступить? Причин здесь обычно несколько: оратор волнуется, он забывает, о чем собирался говорить, боится вопросов, опасается, что не уложится в отведенное время, боится, что его не поймут, не поверят ему, не уверен в себе и т. Специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора: нельзя прервать выступление, когда хочется; нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас; трудно понять отношение аудитории к себе; слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами; с теми, кого видят по телевизору; нельзя вести себя свободно, так, как хочется; по вашему выступлению о вас составят мнение, которое потом будет трудно изменить. Трудностей много, поэтому первые выступления людей часто оказываются неудачными. Надо учиться анализировать и исправлять свои ошибки. Почему аудитория не ждет любого оратора с распростертыми объятиями? Почему аудиторию, как правило, необходимо «расшевелить», «достучаться» до нее? Во-первых, аудитория инертна. Будучи собрана вместе, аудитория обычно уже имеет определенное мнение, чем и объясняется часто ее некоторый изначальный скептицизм по отношению к оратору: «Ну что он а может нам рассказать? Таким образом, основная часть аудитории инертна, что создает эффект пассивного сопротивления аудитории оратору. Во-вторых, аудитория склонна сопротивляться воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. Тенденцию к такому противостоянию раскрыл Б. Поршнев в своей работе «Социальная психология и история». По его мнению, «всякий говорящий внушает», слушающий же как личность борется против внушения, так как не хочет подчиняться чужому влиянию, не хочет «подпадать под обаяние» оратора, хочет сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере. Выделяются три самых распространенных способа такой «борьбы» слушателей с речевым воздействием оратора: избегание, подрыв авторитета, непонимание. Стратегия избегания характеризуется следующими признаками: аудитория проявляет невнимание, пропускает мимо ушей важную информацию, ищет и находит повод отвлечься от восприятия выступления оратора, не смотрит на него, стремится сесть подальше от оратора или просто не является на его выступление. Избеганием является и такой «детский» прием, как закрывание глаз. Избегание проявляется также в уклонении от восприятия гой или иной информации. Стратегия подрыва авторитета основана на том, что источник информации квалифицируется как неавторитетный, не специалист в данной области, и поэтому все то, что он говорит, можно всерьез не воспринимать. Повод для подрыва авторитета оратора всегда может быть найден: или он молодой яйца курицу не учат , или рядовой человек она не психолог, а простая мать, какие она может дать полезные советы , или слишком модно одет он думает только о своей внешности , или одет и выглядит старомодно он отстал от жизни , или он не специалист в данном вопросе он терапевт, а не фтизиатр, как он может судить о вреде курения и т. Подорвать авторитет оратора у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица. Очень высокий авторитет одного лица может привести к отказу в авторитете всем другим, кроме него Бога, царя, Сталина, учителя, тренера и т. Стратегия непонимания заключается в том, что аудитория, слушая оратора, идея которого ей не нравится, интерпретирует такую идею или его аргументы как непонятные. На этом основании она отвергает и саму идею, отказываясь вникать в ее смысл. В таком случае аудитория говорит: «Мы не поняли его; мы не поняли, что он хотел нам доказать». Непонимание здесь фиктивное, имеет место просто отказ от восприятия идеи или доводов на основании квалификации их как непонятных. Оратор должен знать и учитывать способы противостояния ему со стороны аудитории. Контрприемы оратора Разные жанры, как и разные формы публичного выступления лекция, доклад, выступление и др. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления — правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре. Назовем основные из них.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий